ИКТ в работу учителя-логопеда

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда.

Правильная речь – это один из важнейших показателей уровня культурного воспитания и образования человека, а также залог его успешности в обществе. Поэтому, очень важное значение имеет своевременное овладение речью для дальнейшего развития личности. Наиболее благоприятный период для этого – дошкольное детство, так как во-первых, это сенситивный период развития речи в целом, а во-вторых, в это время быстрее и легче преодолеваются недостатки речи, если они имеются. Современная действительность такова, что, к сожалению, с каждым годом у нас все меньше становится детей с хорошо развитой, богатой речью и все больше детей с различного рода нарушениями. Это требует от педагогов, в частности, от учителей-логопедов, преобразования воспитательно-образовательного процесса и поиска новых технологий, которые к тому же должны соответствовать современным техническим возможностям и cпocoбствoвать гармоничному развитию ребенка в обществе. Одной из таких технологий является ИКТ. Ведь в настоящее время наблюдается повсеместное внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь, более того, одним из главных направлений этого процесса является внедрение компьютера и компьютерных программ в систему образования. Поэтому логопедическая работа, а именно, коррекция речи, не может оставаться в стороне от современных веяний, и логопед должен добавить компьютер в копилку своих средств коррекции и обучения.

Для оптимизации процесса коррекции речи в своей работе я использую ИКТ как на фронтальных, групповых, так и на индивидуальных занятиях.  Предпочтение отдаю мультимедийным презентациям Power Point. Презентации могут состоять просто из картинок (для уточнения произношения звуков, автоматизации поставленных звуков), презентации-игры (для обучения грамоте, чтению, для развития грамматического строя речи), презентации для ознакомления с окружающим миром, презентации для формирования связной речи и т.д.

Информационно-коммуникативные технологии помогают мне в решении различных задач. Во-первых – это повышение мотивации и познавательной активности детей логопатов. Коррекция речи – это трудоемкий, часто длительный процесс, который требует постоянного повторения лексического материала, для отработки новых знаний и автоматизации поставленных звуков. И очень часто я сталкиваюсь с такой проблемой, как низкая мотивация дошкольников, утомление и снижение их активности. Компьютер и компьютерные игры интересны детям всегда, поэтому их использование может помочь сделать коррекцию речи более интересной и увлекательной.
Еще одной задачей использования ИКТ в работе является обогащение учебного материала. Еще К.Д.Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности». Часто перед логопедами встает вопрос о том, где найти необходимые материалы, как лучше продемонстрировать тему, где найти достаточное количество иллюстраций для автоматизации звуков. Приобретение необходимого материала в магазинах может быть материально затратным. Изготовление пособий своими руками требует способностей и большого количества времени. Облегчить работу в этом помогает ИКТ. Благодаря им можно создать презентацию именно по конкретной теме, учитывая особенности именно своих воспитанников, а также именно свои заданные цели. Компьютерные игры и презентации позволяют создавать реалистичные, динамичные, красочные изображения. С помощью таких презентаций можно смоделировать ситуации, которые невозможно создать с помощью обычных картинок на бумаге (путешествия в сказку, прогулки по лесу). Презентации можно дополнить музыкой, звуком, голосом, что гораздо быстрее вызовет эмоциональный отклик у ребенка.

Помимо задач по коррекции речи детей, компьютерные игры и презентации могут помочь и в развитии высших психических функций, таких как память, внимание, логическое мышление. Так как задания, направленные на их развитие всегда сопровождают логопедические занятия.

Несмотря на все плюсы использования информационно-компьютерных технологий  в коррекции речи, многие педагоги и родители относятся к этому с опасением. В данном случае необходимо учитывать условия здоровьесбережения и требования СанПиНов:

– работа с компьютером на одном занятии в течении короткого времени (5-10 минут);

– работа с компьютером не более двух раз в неделю;

– гигиенически-рациональная организация рабочего места;

– проведение гимнастики для глаз.

В результате регулярного применения ИКТ в своей работе я убедилась в их результативности. Значительно возросла мотивация и эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Построение обучения с использованием ИКТ намного облегчает работу и позволяет добиться лучших и болee устoйчивыx результатов. Информационные технологии позволяют сделать процесс коррекции и обучения более простым и эффективным и открывает новые возможности специального образования.

 

Список литературы:

1.М.И.Лынская «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.

  1. Новикова О.В. Использование ИКТ на логопедических занятиях для развития операциональных и потребностно-мотивационных компонентов интеллекта учащихся 3
  2. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
  3. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5. 7. 7. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика. 1988. — 191 с.

3 комментария к “ИКТ в работу учителя-логопеда”

  1. Безусловно использование ИКТ в работе с детьми ОНР и с ЗПР., дают положительные результаты в работе логопеда по развитию речи.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.