Тема: «Один – много. Забор для жителей Теремка».
Задачи:
– уточнить и расширить представления детей о понятиях «один» и «много» посредством дидактических игр «Покупки», «Угощения для ребят», «В гостях у жителей Теремка», «Строим забор»;
– развивать умение определять, где много предметов, а где один посредством дидактических игр «Покупки», «Угощения для ребят», «В гостях у жителей Теремка», «Строим забор»;
– закрепить умение детей определять и называть цвет предметов, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру посредством дидактических игр «Покупки», «Угощения для ребят», «В гостях у жителей Теремка», «Строим забор»;
– уточнить и обобщить представление детей о заборчике, как сооружении, созданном для защиты своего дома;
– инициировать поиск способов увеличения заборчика в длину;
– тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогию, развивать внимание речь.
Материалы: иллюстрации к сказкам с узнаваемыми для детей моментами, персонажи – фигурки к сказке «Теремок», коробки большая и маленькая (на каждого ребенка), геометрические фигуры разного (- й) размера, цвета, формы, палочки Кюизенера.
Логика образовательной деятельности:
- Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель включает запись р. н. песни, берет в руки иллюстрированную книгу с известными детям сказками и садится на стульчик. Дети собираются вокруг воспитателя и с интересом наблюдают за происходящим.
– Ребята, вы любите сказки?
– А какие сказки вы любите?
– В какой сказке, жили в одном доме дружно, много зверушек?
Если дети затрудняются ответить на вопрос, воспитатель открывает мольберт с заранее прикрепленными иллюстрациями из некоторых сказок. Дети рассматривают иллюстрации, находят нужную и называют сказку.
– Теремок.
– Ребята, давайте вспомним, какие зверушки жили в теремке.
Дети называют сказочных персонажей – зверушек.
– Ребята, сказочные зверушки приглашают нас в гости в Теремок.
– Вы любите ходить в гости?
– А что вы обычно делаете в гостях?
Предположительные ответы детей: «Играем, пьем чай и т. п.».
– Отправляясь в гости, можно взять с собой что – нибудь вкусненькое к чаю. С чем вы любите пить чай? Что можно взять к чаю?
Предположительные ответы детей: «Конфеты, печенье, торт».
– Хорошо, а где мы все это можем взять?
Предположительные ответы детей: «Мы можем испечь сами».
– А у нас с вами есть мука, печка?
Предположительные ответы детей: «Нет».
– Где еще мы можем взять угощения?
Предположительные ответы детей: «В магазине».
– Магазин так далеко, как же нам быстрее до него добраться?
Предположительные ответы детей: «На поезде, машине и т. п.».
- Физминутка «Едем в магазин».
– Чтобы поехать на машине нужно накачать шины.
Имитация со звуком ш – ш – ш.
Зальем в бак бензин.
Имитация со звуком с – с – с.
Заведем моторы.
Имитация со звуком д – д – д .
- Открытие детьми нового знания «Покупки».
На столе картонные круги разного цвета и размера.
– Куда мы приехали?
Предположительные ответы детей: «В магазин».
– Ребята в магазине продается много тортиков.
– Сколько в магазине продается тортиков?
Предположительные ответы детей: «Много».
– Я купила один торт.
– Сколько я купила тортиков?
Предположительные ответы детей: «Один».
– Ребята, купите себе по одному тортику.
– Сколько тортиков купил (имя ребенка)?
Воспитатель задает вопрос всем детям.
– У меня тортик красного цвета. У кого такой же торт?
– Какого цвета у тебя (имя ребенка) тортик?
– У кого такой же?
– У кого торт самый большой?
– А у кого самый маленький тортик?
- Включение нового знания в систему.
4.1. Игровая ситуация «В гостях у жителей Теремка».
– Ребята, а где находится Теремок?
Предположительные ответы детей: «В лесу».
– Покружились, покружились и в лесу мы очутились.
– Где мы с вами?
(На столе стоит деревянный домик, фигурки из сказки).
– Посмотрите, где же Теремок?
– Давайте поздороваемся с жителями Теремка.
– Угостите зверушек тортиками. Кого ты угостил (- а) тортиком? Сколько тортиков ты дала волку?
Воспитатель задает вопрос всем детям.
– Сколько Теремков?
Предположительные ответы детей: «Один».
– А сколько тортиков вместе?
Предположительные ответы детей: «Много».
4.2. Игровая ситуация «Угощение для ребят».
– Ребята, жители Теремка угостили нас пирогами. Чтобы не помять и донести до дома пироги, нам понадобятся коробки.
На столах у каждого ребенка коробки: большая и маленькая; картонные круги: один маленький и несколько больших.
– Какие пироги?
– Какие коробки?
– Сколько маленьких пирогов?
– А больших?
– Разложите пироги по коробочкам.
– Сколько пирогов в маленькой коробочке?
– Один пирог, в какой коробочке?
– Сколько пирогов в большой коробке?
– Много пирогов, в какой коробке?
– Почему в эту (указываю) коробочку вы положили один пирог?
– А в эту много?
4.3. Игровая ситуация «Строим забор».
– Ребята, зверушки, просят о помощи. У них нет забора. Как мы можем им помочь?
Дети высказывают идеи.
Предположительные ответы детей: «Можно построить забор».
Для постройки забора воспитатель предлагает детям взять один столбик (палочки Кюизенера желтые и одна красная).
– Сколько столбиков взял (- а) (имя ребенка)?
Воспитатель опрашивает всех детей.
– Каких столбиков много?
Предположительные ответы детей: «Желтых».
– Желтых столбиков сколько?
Предположительные ответы детей: «Много».
– А у кого столбик не такой как у всех?
– Какого цвета твой столбик?
– Сколько красных столбиков?
– Постройте забор с помощью своего столбика.
Дети пытаются построить забор, но сталкиваются с проблемой, одного столбика недостаточно. Дети моей группы догадались, что можно соединить столбики и дружно построить забор вокруг Теремка.
– Что можно сделать, чтобы построить забор вокруг Теремка?
Дети строят забор вокруг Теремка.
– Ребята, какие вы молодцы. Похвалите себя.
Дети обнимают сами себя, и говорят: «Какой я сегодня молодец!»
- Рефлексия.
– Ребята, где мы с вами сегодня были?
– Что интересного делали?
– Какое доброе дело мы сделали для жителей Теремка?
– Ребята, мы угостили зверушек, угостились сами, построили забор, потому что очень дружные и можем различать, где один, а где много.
Конспект НОД разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Педагог в ходе НОД реализует системно-деятельностный подход посредством технологии “Ситуация” Л.Г.Петерсон. Учитывая возрастные особенности детей, педагог использует различные игровые ситуации, к каждой игре подбирает наглядный и дидактический материал на каждого ребенка; обращает внимание на то, чтобы вывод повторил каждый ребенок. В ходе НОД присутствует смена видов деятельности, используются приемы для поддержки детской самостоятельности, активности, интереса.