План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе
Тема: «Путешествие в прошлое вентилятора»
Составила: воспитатель СП «Детский сад Планета детства»
Юртаева Олеся Викторовна
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1). знакомство детей с назначением вентилятора, с историей его появления и видоизменения («Познавательное развитие»)
2). расширение словарного запаса дошкольников, развитие связной речи («Речевое развитие»)
3). развитие двигательной активности («Физическое развитие»)
4). узнать историю возникновения вентилятора, окунуться в прошлое («Социально-коммуникативное развитие»)
5). приобщиться к культуре жителей Востока, прослушивая восточную музыку («Художественно-эстетическое развитие»)
Методы и приёмы:
– практические: изготовление веера, эксперимент с воздушным шаром, работа с дидактическим материалом;
– наглядные: просмотр видео, рассматривание приборов;
– словесные: вопросы, загадка.
Материалы и оборудование: одеяла, ноутбук, опахало, веер, малый настольный вентилятор, напольный вентилятор, автомобильный вентилятор, листы цветной бумаги на каждого ребёнка, разрезные картинки, аудиозапись с восточной музыкой.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка |
Игровая | Дидактическая игра |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемной ситуации, экспериментирование, просмотр видео на электронном носителе |
Коммуникативная | Беседа, ответы на вопросы, отгадывание загадок |
Конструирование | Моделирование веера |
Музыкальная | Выполнение задания и движений с музыкальным сопровождением |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Воспитатель на каждого ребёнка накидывает одеяло и спрашивает: тепло ему или холодно? | Дети отвечают. | Выясняется, что стало жарко. |
2 |
– Что сделать, чтобы не было жарко?» Предлагает отгадать загадку. Вот приборчик, как живой – Дует, крутит головой. Летом отдыха не знает, дома воздух разгоняет. Показывает напольный вентилятор. |
Ответы детей. (снять одеяло, раздеться, открыть окно) | В итоге получить ответ, что для того, чтобы стало прохладнее – нужен вентилятор. |
3 |
Ребята, а вы хотите узнать о прошлом вентилятора? (Само слово вентилятор в переводе с латинского означает «вею, махаю». Отсюда и смысл данного прибора, и его принцип работы. Прародителем современных вентиляторов были обычные веера и опахала (показывает). Родина вееров – Восток. Рабы обмахивали своих господ опахалами и веерами).
|
Отвечаю, что хотят узнать. Слушают историю возникновения вентилятора. |
Вызвать заинтересованность происхождением вентилятора. |
4 |
Я вам сейчас предлагаю отправиться на родину веера – на Восток и самим изготовить веер. Но сначала нужно как следует размяться. (Проводится физкультминутка) Вверх рука и вниз рука, потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. Приседания с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок. Ноги, руки разминаем, Точно знаем – будет прок! Крутим головой, Разминаем шею. Стой! |
Дети выполняют упражнения по тексту. | Пробудить активность у детей |
5 | Педагог показывает, как можно сделать веер из бумаги, например, путём складывания листа по прямой линии то в одну, то в другую сторону. (Во время изготовления детьми вееров звучит восточная музыка.) | Дошкольники за столами делают веер из цветной бумаги. Затем каждый ребёнок обмахивается своим веером. | Все ребята изготавливают веер. |
6 |
Педагог предлагает поэкспериментировать. Что происходит, когда вы обмахиваете себя веером? Что будет, если рядом с выключенным вентилятором положить воздушный шар? (шар лежит на месте) Что произойдёт, когда включим вентилятор?(шар отлетает в сторону)
|
Отвечают, что становится прохладно. Дети высказывают свои предположения.
|
Выяснить, что при обмахивании веером и при работе вентилятора создаётся лёгкий ветерок. |
7 | Рассказывает, что вентилятор – это устройство, предназначенное для формирования потока воздуха, т.е. как раз для создания этого самого ветерка. Обмахивание своих господ вручную – дело утомительное и тяжёлое. Находчивые рабы придумали подобие механического опахала в начале 16 века. Обтянутая тканью большая рама подвешивалась под потолком и затем раскачивалась. За счёт больших размеров и тяжёлого веса рама раскачивалась долго, создавая приятный ветерок. Но и это было трудоёмким процессом, а результат недолговременным. В конце 19 века американский изобретатель Томас Эдисон создал первый в мире электрический бытовой вентилятор. Потом эти приборы стали производиться в больших количествах. Затем происходило усовершенствование моделей, и они приобретали вид, к которому мы привыкли сейчас. (Показывает напольный вентилятор, настольный, ручной, автомобильный) |
Продолжают слушать о прошлом вентилятора и его назначении.
Дети рассматривают вентиляторы. |
Подвести детей к осознанию совершенствования вентилятора в процессе истории и его нужности в современном мире.
|
8 | Предлагает посмотреть, как же видоизменялся вентилятор с момента возникновения и до наших дней. (На ноутбуке показывается изображение опахала; рабов, обмахивающих своих господ; изображение дам с веерами; различные модели вентиляторов: настольные, напольные, автомобильные, ручные) | Просматривают видео. | Дети узнают о том, как видоизменялся вентилятор со временем и о разнообразии его моделей. |
9 | Проводит дидактическую игру: «Собери целое». Предлагает детям сложить разрезные картинки веера, опахала, напольного вентилятора, ручного вентилятора, фена и стола; и ответить на вопрос: что здесь лишнее? | Собирают разрезные картинки. Отвечают на вопрос. | Дети должны узнать, что лишним здесь является только стол. Так как внутри фена – маленький вентилятор. |
Итог: Изготовление папки-передвижки: «Как возник вентилятор».
Данное занятие очень познавательное и интересное, содержит в себе разные виды деятельности, что не вызывает утомления детей и расширяет их кругозор. В занятие сочетаются различные приемы, что необходимо при внедрении ФГОС.
Данное занятие познавательное и интересное, содержащее в себе различные виды деятельности, что предотвращает утомление детей. Составлено с учетом ФГОС. Для своей деятельности некоторые моменты возьму на заметку.