Конспект урока по химии в 8 классе
Тема урока: «Свойства основных классов неорганических соединений с точки зрения электролитической диссоциации»
Современная образовательная технология: проектирование компетентностно-контекстной образовательной среды с элементами информационно-коммуникационных технологий.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формировать познавательную активность учащихся
Развивающие задачи:
развивать общие учебные умения при составлении РИО и изучении химических свойств основных классов веществ.
Основные учебные практические задачи: развитие коммуникативной, информационной и речевой компетенций:
- Отработка алгоритма написания РИО и составления молекулярного, ионного и сокращенного ионного уравнения;
- Введение нового материала по написанию химических свойств солей.
Оборудование урока: компьютер, медиапроектор.
Ход урока:
- Вводная часть: организационный момент (1-2 минуты)
Озвучивается тема.
Тема, которую мы изучаем «Свойства основных классов неорганических соединений с точки зрения электролитической диссоциации». Сегодня рассматриваем химические свойства солей. Вы знаете правила составления реакций ионного обмена, знаете химические свойства кислот, оснований. Предлагайте, с чем будут реагировать соли.
- Введение нового материала: составление общей схемы химических свойств солей.
Схема химических свойств солей составляется совместно с учащимися.
Для этого сначала учащимся предлагается дописать уравнения реакций, составить ПИУ и СИУ, после составления, которых записывается общая схема химических свойств солей.
(Учащиеся сначала работают на местах, потом ученик выходит к доске для записи уравнений, остальные поправляют и добавляют в ходе записи на доске.)
Во время записи уравнения обсуждение происходит по вопросам: будет ли данная реакция являться РИО? Почему?
( повторяется алгоритм написания РИО, изученный ранее ). Слайд 1.
1-е – уравнение: K2SO4 + BaCl2 →
Решение: МУ K2SO4 + BaCl2 → 2KCL + ВаSO4
ПИУ 2К++SO42- + Ba2+ + 2CL– —> 2K+ + 2CL– + ВаSO4
СИУ SO42- + Ba2+ —> ВаSO4
Затем после составления уравнения учащимся задаются вопросы:
1) Какие вещества вступают в реакцию в первом уравнении(соли)
2) Что образуется в ходе первой реакции? (осадок)
В ходе обсуждения записывается 1 свойство солей:
СОЛЬ (Р) + СОЛЬ(Р) → ОСАДОК↓ + СОЛЬ Слайд 2
Затем составляется и обсуждается 2-е уравнение реакции:
AlCl3 + NaOH →
Решение: МУ AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3 + 3NaCl
ПИУ Al3+ + 3Cl– + 3Na+ + 3OH– —> Al(OH)3 + 3Na+ + 3Cl–
СИУ Al3+ + 3OH– —> Al(OH)3
Вопросы для обсуждения:
1) Какие вещества вступают в реакцию во втором уравнении(соль и щелочь)
2) Что образуется в ходе реакции? (осадок, соль)
В ходе обсуждения записывается 2 свойство солей:
СОЛЬ (Р) + ЩЕЛОЧЬ →Н.ОСНОВАНИЕ↓ + СОЛЬ Слайд 4
Затем составляется и обсуждается 3-е уравнение реакции:
K2CO3 +HNO3 →
Решение: МУ K2CO3 +2HNO3 → 2K NO3 + Н2О + СО2
ПИУ 2К+ + CO32- + 2H+ + 2 NO3 – → 2К+ +2 NO3 – + Н2О + СО2
СИУ CO32- + 2H+ → Н2О + СО2
Вопросы для обсуждения:
1) Какие вещества вступают в реакцию в третьем уравнении(соль и кислота)
2) Что образуется в ходе реакции? (газ и вода)
В ходе обсуждения записывается 3 свойство солей: Слайд5
СОЛЬ(КАРБОНАТ/ СУЛЬФИТ/СУЛЬФИД (кроме Ag2S и CuS)) + КИСЛОТА → ГАЗ + ВОДА +СОЛЬ
Далее записываю на доске 4 химическое свойство солей (ранее не встречалось):
СОЛЬ(Р) + более акт Ме (Ме от Мg)→ нов. СОЛЬ +нов.Ме Слайд6
Учащимся предлагаю составить уравнение реакции:
CuCl2 + Fe → Решение: CuCl2 + Fe → Cu + FeCl2
Вопрос: почему реакция будет идти? (ответ: Fe более активный металл, чем Cu)
Т.О. В ХОДЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПОЛУЧАЕТСЯ СХЕМА: Слайд7
- СОЛЬ (Р) + СОЛЬ(Р) → ОСАДОК↓ + СОЛЬ
- СОЛЬ (Р) + ЩЕЛОЧЬ →Н.ОСНОВАНИЕ↓ + СОЛЬ
- СОЛЬ(КАРБОНАТ/ СУЛЬФИТ/СУЛЬФИД (кроме Ag2S и CuS)) + КИСЛОТА → ГАЗ + ВОДА +СОЛЬ
- СОЛЬ(Р) + более акт Ме (Ме от Мg)→ нов. СОЛЬ +нов.Ме
- Задания для совместной деятельности.
Итак, мы знаем основные химические свойства всех классов неорганических соединений. Применим эти знания для решения задач.
Допишите уравнения возможных реакций, составьте ионные уравнения:
а) AlCl3 + NaOH →
б) K2CO3 +HNO3 →
в) K2SO4 + BaCl2 →
г) NaNO3 + KOH→
д) Na2SO3 + H2SO4→
е) K2S +HNO3→
ж) KNO3 +HCl→
з) Сu(NO3)2 +NaOH→
и) BaCl2 +K2CO3→
к) Na2CO3 + KCl→
- Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выучить химические свойства солей.
Урок соответствует современным требованиям и веяниям педагогической науки. Четко сформулированы цели и задачи. Продуманы методы работы, ничего лишнего, отвлекающего внимание.