Дрезденская картинная галерея

Кузьмина Татьяна Вавиловна       учитель немецкого и английского языков   ГБОУ СОШ№3

  • Дрезденская картинная галерея – один из крупнейших музеев Европы, знаменита огромным собранием работ голландских и итальянских живописцев, написанных с 13 по 18 века. Во время Второй мировой войны галерея сильно пострадала, многие картины реставрировались в СССР.

Дрезденская картинная галерея или Галерея старых мастеров – Gemäldegalerie Alte Meister  – одно из самых уникальных на планете собраний живописи. Дрезденская галерея включена в состав крупнейшего в Европе музейного объединения – Государственные художественные собрания Дрездена. Она находится в самом центре Дрездена – в комплексе Дворцового ансамбля Цвингер. В XVI веке курфюрст Саксонский Фридрих III Мудрый, увлекшись коллекционированием живописных полотен и предметов искусства, основал кабинет изящных искусств – Кунсткамеру. Здесь выставлялись различного рода диковинки, феномены, созданные природой и трудом ремесленников, а также картины итальянских и фламандских живописцев. Курфюрст Саксонский, король Польский Август II Сильный, пришедший к власти в 1670 году, отлично разбирался в живописи, быстро понял реальную ценность полотен и самые ценные произведения изъял из Кунсткамеры, продолжая постоянно пополнять коллекцию творениями таких известных мастеров, как Тициан, Ван Дейк, Рубенс, Рембрандт, Вермер и другие. В 1722 году в перестроенном здании, где раньше размещалась королевская конюшня, состоялась первая выставка картин для придворной знати.

Эту дату и принято считать датой рождения Дрезденской картинной галереи, хотя всемирное признание коллекция получила только в 1733 году во времена правления сына Агуста II Сильного – саксонского курфюрста Августа III. Сын пошел по стопам отца и продолжал расширять коллекцию, приобретая уникальные картины художников, шедевры живописного искусства. Почти триста полотен, принадлежащих кисти Валленштейна, были приобретены в 1741 году. Затем курфюрст выкупил множество замечательных работ в Пражской королевской галерее. Около ста картин было приобретено в Дрезденской резиденции герцога Модены и Реджо Франческо I в 1745 году, среди которых были полотна Веласкеса, Тициана, Корреджо. Венцом этой коллекции картин, бесспорно, является шедевр алтарной живописи, известнейшее произведение времен итальянского Ренессанса, знаменитая «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Великий художник создал последнюю из своих крупных работ в 1512-1513 годах, выполняя заказ Папы Юлия II. Работа предназначалась для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. В 1754 году, за совсем немалую по тем временам цену, картину приобрел король Август III Саксонский и ее доставили ко двору саксонских курфюрстов. Увидев творение Рафаэля Санти, знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гете написал замечательные строки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать»

Сегодня миллионы посетителей замирают перед полотном великого художника, почти реально ощущая, как парящая в воздухе Богоматерь с младенцем на руках идет им навстречу.

Семилетняя война, длившаяся с 1756 по1763 годы нанесла серьезный урон Саксонии и ее столице Дрездену, оккупированному армией Фридриха II. Еще больше ослабили значение и усугубили экономические проблемы Флоренции-на-Эльбе, как современники называли Дрезден, разрушительные Наполеоновские войны. Почти столетие город возрождался и приобретал былое могущество и силу. В 1847 году городским советом было принято решение о строительстве нового здания музея, а директор Дрезденской государственной строительной школы Готфрид Земпер внес предложение о создании дворца искусства, выполненного в стиле неоренессанса. Уже в 1855 году состоялось открытие нового здания дворца, замыкающего пространство театральной площади, а в 1931 году была создана галерея «Новые мастера».        Последующие годы были поистине трагическими для города и его культурного наследия. В 1937 году, пришедшие к власти нацисты, изъяли из собрания множество картин, включая работы немецких экспрессионистов, и уничтожили полотна, объявив их «искусством упадничества и вырождения».

Траурной датой для Дрездена стали два февральских дня в последний год войны. В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года английская и американская авиация сожгла в огненном смерче, сброшенных на город около трех тысяч фугасных и зажигательных бомб, Дрезден и тысячи его жителей. За несколько часов прекрасный город был превращен в груду развалин. Работникам Дрезденской картинной галереи удалось спасти значительную часть работ, укрыв их от налетов авиации, но более 300 картин были серьезно повреждены, а здание галереи Земпера, как и весь музей-дворец Цвингер, практически разрушено. Жители города не ожидали такого варварского, неоправданного разрушения великолепного Дрездена. До сих пор при воспоминаниях стариков о том времени, в их словах слышится горечь и боль перенесенных страданий и невосполнимых потерь.

В мае 1945 года войска Советской армии, занявшие Дрезден, начали поиски произведений искусства и культурных ценностей, как хранившихся в музеях Германии, так и вывезенных из оккупированных стран и спрятанных нацистами. Коллекцию Дрезденской картинной галереи искала специально созданная поисковая группа военных. Товарный вагон, забитый произведениями Рембрандта, Рубенса, Джорджоне и других мастеров, был обнаружен в туннеле старой каменоломни. Здесь же, в отдельном ящике, закрытом цейсовскими замками, нашли драгоценное полотно «Сикстинской мадонны». Когда ящик вывезли из каменоломни и аккуратно вскрыли, советские солдаты и офицеры, выросшие в духе полного отрицания Господа, сняли пилотки и фуражки, увидев сияющий, лучезарный взгляд необыкновенной женщины, бережно держащей на руках божественного младенца. В заброшенной и затопленной известняковой шахте между селами Покау и Легенфельд поисковая группа нашла еще около 350 спрятанных полотен, почти затопленных известковыми водами.

Картины вывезли в Москву, реставрировали, заботливо хранили, а затем значительная их часть была передана в московский музей имени Пушкина, ленинградский Эрмитаж и другие музеи. Во время визита правительственной делегации Советского Союза в Германскую Демократическую Республику в 1955 году, Дрездену вернули 1240 картин. Часть разрушенной бомбардировками галереи Земпера была восстановлена в 1956 году, а к 1960 году – отстроено все здание и мир вновь увидел лучшие творения гениальных живописцев.

Сегодня Дрезденская картинная галерея состоит из 50 залов, в которых представлено более трех тысяч картин знаменитых художников. Около 2/5 произведений представляют полотна итальянской живописи, включая, волнующий сердца и умы, шедевр эпохи итальянского Возрождения XVI века – картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Вдохновением для многих художников является и, созданная в этот же период, «Спящая Венера», которую начал писать венецианский художник Джорджоне, скончавшийся от чумы, а заканчивал картину великий Тициан. Жителям города особенно дороги полотна художника XVIII века, уроженца Венеции, Джованни Канале (Каналетто), который запечатлел на своих картинах виды Дрездена и его окрестностей того времени. Многочисленными творениями представлено искусство фламандского барокко, среди которых 19 полотен Питера Пауля Рубенса, гениального художника, воплотившего необыкновенную жизненность и особую чувственность живописи европейской эпохи барокко.

Несомненной гордостью Дрезденской картинной галереи являются несравненные полотна представителя золотого века голландской живописи Рембрандта Харменса ван Рейна, сумевшего с огромной эмоциональной насыщенностью воплотить в своих произведениях невероятную гамму человеческих переживаний. В 1853 году знаменитая галерея стала обладательницей наследия короля Франции Луи Филиппа I, герцога Орлеанского, и ее залы украсили замечательные картины кисти таких знаменитых испанских художников, как Эль Греко, подписывавшего картины своим греческим именем Доми́никос Теотоко́пулос, представителя испанского золотого века – Диего Веласкеса, знаменитого «маленького испанца» – Хосе де Рибера. Галерея по праву гордится замечательными работами ярких представителей немецкой живописи. Восхищают произведения мастера западноевропейского искусства эпохи Ренессанса, признанного крупнейшим европейским мастером ксилографии (гравюра на дереве), немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера, величайшего немецкого художника, самого знаменитого представителя этой фамилии Ганса Гольбейна Младшего, немецкого художника и графика, мастера портретов и библейских композиций Лукаса Кранаха Старшего.

Нельзя не отметить блестящее собрание пастелей, украшением которого является знаменитая «Шоколадница» швейцарского художника XVIII века Жана-Этьена Лиотара, созданная, согласно легенде, как свадебный подарок австрийского аристократа, князя Дитрихштайна своей невесте Анне Бальтауф, работавшей простой официанткой в венской кофейне. Картина увековечила своеобразную историю Золушки, в которую с первого взгляда влюбился австрийский аристократ, и покоряет своим трогательным обаянием. Местные гиды расскажут еще множество интересных историй о прекрасных картинах, а часы, проведенные в Дрезденской картинной галерее, навсегда останутся в памяти, как восхитительное время соприкосновения с прекрасным и вечным.

Нам дано Господом великое счастье – быть людьми. Лучшие представители рода человеческого оставляют миру свои произведения, вкладывая в них не только свой талант, но свое сердце и душу, стараясь сделать мир чище, светлее, добрее. Мы должны быть безмерно благодарны, что на Земле есть такие места, как Галерея старых мастеров с более привычным названием – Дрезденская картинная галерея, которая гостеприимно распахивает двери и дает возможность увидеть Прекрасное. Конечно, можно прожить жизнь, так не увидев замечательных творений искусства и живописи, но разве не произведения великих мира сего заставляют нас обратить свой взор внутрь себя, очищают душу и разум, чтобы мы стали лучше и человечнее.

prezentaciya-die-dresdener-gemaldegalerie

4 комментария к “Дрезденская картинная галерея”

  1. Очень интересный материал размещен в статье о Дрезденской галерее. После его прочтения хочется ближе познакомиться с произведениями великих мастеров и познакомить с ними воспитанников, что бы все мы стали лучше и человечнее.

  2. Картинная галерея Дрездена несомненно является кладезем шедевров мирового искусства. Спасибо за интересную статью.

  3. Материал очень интересный. Можно использовать и на уроках искусства! Спасибо за прекрасный конспект урока.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.