Использование ИКТ в работе учителя-логопеда.
Правильная речь – это один из важнейших показателей уровня культурного воспитания и образования человека, а также залог его успешности в обществе. Поэтому, очень важное значение имеет своевременное овладение речью для дальнейшего развития личности. Наиболее благоприятный период для этого – дошкольное детство, так как во-первых, это сенситивный период развития речи в целом, а во-вторых, в это время быстрее и легче преодолеваются недостатки речи, если они имеются. Современная действительность такова, что, к сожалению, с каждым годом у нас все меньше становится детей с хорошо развитой, богатой речью и все больше детей с различного рода нарушениями. Это требует от педагогов, в частности, от учителей-логопедов, преобразования воспитательно-образовательного процесса и поиска новых технологий, которые к тому же должны соответствовать современным техническим возможностям и cпocoбствoвать гармоничному развитию ребенка в обществе. Одной из таких технологий является ИКТ. Ведь в настоящее время наблюдается повсеместное внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь, более того, одним из главных направлений этого процесса является внедрение компьютера и компьютерных программ в систему образования. Поэтому логопедическая работа, а именно, коррекция речи, не может оставаться в стороне от современных веяний, и логопед должен добавить компьютер в копилку своих средств коррекции и обучения.
Для оптимизации процесса коррекции речи в своей работе я использую ИКТ как на фронтальных, групповых, так и на индивидуальных занятиях. Предпочтение отдаю мультимедийным презентациям Power Point. Презентации могут состоять просто из картинок (для уточнения произношения звуков, автоматизации поставленных звуков), презентации-игры (для обучения грамоте, чтению, для развития грамматического строя речи), презентации для ознакомления с окружающим миром, презентации для формирования связной речи и т.д.
Информационно-коммуникативные технологии помогают мне в решении различных задач. Во-первых – это повышение мотивации и познавательной активности детей логопатов. Коррекция речи – это трудоемкий, часто длительный процесс, который требует постоянного повторения лексического материала, для отработки новых знаний и автоматизации поставленных звуков. И очень часто я сталкиваюсь с такой проблемой, как низкая мотивация дошкольников, утомление и снижение их активности. Компьютер и компьютерные игры интересны детям всегда, поэтому их использование может помочь сделать коррекцию речи более интересной и увлекательной.
Еще одной задачей использования ИКТ в работе является обогащение учебного материала. Еще К.Д.Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности». Часто перед логопедами встает вопрос о том, где найти необходимые материалы, как лучше продемонстрировать тему, где найти достаточное количество иллюстраций для автоматизации звуков. Приобретение необходимого материала в магазинах может быть материально затратным. Изготовление пособий своими руками требует способностей и большого количества времени. Облегчить работу в этом помогает ИКТ. Благодаря им можно создать презентацию именно по конкретной теме, учитывая особенности именно своих воспитанников, а также именно свои заданные цели. Компьютерные игры и презентации позволяют создавать реалистичные, динамичные, красочные изображения. С помощью таких презентаций можно смоделировать ситуации, которые невозможно создать с помощью обычных картинок на бумаге (путешествия в сказку, прогулки по лесу). Презентации можно дополнить музыкой, звуком, голосом, что гораздо быстрее вызовет эмоциональный отклик у ребенка.
Помимо задач по коррекции речи детей, компьютерные игры и презентации могут помочь и в развитии высших психических функций, таких как память, внимание, логическое мышление. Так как задания, направленные на их развитие всегда сопровождают логопедические занятия.
Несмотря на все плюсы использования информационно-компьютерных технологий в коррекции речи, многие педагоги и родители относятся к этому с опасением. В данном случае необходимо учитывать условия здоровьесбережения и требования СанПиНов:
– работа с компьютером на одном занятии в течении короткого времени (5-10 минут);
– работа с компьютером не более двух раз в неделю;
– гигиенически-рациональная организация рабочего места;
– проведение гимнастики для глаз.
В результате регулярного применения ИКТ в своей работе я убедилась в их результативности. Значительно возросла мотивация и эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Построение обучения с использованием ИКТ намного облегчает работу и позволяет добиться лучших и болee устoйчивыx результатов. Информационные технологии позволяют сделать процесс коррекции и обучения более простым и эффективным и открывает новые возможности специального образования.
Список литературы:
1.М.И.Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.
- Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся 3
- Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
- Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5. 7. 7. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика. 1988. — 191 с.
Да, вполне свами согласна одна из самых эффективных технологий в работе с детьми с нарушением речи.
НОД получаются интересными, увлекательными и ребенок больше усваивает материала, запоминает. С нетерпением будет ждать следующей НОД.
Безусловно использование ИКТ в работе с детьми ОНР и с ЗПР., дают положительные результаты в работе логопеда по развитию речи.