Методическая разработка урока химии : «Свойства основных классов неорганических соединений с точки зрения электролитической диссоциации»

Конспект  урока по химии в 8 классе

 

Тема урока: «Свойства основных классов неорганических соединений с точки зрения  электролитической диссоциации»

Современная образовательная  технология:    проектирование компетентностно-контекстной  образовательной среды с элементами  информационно-коммуникационных технологий.

Тип урока:   комбинированный

Цель урока:  формировать познавательную активность учащихся

Развивающие задачи:

развивать общие учебные умения при составлении  РИО и изучении химических свойств основных классов веществ.

Основные учебные практические задачи: развитие  коммуникативной, информационной  и речевой компетенций:

  1. Отработка алгоритма написания РИО и составления молекулярного, ионного и сокращенного ионного уравнения;
  2. Введение нового материала по написанию химических свойств  солей.

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор.

Ход урока:

  1. Вводная часть: организационный момент (1-2 минуты)

Озвучивается тема.

Тема, которую мы  изучаем  «Свойства основных классов неорганических соединений с точки зрения электролитической диссоциации». Сегодня рассматриваем химические свойства солей. Вы знаете правила составления реакций ионного обмена, знаете химические свойства кислот, оснований. Предлагайте, с чем будут реагировать соли.

  1. Введение нового материала: составление общей схемы химических свойств солей.

Схема химических свойств солей составляется совместно с учащимися.

Для этого сначала учащимся предлагается дописать  уравнения реакций, составить  ПИУ и СИУ, после составления, которых записывается общая схема химических свойств солей.

(Учащиеся сначала работают на местах, потом  ученик  выходит к доске для записи уравнений, остальные поправляют и добавляют в ходе записи на доске.)

Во время записи уравнения обсуждение  происходит по  вопросам: будет ли данная   реакция являться  РИО?  Почему?

( повторяется алгоритм написания РИО, изученный ранее ). Слайд 1.

1-е – уравнение:    K2SO4 + BaCl2   →

Решение:             МУ       K2SO4 + BaCl2   → 2KCL  +  ВаSO4

ПИУ      2К++SO42-   +  Ba2+ + 2CL   —> 2K+  + 2CL +  ВаSO4

СИУ               SO42-   +  Ba2+   —> ВаSO4

Затем после составления  уравнения учащимся задаются вопросы:

1) Какие  вещества вступают в реакцию в первом  уравнении(соли)

2) Что образуется в ходе первой  реакции?  (осадок)

В ходе обсуждения записывается 1 свойство солей:

СОЛЬ (Р)   +  СОЛЬ(Р) → ОСАДОК↓ + СОЛЬ   Слайд 2

Затем составляется и обсуждается 2-е  уравнение реакции:

AlCl3 + NaOH →

Решение:       МУ    AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3   +  3NaCl

ПИУ    Al3+ + 3Cl  + 3Na+  + 3OH–  —> Al(OH)3   + 3Na+ + 3Cl

СИУ     Al3+    + 3OH–  —> Al(OH)3

Вопросы для обсуждения:

1) Какие  вещества вступают в реакцию во втором   уравнении(соль и щелочь)

2) Что образуется в ходе  реакции?  (осадок, соль)

В ходе обсуждения записывается 2  свойство солей:

СОЛЬ (Р) + ЩЕЛОЧЬ →Н.ОСНОВАНИЕ↓ + СОЛЬ    Слайд 4

Затем составляется и обсуждается 3-е  уравнение реакции:

K2CO3 +HNO3 →

Решение:       МУ    K2CO3 +2HNO3 →   2K NO3 + Н2О + СО2

ПИУ     2К+ + CO32-  + 2H+ + 2 NO3  → 2К+ +2 NO3 + Н2О + СО2

СИУ     CO32-  + 2H→ Н2О + СО2

Вопросы для обсуждения:

1) Какие  вещества вступают в реакцию в третьем   уравнении(соль и кислота)

2) Что образуется в ходе  реакции?  (газ и вода)

В ходе обсуждения записывается 3  свойство солей:        Слайд5

СОЛЬ(КАРБОНАТ/ СУЛЬФИТ/СУЛЬФИД (кроме Ag2S и CuS)) + КИСЛОТА   → ГАЗ  + ВОДА +СОЛЬ

Далее записываю на доске  4 химическое свойство солей (ранее не встречалось):

СОЛЬ(Р)   +  более акт Ме (Ме от Мg)→ нов. СОЛЬ +нов.Ме         Слайд6

Учащимся предлагаю  составить уравнение реакции:

CuCl2 + Fe    →      Решение:    CuCl2 + Fe    →    Cu  + FeCl2

Вопрос:  почему реакция будет идти? (ответ: Fe более активный металл, чем Cu)

Т.О. В ХОДЕ ОБСУЖДЕНИЯ  ПОЛУЧАЕТСЯ СХЕМА:          Слайд7

  1. СОЛЬ (Р) + СОЛЬ(Р) → ОСАДОК↓ + СОЛЬ
  2. СОЛЬ (Р) + ЩЕЛОЧЬ →Н.ОСНОВАНИЕ↓ + СОЛЬ
  3. СОЛЬ(КАРБОНАТ/ СУЛЬФИТ/СУЛЬФИД (кроме Ag2S и CuS)) + КИСЛОТА → ГАЗ + ВОДА +СОЛЬ
  4. СОЛЬ(Р) + более акт Ме (Ме от Мg)→ нов. СОЛЬ +нов.Ме
  1. Задания для совместной деятельности.

 Итак, мы знаем основные химические свойства всех классов неорганических соединений. Применим эти знания для решения задач.

Допишите  уравнения возможных реакций, составьте ионные уравнения:

а) AlCl3 + NaOH →

б) K2CO3 +HNO3 →

в) K2SO4 + BaCl2   →

г) NaNO3 + KOH→

д) Na2SO3 + H2SO4→

е) K2S +HNO3→

ж) KNO3 +HCl→

з) Сu(NO3)2 +NaOH→

и) BaCl2 +K2CO3→

к) Na2CO3 + KCl→

  1. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:  выучить химические свойства солей.

 

 

 

 

 

 

1 комментарий к “Методическая разработка урока химии : «Свойства основных классов неорганических соединений с точки зрения электролитической диссоциации»”

  1. Урок соответствует современным требованиям и веяниям педагогической науки. Четко сформулированы цели и задачи. Продуманы методы работы, ничего лишнего, отвлекающего внимание.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.