(Из опыта работы педагогического коллектива
СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им.Н.С.Доровского с.Подбельск
муниципального района Похвистневский Самарской области, материал представлен на всероссийском Форуме работников системы дошкольного образования 03.11.2015 г.)
Автор: старший воспитатель С.П.Подакова
С 1 января 2014 года введен ФГОС ДО, который ориентирует педагогические коллективы детских садов на совершенно иной подход в организации образовательного процесса, направленного на формирование активной, творческой и инициативной личности дошкольника.
В основе данного нормативно-правового документа лежит системно – деятельностный подход, который предполагает: развитие личности обучающегося на основе усвоения способов действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Стратегическая цель педагогической деятельности (миссия воспитателя) на современном этапе в рамках реализации ФГОС ДО раскрывается в высказываниях великих ученых:
«Миссия (цель) воспитателя – перестать быть нужным ребёнку, сделать его свободным, чтобы он поверил в свои собственные силы» А.А. Майер
«Цель воспитания – научить детей обходиться без нас» Э. Легуве
«Развитие – рост степеней самостоятельности» М. Монтессори
СП «Детский сад Солнышко» ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск с 2008 года является опорным детским садом СВУ МОиН СО, с 2011 года областной научно-экспериментальной площадкой при СИПКРО, с февраля 2014 года – федеральной экспериментальной площадкой Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МОиН РФ по теме «Деятельностный подход к интеллектуальному развитию дошкольников»
Основная цель – создание системы работы, направленной на развитие познавательной активности, любознательности воспитанников посредством системно – деятельностного подхода.
В рамках достижения цели определены следующие задачи:
1. Повысить профессиональную компетентность педагогов по реализации в образовательный процесс системно-деятельностного подхода с целью формирования детской инициативности, самостоятельности, творческой активности.
2. Определить и внедрить, наиболее продуктивные формы организации работы с детьми в различных видах деятельности, взаимодействия с педагогами и родителями, средств и методов воспитания и обучения.
3. Разработать структуру и содержание непосредственно образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, развивающего принципа обучения, ситуации успешности, социо-игровых технологий.
4. Обновить развивающую предметно-пространственную среду групп ДОУ
Педагогический опыт экспериментальной деятельности педагогического коллектива представлен в книге «Деятельностный подход к организации образовательного процесса в современной дошкольной организации» издательством «Учитель» г. Волгограда.
Методическое пособие адресовано педагогам системы дошкольного образования, которое поможет разобраться в возможностях применения системно-деятельностного подхода к образовательному процессу в детском саду, раскрыть возможности реализации современных образовательных технологий в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста. В пособии представлены теоретические основы элементов деятельностного подхода и конспекты непосредственно образовательной деятельности старшей и подготовительной к школе групп, отражающие требования ФГОС ДО. Практическую значимость имеет пошаговая реализация «ситуации успеха» в конспектах педагогов.
Актуальность методического пособия в том, что в нем представлены принципы системно-деятельностного подхода в контексте требований ФГОС ДО (п.1.4.).
Новизна пособия в том, что в содержание раскрывается реализация педагогами в образовательном процессе с дошкольниками современных образовательных технологий.
1. Ситуация успеха каждого ребёнка в организации детских видов деятельности, которая реализуется через применение трех разноцветных коробочек, что позволяет детям выбрать игровое задание с разным уровнем сложности: красная – сложные, зеленая – средней сложности, желтая – легкие для понимания детьми упражнения и задания. При этом создается игровая мотивация, направленная на выбор ребёнком более сложного для себя задания, упражнения, с целью получения поощрительного приза, что способствует проявлении успешности каждого ребёнка.
2. Реализация социо-игровых технологий направлена на организацию деятельности детей в парах, подгруппах, группах, используя для этого различные игровые приёмы, что позволяет совершенствовать самостоятельную деятельность старших дошкольников, активность и инициативность в ходе выполнения коллективного дела.
3. Инициативность и познавательная активность дошкольников формируется в процессе детского экспериментирования, в ходе которого дети высказывают свою точку зрения, предположения, убеждаясь наглядно в правильности своих высказываний, отражая символами последовательность и результаты опытов под руководством воспитателя.
4. Развитие целостного восприятия, внимания, логического и конструктивного мышления дошкольников в процессе реализации системно-деятельностного подхода реализуется посредством развивающих игровых технологий (игры Никитина, М.Монтессори, Михайловой и др.) и развивающий принцип обучения, включающий следующие этапы: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности.
Для наглядного выделения успешности ребенка в самостоятельной продуктивной деятельности разработаны и введены опорные знаки (шкала успеха ребенка), которыми пользуются дети при самооценке деятельности, деятельности сверстников и сигнализируя о готовности к выполнению следующего вида работы.
5. Технология «Ситуация» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой предлагает структуру образовательной ситуации, которая позволяет реализовывать системно-деятельностный подход при ФЭМП дошкольников. Все этапы структуры связаны между собой единым игровым сюжетом, что способствует осмысленному получению детьми нового знания.
В конспектах раскрыты приёмы, направленные на формирование уверенности детей при выполнении какого-либо игрового задания – словесная поддержка, способствующая усилению мотива деятельности, снятию страха, выражению убеждения взрослого в том, что у воспитанника все получится, авансирование успешного результата и скрытое инструктирование, намек, пожелание на успех в процессе деятельности ребенка.
Представленные в пособии формы работы с детьми, способствуют поддержке и проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности.
В рамках решения задачи по обновлению развивающей предметно-пространственной среды педагогами были изготовлены ширмы-трансформеры, что отвечает требованию ФГОС ДО – трансформируемости. Игровое оборудование направлено на проявление дошкольниками игрового творчества, активности, инициативности и самостоятельности при создании игровой среды: корабля, шалаша, автобуса, зоопарка и др., в соответствии с темой недели, дня, какого-либо сюжета.
В совместной партнёрской деятельности педагог и дети имеют возможность в естественных условиях общаться друг с другом, проявлять положительные черты характера, развивать коммуникативные и организаторские навыки, научится конструктивным способам взаимодействия.
В результате у детей формируются следующие установки:
• дети становятся самостоятельными и инициативными в различных видах детской деятельности;
• дети учатся слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
• у детей развивается речевое взаимодействие, сформируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• дети отстаивают свою позицию, разумно и доброжелательно возражают взрослым;
• у них нет чувства страха за ошибку
В рамках экспериментальной работы внедрена системно-деятельностная модель организации образовательного процесса с дошкольниками, которая позволила повысить уровень их творческой активности и любознательности, самостоятельности и инициативности, результативность образовательного процесса направленного на достижение целевых ориентиров, заданных ФГОС с учётом непрерывности образования на ступенях «детский сад – начальная школа»
Приобретая методическое пособие, педагогические работники ДОО дополнят свою копилку комплексно-тематическим планированием образовательного процесса со старшими дошкольниками по 4 темам: «Россия – моя Родина», «Дикие и домашние животные», «Зима. Птицы зимой», «Насекомые», где раскрыто многообразие форм детской деятельности, с указанием задач по направлениям развития, их интеграция и логика образовательной деятельности по теме дня в рамках тематической недели с указанием ожидаемого результата.