Душаева Н.А.
ГБОУ СОШ им.Н.С.Доровского с. Подбельск,
м.р. Похвистневский
Портфолио как один из механизмов профессионального
самоопределения и самореализации обучающихся
Аннотация. Актуальность необходимости формирования обучающимися персональных портфолио раскрывается в ряде работ, и подтверждена педагогической практикой. В данных рекомендациях мы остановимся на поиске ответов на следующие вопросы, которые по нашему мнению с одной стороны являются актуальными для практики образовательных организаций, с другой стороны слабо представлены в таком сочетании в специальной литературе.
Ключевые вопросы:
- Почему технология портфолио является востребованной и необходимой в отношении перспектив развития обучающегося, его профессионального самоопределения и саморазвития?
- При каких условиях портфолио начнет работать на профессиональное развитие и карьерный рост растущего человека как будущего профессионала, эффективного производителя товаров и услуг?
- Как педагогу из позиции тьютора помочь обучающемуся организовать деятельность по формированию персонального портфолио с опорой на его мотивацию, с учетом его интересов, способностей и тенденций развития современных рынков?
- Какие задачи и формы деятельности оптимально использовать для профессионального самоопределения и самореализации обучающихся в начальной и основной школе?
Но для начала вспомним предназначение и функции портфолио. Портфолио (от франц.) – досье, собрание достижений. Оно является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. За это время самостоятельно формируемый портфель достижений помогает обучающемуся увидеть и наглядно зафиксировать ситуацию своего успеха, способствует формированию адекватной самооценки и уверенности в собственных возможностях; закладывает дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
Вместе с тем, проведенный нами анализ методических разработок, включая различные Положения о Портфолио показыва-ет, что при всем многообразии критериев, по которым осуществ-ляется учет, и накопительная оценка достижений обучающихся в них слабо представлены показатели оценки готовности обучаю-щихся к осознанному самостоятельному выбору сферы будущей профессиональной деятельности и индивидуальной траектории развития. Для ликвидации этого пробела мы предлагаем включить в технологию портфолио показатели готовности обучающегося к личностному и профессиональному самоопределению, а также оценочные процедуры, позволяющие определять уровень этой готовности (см. Приложение 1).
Чтобы принять положение о том, что портфолио является одним из механизмов профессионального самоопределения и самореализации обучающихся, проследим взаимосвязь понятий «профессиональное самоопределение» и «профессиональная ориентация». Профессиональное самоопределение – это «Я» – кон-цепция индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Профессиональная ориентация в свою очередь представляет систему взаимодействия личности и общества, направленного на удовлетворение потреб-ностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры.
Из данных определений видно, что профессиональная ориентация является средством, позволяющим личности осознанно и ответственно совершать выборы относительно своего профессионального будущего на основе соотнесения своих ценностей и потребностей, склонностей и способностей с запросами государ-ства и общества на профессионалов, необходимых для развития и воспроизводства различных сфер экономической и социально-культурной жизни страны. Исходя из этого, портфолио можно рассматривать как эффективное средство профориентационной деятельности и механизм развития личности ребенка как будущего профессионала.
Почему мы рассматриваем портфолио не только как средство, направленное для обретения растущим человеком социального опыта, включая опыт профессиональных проб, но и как механизм развития личности? Потому что формирование портфолио помимо своих прикладных функций несет важную социализирующую нагрузку. Сам процесс собирания продуктов и результатов своей деятельности помогает обучающемуся разрешать вечное противоречие между личными целями (механизм обособления) и целями других (механизм присвоения знаний, установок, ценностей) и на этой основе определить свою идентичность (механизм идентификации) как человека включенного в жизнь общества, но при этом имеющего свой индивидуальный стиль и почерк. Таким образом, совершая полезные для других поступки, обучающийся набирает социальный опыт (знания, умения) и на этой основе определяется с выбором сфер своей будущей профессиональной самореализации.
Какие же ключевые факторы мы должны учитывать и какие шаги предпринимать для того, чтобы процесс формирования портфолио обучающимся превратился в один из механизмов его профессионального самоопределения и самореализации?
Во-первых, необходимо рассматривать Портфолио как инструмент для социального взросления и профессионального самоопределения, чтобы каждый обучающийся научился видеть и связывать разные виды своей деятельности с перспективами развития экономики и социокультурной сферы страны и ее регионов. Для этого установка отсроченной настоящей жизни за порогом школы должна смениться уверенностью обучающегося, что он уже «здесь и сейчас» творит историю свой большой Страны и малой Родины. Каждый ребенок в школьные годы желает реально видеть и осознавать результаты своего личностного и социального роста, изменения статуса «от новобранца до настоящего полковника». При этом переход учащегося из одного класса в следующий, как и отметки по предметам, не принимаются обществом в качестве критерия его социального взросления. А вот реальные дела во благо страны и общества являются не только одним из основных способов самореализации, но и «пропуском во взрослую жизнь».
Во-вторых, это знание и опора на закономерности развития обучающегося, понимание того, что уже к подростковому возрасту у него актуализируются задачи, связанные с его жизненным и профессиональным самоопределением.
По мнению психологов, основным мотивом обучающихся в данном возрасте является мотив общественно-полезной деятельности, а ведущей деятельностью – учебно-профессиональная деятельность, мотивы учения которой связаны с профессиональным и жизненным самоопределением.
Ко всему этому ФГОС старшей школы в качестве сформированных личностных результатов в сфере отношения обучающихся к труду и социально-экономических отношений определяет такие показатели как:
– «осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
–потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности».
Для чего и для кого взрослые собирают и оформляют свои портфолио? Ответ очевиден: для того чтобы продвигать себя как профессионала на рынке труда (производства, услуг), чтобы работодатель или партнер по бизнесу могли воспринимать человека как полезного и перспективного работника (надежного партнера). Таким образом, чтобы найти любимую работу с достойной оплатой труда или повысить свою категорию взрослые формируют папку своих достижений.
Для обучающегося основной школы мотивация на включение во взрослые отношения становится актуальной, а способность к адекватной оценке своего труда начинает восприниматься как необходимое условие для его личностного и профессионального роста. При этом погружение в процесс формирования Портфолио также способствует развитию у обучающегося следующих умений: совершать выбор – принимать решения – действовать согласно собственному плану; оценивать индивидуальные достижения и свой вклад в общее дело; организовывать собственную и совместную деятельность, находить личный смысл в каждом деле.
В-третьих, педагогу как тьютору сопровождающему обучающегося в процессе оценивания своей жизнедеятельности необходимо понимать особенности мотивации, которая выходит на первый план в разные периоды школьного обучения и с учетом этого создавать условия и ситуации для их включения в многооб-разные формы трудовой и внеурочной деятельности с профори-ентационной направленностью.
Вводить портфолио в образовательный процесс необходимо постепенно и последовательно. Если в 5 классе, когда ребенок проходит сложный период адаптации или в 6 классе, когда у него резко снижается учебная мотивация предлагать ему дублировать через портфолио свои учебные достижения, то можно «на корню загубить хорошее дело». Обучающиеся в этом возрасте, прежде всего, учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Поэтому Портфолио не следует перегружать результатами повседневной учебной деятельности. Лучше настраивать обучающихся 5-6 классов на то, чтобы они не пропускали свои достижения в любом личностно-значимом деле и учились фиксировать следы своей деятельности. Это могут быть СМС сообщения, записи в социальных сетях, «парад грамот и сертификатов» на «Стене славы» или что-то другое – пусть ребята сами предложат. Нужно также помнить о возрастных особенностях и российском менталитете – наши дети не любят выделяться из среды сверстников, они просто хотят быть не хуже других.
Примерно с 7-8 класса у обучающихся появляется естественное желание не только познавать мир вокруг себя, но и пробовать свои силы, самореализовываться в различных видах творческой и спортивной деятельности. Возникает большой интерес к своей личности (у девочек это происходит несколько раньше, чем мальчиков), что выражается в увлечении личностными и профессиональными тестами. Поэтому важно научить подростков соотносить свои интересы и склонности с личностными особен-ностями, возможностями и ограничениями. Кроме этого мотив быть полезным и востребованным для общества побуждает школьников включаться в разные виды социально-значимой деятельности: участвовать в социальных акциях и практиках, разрабатывать и реализовывать проекты, совершать предпрофессиональные пробы.
На этом этапе актуальной задачей является формирование у подростков позитивного отношения к производительному труду, готовности к саморазвитию, самоопределению, а также формирование успешного опыта выполнения разных видов работ и создания полезных продуктов в результате практической деятельности. Решение этих задач достигается за счет организации мастер-классов по профессиям, ориентационных проектов, реализуемых во внеурочной деятельности; а также через экскурсии на предприятия, творческие конкурсы профессионально-практической направленности, квесты и т.д.
Для включения обучающихся в деятельность с профориентационной направленностью нужно использовать ресурс родителей как носителей профессионального опыта, которые на безвозмездной основе могут помочь своим детям и их сверстникам приобрести необходимые знания в разных профессиональных сферах. Проверить свои силы и возможности они могут во время экскурсий на предприятия, участвуя в творческой продуктивной деятельности, занимаясь в кружках и студиях. Лишь пройдя через личный опыта, школьники смогут понять «что их больше интересует», и «что у них лучше получается».
В 8-9 классах обучающиеся начинают задумываться над мотивами выбора профессии, пробуют определять собственную жизненную позицию и на этой основе совершать более или менее устойчивые профессиональные выборы; связывать свои выборы с требованиями профессии к качествам, способностям и умениям профессионала, соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами. Основным показателем готовности обучающихся к самоопределению становится умение выстраивать личную профессиональную перспективу с выбором профиля (или ССУЗа) и индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на будущую профессию.
Для этого обучающиеся могут начать знакомиться с классификаторами профессий и должностей, а также перечнями профессий, специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка в системе среднего и высшего профессионального образования. У них также формируется потребность в выборе освоении программы предпрофильных элективных курсов, совершении комплекса предпрофессиональных проб.
Наиболее востребованными становятся такие формы работы как профдиагностика, профессиональное и образовательное консультирование, тренинги самоопределения, тематические конференции. К этому можно прибавить знакомство с опытом успешных профессионалов (мастер-классы, экскурсии на предприятия с первичными пробами и обратной связью от профессионалов), информационно-справочная работа (составление обра-зовательной карты города, района, анализ сайтов образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования), форсайт-проекты по исследованию востребованных в регионе перспективных профессий, квесты и образовательные путешествия с профориентационной направленностью.
Наряду с этими формами работы необходимо также исполь-зовать творческие конкурсы профессионально-практической на-правленности, летние профориентационные лагеря (смены). Перспективной формой и профессиональным тренажером для пробы сил в разных видах деятельности могут стать учебно-производственные комбинаты, которые в последнее время после многих лет забвения обретают свою вторую жизнь.
Все эти виды деятельности требуют своей оценки, которая должна быть достоверной и многоплановой. Предлагаем вам примерный конструктор для оценки результатов деятельности с профориентационной нагрузкой (Таблица 1).
Приложение №1
Таблица 1
№ | Виды деятельности | Методы оценивания | Продукты | для | ||||||||
Портфолио | ||||||||||||
1. | Составление | личного | СВОТ-анализ личност- | Карта готовности | ||||||||
профессионального | ного потенциала | выпускника | ||||||||||
плана | (Прил. 2) | |||||||||||
2. | Экскурсия на предпри- | Фото и | видео съемка | Фото | и | видеома- | ||||||
ятие | интервью с профессио- | териалы | в | соц. | ||||||||
налом | сетях | |||||||||||
3. | Тренинг | профессио- | Анализ | выполненных | Бланки с | резуль- | ||||||
нального | самоопреде- | заданий и кейсов | татами | индиви- | ||||||||
ления | дуальной работы | |||||||||||
4. | Профессиональные | Экспертная | оценка от | Алгоритм | дейст- | |||||||
пробы | профессионала | вий | ||||||||||
5. | Профдиагностика | Обработка | результатов | Результаты теста, | ||||||||
теста, | интерпретация | рефлексия | и | вы- | ||||||||
результатов | воды | |||||||||||
6. | Образовательное | путе- | Экспертная | оценка | Творческий отчет | |||||||
шествие | по | страницам | творческого отчета | с основными вы- | ||||||||
интернета | водами. | |||||||||||
7. | Сочинение | на | тему | Конкурс | креативных | Эссе | с | ответами | ||||
«Мы выбираем, нас вы- | идей и решений, рей- | на | неоднознач- | |||||||||
бирают» | тинговое голосование | ные вопросы. | ||||||||||
Приложение №2
Карта готовности выпускника 9 класса к профессиональному и личностному самоопределению
Уважаемый обучающийся! Просмотри критерии в начале 9 класса и постарайся набрать в конце года (демонстрируя свою готовность по каж-дому пункту) как можно больше баллов для своего Портфолио. В конце года оцени свою готовность к самоопределению жизненного и профессио-нального пути, подчеркивая те баллы, где ты реально добился успехов.
Ф.И.О. ______________________________ класс__________
№ | Параметры готовности | балл | ||||||||||||||
1. | Ориентация в мире профессий и на региональном рынке | |||||||||||||||
труда | ||||||||||||||||
1.1. | – Может назвать не менее 10 востребованных на Самарской | 1 | ||||||||||||||
рынке труда профессий | ||||||||||||||||
1.2. | – Может дать характеристику любой профессии из этого | 2 | ||||||||||||||
списка (цели, предмет, средства, условия и организация | ||||||||||||||||
труда, уровень необходимого образования…) | ||||||||||||||||
– Может перечислить отрасли производства и сферы услуг, | 3 | |||||||||||||||
которые имеют приоритетное значение для района (региона) | ||||||||||||||||
1.3. | ||||||||||||||||
2. | Профессионально-важные качества специалиста | |||||||||||||||
2.1. | – Может назвать и обосновать не менее 5 ПВК предприни- | 1 | ||||||||||||||
мателя (инженера) | ||||||||||||||||
2.2. | – Может заполнить профессиограмму специалиста той | 2 | ||||||||||||||
профессии, которую он предварительно для себя выбрал | ||||||||||||||||
2.3. | – Может успешно пройти или провести собеседование (ро- | 3 | ||||||||||||||
левая игра «Прием на работу». | ||||||||||||||||
3. | Коммуникативная компетентность | |||||||||||||||
3.1. | – Знает, что такое ассертивное поведение, демонстрирует | 1 | ||||||||||||||
уверенное поведение чаще чем другие виды поведения (аг- | ||||||||||||||||
рессивное, зависимое, манипулятивное) | ||||||||||||||||
3.2. | – Преимущественно использует в коммуникациях и кон- | 2 | ||||||||||||||
фликтных ситуациях стратегию «выиграть – выиграть» | ||||||||||||||||
– Может решать задачи из разных социальных ролей и | ||||||||||||||||
3.3. | профессиональных позиций, находить адекватные способы | 3 | ||||||||||||||
решения возникающих проблем. | ||||||||||||||||
4 | Сформированность личного профессионального плана | |||||||||||||||
4.1. | – Сделал предварительный выбор профессии и готовится к | 1 | ||||||||||||||
ней (посещает спецкурсы, творческие объединения, читает | ||||||||||||||||
специальную литературу, участвует в конкурсах) | ||||||||||||||||
4.2. | – Выделяет основные 4-6 этапов на пути к своей профес- | 2 | ||||||||||||||
сиональной мечте | ||||||||||||||||
4.3. | – Знает с какими препятствиями может столкнуться на пу- | 3 | ||||||||||||||
ти к своим целям и как он будет их преодолевать. | ||||||||||||||||
5. | Ценности и мотивация | |||||||||||||||
– Ценит производственный труд, воспринимает зарабаты- | 1 | |||||||||||||||
вание денег не как самоцель, а как средство достижения | ||||||||||||||||
социально-приемлемых целей | 2 | |||||||||||||||
– В выборе профессии опирается на внутренние социально- | ||||||||||||||||
ориентированные мотивы | ||||||||||||||||
– Выдерживает баланс в триаде: Хочу – Могу – Надо (вос- | 3 | |||||||||||||||
требовано на рынке труда). | ||||||||||||||||
6. | На пути к профессии | |||||||||||||||
– Имеет представления о продолжении образования после | 1 | |||||||||||||||
9-го класса с ориентацией на сферу будущей самореализа- | ||||||||||||||||
ции | ||||||||||||||||
– Участвует в мероприятиях профориентационной направ- | 2 | |||||||||||||||
ленности (экскурсии, тренинги, консультации, квесты…) | ||||||||||||||||
– Совершил профессиональные пробы по нескольким ви- | ||||||||||||||||
дам профессиональной деятельности. | 3 | |||||||||||||||
Сумма баллов | ||||||||||||||||
Комментарии: Баллы засчитываются если с ними согласны два эксперта (классный руководитель или психолог и одноклассник (на выбор классного руководителя). Если оценки не совпадают выводится средний бал по трем оценкам (макс. 30 баллов). Сумма баллов делится на 6. Средний показатель от 1 до 5 заносится в Портфолио в графу – Готовность к самоопре- делению. |
||||||||||||||||
Приложение №3 | ||||
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио | ||||
(подчеркнуть (выписать) оценочный бал) | ||||
Показатели | Измерители | Результат | ||
балл | ||||
1 – 8 класс – средний балл | До 5 | |||
Учебная | годовых оценок | |||
деятельность | 9 класс – результаты экза- | До 5 | ||
менов и средний балл атте- | ||||
стата | ||||
Школьная: | ||||
Победитель | 3 | |||
Призер | 2 | |||
Участник | 1 | |||
Муниципальная: | ||||
Победитель | 5 | |||
Призер | 4 | |||
Предметные | Участник | 3 | ||
олимпиады | ||||
Краевая: | 5 | |||
Победитель | ||||
6 | ||||
Призер | ||||
7 | ||||
Участник | ||||
Всероссийская: | ||||
Победитель | 9 | |||
Призер | 8 | |||
Участник | 7 | |||
Школьные соревнования: | ||||
Победитель | 3 | |||
Призер | 2 | |||
Участник | 1 | |||
Муниципальные соревнова- | ||||
ния, спартакиады: | ||||
Победитель | 5 | |||
Спортивные | Призер | 4 | ||
достижения | Участник | 3 | ||
Краевые соревнования, | ||||
спартакиады | ||||
Победитель | 7 | |||
Призер | 6 | |||
Участник | 5 | |||
Всероссийские соревнова- | ||||
ния, спартакиады: |
Победитель | 9 | ||
Призер | 8 | ||
Участник | 7 | ||
Участие в кружках, секциях | 2 | ||
Школьные конкурсы, фес- | |||
тивали, выставки: | 3 | ||
Победитель | |||
2 | |||
Призер | |||
1 | |||
Дополнительное | Участник | ||
образование | Муниципальные конкурсы, | ||
фестивали, выставки: | |||
Победитель | 5 | ||
Призер | 4 | ||
Участник | 3 | ||
Краевые конкурсы, фести- | |||
вали, выставки: | |||
Победитель | 7 | ||
Призер | 6 | ||
Участник | 5 | ||
Школьные | Участие | 1 | |
мероприятия, | Участвовал и стал призером | ||
2 | |||
практики | Организация и проведение | ||
3 | |||
мероприятия | |||
Прошел от 1 до 3 проб | 1 | ||
Прошел более 3 проб | |||
Профессиональные пробы | 2 | ||
Прошел предпрофессио- | |||
3 | |||
нальную практику | |||
1 | |||
Степень готовности к профес- | Средний бал по всем пока- | 2 | |
сиональному самоопределе- | зателям (см. Карта готовно- | 3 | |
нию | сти) от 1 до 5 б. | 4 | |
5 | |||
Сумма балов: | |||
Очень высокий | 5 | ||
Уровень образовательных и | Высокий | 4 | |
Средний | 3 | ||
социальных компетенций | |||
Ниже среднего | 2 | ||
Низкий | 1 |
Уровень компетенции обучающегося на основе подсчета всех баллов
- других критериев определяет комиссия, в которую входит классный ру-ководитель, представитель администрации школы и обучающийся старшей школы.
Список литературы
- Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. – М.: Норма, 2014. – 385 с.
- Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Деловая книга, 2012. – 248 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессий. / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 234 с.
- Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования. / Ф.С. Исмагилова. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 391 с.
- Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. / Е.А. Климов. – Обнинск, 1993. – 340 с.
- Махаева, О.А. Я выбираю профессию. // О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. М.: Аспект Пресс, 2010. – 215 с.
- Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1992 №1. – С. 52-59.
- Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н.С. Пряжников. – М.: Наука, 2012. – 390 с.
- Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 1996. – 429 с.
- Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений./ Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2015. – 496 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии./ Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Книга, 1998. – 396 с.
- Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов- М.: Владос – пресс, 2013. – 384 с.
- Румянцева, Н.С. К проблеме профессионального самоопределения старшеклассников / Н.С. Румянцева. Материалы научн. Конференции. – М.: Норма, 2004. – 385 с.
14. Сухотенко, О.Н. Ступени профессионального выбора / О.Н. Сухотенко /Школа и производство. – 2014.- № 3. – С. 28.