Портфолио как один из механизмов профессионального самоопределения и самореализации обучающихся

Душаева Н.А.

ГБОУ СОШ им.Н.С.Доровского с. Подбельск,

м.р. Похвистневский

 

Портфолио как один из механизмов профессионального

самоопределения и самореализации обучающихся

 

Аннотация. Актуальность необходимости формирования обучающимися персональных портфолио раскрывается в ряде работ, и подтверждена педагогической практикой. В данных рекомендациях мы остановимся на поиске ответов на следующие вопросы, которые по нашему мнению с одной стороны являются актуальными для практики образовательных организаций, с другой стороны слабо представлены в таком сочетании в специальной литературе.

 

Ключевые вопросы:

  • Почему технология портфолио является востребованной и необходимой в отношении перспектив развития обучающегося, его профессионального самоопределения и саморазвития?
  • При каких условиях портфолио начнет работать на профессиональное развитие и карьерный рост растущего человека как будущего профессионала, эффективного производителя товаров и услуг?
  • Как педагогу из позиции тьютора помочь обучающемуся организовать деятельность по формированию персонального портфолио с опорой на его мотивацию, с учетом его интересов, способностей и тенденций развития современных рынков?
  • Какие задачи и формы деятельности оптимально использовать для профессионального самоопределения и самореализации обучающихся в начальной и основной школе?

Но для начала вспомним предназначение и функции портфолио. Портфолио (от франц.) – досье, собрание достижений. Оно является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. За это время самостоятельно формируемый портфель достижений помогает обучающемуся увидеть и наглядно зафиксировать ситуацию своего успеха, способствует формированию адекватной самооценки и уверенности в собственных возможностях; закладывает дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.

Вместе с тем, проведенный нами анализ методических разработок, включая различные Положения о Портфолио показыва-ет, что при всем многообразии критериев, по которым осуществ-ляется учет, и накопительная оценка достижений обучающихся в них слабо представлены показатели оценки готовности обучаю-щихся к осознанному самостоятельному выбору сферы будущей профессиональной деятельности и индивидуальной траектории развития. Для ликвидации этого пробела мы предлагаем включить в технологию портфолио показатели готовности обучающегося к личностному и профессиональному самоопределению, а также оценочные процедуры, позволяющие определять уровень этой готовности (см. Приложение 1).

Чтобы принять положение о том, что портфолио является одним из механизмов профессионального самоопределения и самореализации обучающихся, проследим взаимосвязь понятий «профессиональное самоопределение» и «профессиональная ориентация». Профессиональное самоопределение – это «Я» – кон-цепция индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Профессиональная ориентация в свою очередь представляет систему взаимодействия личности и общества, направленного на удовлетворение потреб-ностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры.

Из данных определений видно, что профессиональная ориентация является средством, позволяющим личности осознанно и ответственно совершать выборы относительно своего профессионального будущего на основе соотнесения своих ценностей и потребностей, склонностей и способностей с запросами государ-ства и общества на профессионалов, необходимых для развития и воспроизводства различных сфер экономической и социально-культурной жизни страны. Исходя из этого, портфолио можно рассматривать как эффективное средство профориентационной деятельности и механизм развития личности ребенка как будущего профессионала.

Почему мы рассматриваем портфолио не только как средство, направленное для обретения растущим человеком социального опыта, включая опыт профессиональных проб, но и как механизм развития личности? Потому что формирование портфолио помимо своих прикладных функций несет важную социализирующую нагрузку. Сам процесс собирания продуктов и результатов своей деятельности помогает обучающемуся разрешать вечное противоречие между личными целями (механизм обособления) и целями других (механизм присвоения знаний, установок, ценностей) и на этой основе определить свою идентичность (механизм идентификации) как человека включенного в жизнь общества, но при этом имеющего свой индивидуальный стиль и почерк. Таким образом, совершая полезные для других поступки, обучающийся набирает социальный опыт (знания, умения) и на этой основе определяется с выбором сфер своей будущей профессиональной самореализации.

Какие же ключевые факторы мы должны учитывать и какие шаги предпринимать для того, чтобы процесс формирования портфолио обучающимся превратился в один из механизмов его профессионального самоопределения и самореализации?

Во-первых, необходимо рассматривать Портфолио как инструмент для социального взросления и профессионального самоопределения, чтобы каждый обучающийся научился видеть и связывать разные виды своей деятельности с перспективами развития экономики и социокультурной сферы страны и ее регионов. Для этого установка отсроченной настоящей жизни за порогом школы должна смениться уверенностью обучающегося, что он уже «здесь и сейчас» творит историю свой большой Страны и малой Родины. Каждый ребенок в школьные годы желает реально видеть и осознавать результаты своего личностного и социального роста, изменения статуса «от новобранца до настоящего полковника». При этом переход учащегося из одного класса в следующий, как и отметки по предметам, не принимаются обществом в качестве критерия его социального взросления. А вот реальные дела во благо страны и общества являются не только одним из основных способов самореализации, но и «пропуском во взрослую жизнь».

Во-вторых, это знание и опора на закономерности развития обучающегося, понимание того, что уже к подростковому возрасту у него актуализируются задачи, связанные с его жизненным и профессиональным самоопределением.

По  мнению психологов, основным мотивом обучающихся в данном возрасте является мотив общественно-полезной деятельности, а ведущей деятельностью – учебно-профессиональная деятельность, мотивы учения которой связаны с профессиональным и жизненным самоопределением.

Ко всему этому ФГОС старшей школы в качестве сформированных личностных результатов в сфере отношения обучающихся к труду и социально-экономических отношений определяет такие показатели как:

– «осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

–потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности».

Для чего и для кого взрослые собирают и оформляют свои портфолио? Ответ очевиден: для того чтобы продвигать себя как профессионала на рынке труда (производства, услуг), чтобы работодатель или партнер по бизнесу могли воспринимать человека как полезного и перспективного работника (надежного партнера). Таким образом, чтобы найти любимую работу с достойной оплатой труда или повысить свою категорию взрослые формируют папку своих достижений.

Для обучающегося основной школы мотивация на включение во взрослые отношения становится актуальной, а способность к адекватной оценке своего труда начинает восприниматься как необходимое условие для его личностного и профессионального роста. При этом погружение в процесс формирования Портфолио также способствует развитию у обучающегося следующих умений: совершать выбор – принимать решения – действовать согласно собственному плану; оценивать индивидуальные достижения и свой вклад в общее дело; организовывать собственную и совместную деятельность, находить личный смысл в каждом деле.

В-третьих, педагогу как тьютору сопровождающему обучающегося в процессе оценивания своей жизнедеятельности необходимо понимать особенности мотивации, которая выходит на первый план в разные периоды школьного обучения и с учетом этого создавать условия и ситуации для их включения в многооб-разные формы трудовой и внеурочной деятельности с профори-ентационной направленностью.

Вводить портфолио в образовательный процесс необходимо постепенно и последовательно. Если в 5 классе, когда ребенок проходит сложный период адаптации или в 6 классе, когда у него резко снижается учебная мотивация предлагать ему дублировать через портфолио свои учебные достижения, то можно «на корню загубить хорошее дело». Обучающиеся в этом возрасте, прежде всего, учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Поэтому Портфолио не следует перегружать результатами повседневной учебной деятельности. Лучше настраивать обучающихся 5-6 классов на то, чтобы они не пропускали свои достижения в любом личностно-значимом деле и учились фиксировать следы своей деятельности. Это могут быть СМС сообщения, записи в социальных сетях, «парад грамот и сертификатов» на «Стене славы» или что-то другое – пусть ребята сами предложат. Нужно также помнить о возрастных особенностях и российском менталитете – наши дети не любят выделяться из среды сверстников, они просто хотят быть не хуже других.

Примерно с 7-8 класса у обучающихся появляется естественное желание не только познавать мир вокруг себя, но и пробовать свои силы, самореализовываться в различных видах творческой и спортивной деятельности. Возникает большой интерес к своей личности (у девочек это происходит несколько раньше, чем мальчиков), что выражается в увлечении личностными и профессиональными тестами. Поэтому важно научить подростков соотносить свои интересы и склонности с личностными особен-ностями, возможностями и ограничениями. Кроме этого мотив быть полезным и востребованным для общества побуждает школьников включаться в разные виды социально-значимой деятельности: участвовать в социальных акциях и практиках, разрабатывать и реализовывать проекты, совершать предпрофессиональные пробы.

На этом этапе актуальной задачей является формирование у подростков позитивного отношения к производительному труду, готовности к саморазвитию, самоопределению, а также формирование успешного опыта выполнения разных видов работ и создания полезных продуктов в результате практической деятельности. Решение этих задач достигается за счет организации мастер-классов по профессиям, ориентационных проектов, реализуемых во внеурочной деятельности; а также через экскурсии на предприятия, творческие конкурсы профессионально-практической направленности, квесты и т.д.

 

Для включения обучающихся в деятельность с профориентационной направленностью нужно использовать ресурс родителей как носителей профессионального опыта, которые на безвозмездной основе могут помочь своим детям и их сверстникам приобрести необходимые знания в разных профессиональных сферах. Проверить свои силы и возможности они могут во время экскурсий на предприятия, участвуя в творческой продуктивной деятельности, занимаясь в кружках и студиях. Лишь пройдя через личный опыта, школьники смогут понять «что их больше интересует», и «что у них лучше получается».

В 8-9 классах обучающиеся начинают задумываться над мотивами выбора профессии, пробуют определять собственную жизненную позицию и на этой основе совершать более или менее устойчивые профессиональные выборы; связывать свои выборы с требованиями профессии к качествам, способностям и умениям профессионала, соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами. Основным показателем готовности обучающихся к самоопределению становится умение выстраивать личную профессиональную перспективу с выбором профиля (или ССУЗа) и индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на будущую профессию.

Для этого обучающиеся могут начать знакомиться с классификаторами профессий и должностей, а также перечнями профессий, специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка в системе среднего и высшего профессионального образования. У них также формируется потребность в выборе освоении программы предпрофильных элективных курсов, совершении комплекса предпрофессиональных проб.

Наиболее востребованными становятся такие формы работы как профдиагностика, профессиональное и образовательное консультирование, тренинги самоопределения, тематические конференции. К этому можно прибавить знакомство с опытом успешных профессионалов (мастер-классы, экскурсии на предприятия с первичными пробами и обратной связью от профессионалов), информационно-справочная работа (составление обра-зовательной карты города, района, анализ сайтов образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования), форсайт-проекты по исследованию востребованных в регионе перспективных профессий, квесты и образовательные путешествия с профориентационной направленностью.

Наряду с этими формами работы необходимо также исполь-зовать творческие конкурсы профессионально-практической на-правленности, летние профориентационные лагеря (смены). Перспективной формой и профессиональным тренажером для пробы сил в разных видах деятельности могут стать учебно-производственные комбинаты, которые в последнее время после многих лет забвения обретают свою вторую жизнь.

Все эти виды деятельности требуют своей оценки, которая должна быть достоверной и многоплановой. Предлагаем вам примерный конструктор для оценки результатов деятельности с профориентационной нагрузкой (Таблица 1).

 

Приложение №1

Таблица 1

 

Виды деятельности Методы оценивания Продукты   для
                Портфолио  
1. Составление личного СВОТ-анализ  личност- Карта готовности
  профессионального ного потенциала выпускника  
  плана             (Прил. 2)    
2. Экскурсия  на  предпри- Фото  и видео  съемка Фото и видеома-
  ятие       интервью с профессио- териалы   в соц.
          налом     сетях        
3. Тренинг   профессио- Анализ выполненных Бланки  с резуль-
  нального самоопреде- заданий и кейсов татами индиви-
  ления             дуальной работы
4. Профессиональные Экспертная оценка  от Алгоритм дейст-
  пробы       профессионала вий        
5. Профдиагностика   Обработка результатов Результаты теста,
          теста, интерпретация рефлексия и вы-
          результатов   воды        
6. Образовательное путе- Экспертная оценка Творческий отчет
  шествие по страницам творческого отчета с  основными вы-
  интернета           водами.      
7. Сочинение на тему Конкурс   креативных Эссе с ответами
  «Мы выбираем, нас вы- идей  и  решений,  рей- на неоднознач-
  бирают»       тинговое голосование ные вопросы.  
                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

Карта готовности выпускника 9 класса к профессиональному и личностному самоопределению

 

Уважаемый обучающийся! Просмотри критерии в начале 9 класса и постарайся набрать в конце года (демонстрируя свою готовность по каж-дому пункту) как можно больше баллов для своего Портфолио. В конце года оцени свою готовность к самоопределению жизненного и профессио-нального пути, подчеркивая те баллы, где ты реально добился успехов.

Ф.И.О. ______________________________    класс__________

 

      Параметры готовности   балл  
                       
1.       Ориентация в мире профессий и на региональном рынке      
            труда        
1.1.   – Может назвать не менее 10 востребованных на Самарской   1  
  рынке труда профессий      
                 
1.2.   – Может дать характеристику любой профессии из этого   2  
  списка  (цели,  предмет,  средства,  условия  и  организация      
                 
            труда, уровень необходимого образования…)      
            – Может перечислить отрасли производства и сферы услуг,   3  
            которые имеют приоритетное значение для района (региона)    
1.3.        
                 
                 
  2.     Профессионально-важные качества специалиста        
2.1.   – Может назвать и обосновать не менее 5 ПВК предприни-   1  
            мателя (инженера)      
2.2.   –  Может  заполнить  профессиограмму  специалиста  той   2  
  профессии, которую он предварительно для себя выбрал    
                 
2.3.   – Может успешно пройти или провести собеседование (ро-   3  
  левая игра «Прием на работу».    
                 
               
  3.     Коммуникативная компетентность        
3.1.   – Знает, что такое ассертивное поведение, демонстрирует   1  
            уверенное поведение чаще чем другие виды поведения (аг-      
            рессивное, зависимое, манипулятивное)      
3.2.   – Преимущественно использует в коммуникациях и кон-   2  
  фликтных ситуациях стратегию «выиграть – выиграть»    
                 
            –  Может  решать  задачи  из  разных  социальных  ролей  и      
3.3.   профессиональных позиций, находить адекватные способы   3  
            решения возникающих проблем.      
             
4     Сформированность личного профессионального плана        
4.1.   – Сделал предварительный выбор профессии и готовится к   1  
  ней (посещает спецкурсы, творческие объединения, читает    
                 
            специальную литературу, участвует в конкурсах)      
4.2.   – Выделяет основные 4-6 этапов на пути к своей профес-   2  
                 
            сиональной мечте      
4.3.   – Знает с какими препятствиями может столкнуться на пу-   3  
            ти к своим целям и как он будет их преодолевать.      
                           
  5.     Ценности и мотивация      
        – Ценит производственный труд, воспринимает зарабаты- 1  
        вание денег не как самоцель, а как средство достижения    
        социально-приемлемых целей 2  
        – В выборе профессии опирается на внутренние социально-  
           
        ориентированные мотивы    
        –  Выдерживает баланс в триаде: Хочу – Могу – Надо (вос- 3  
           
        требовано на рынке труда).    
         
  6.     На пути к профессии      
        – Имеет представления о продолжении образования после 1  
        9-го класса с ориентацией на сферу будущей самореализа-    
        ции    
        – Участвует в мероприятиях профориентационной направ- 2  
        ленности (экскурсии, тренинги, консультации, квесты…)  
           
        – Совершил профессиональные пробы по нескольким ви-    
        дам профессиональной деятельности. 3  
             
        Сумма баллов    
           
       

Комментарии:

Баллы засчитываются если с ними согласны два эксперта

(классный руководитель или психолог и одноклассник (на

выбор классного руководителя). Если оценки не совпадают

выводится средний бал по трем оценкам (макс. 30 баллов).

Сумма баллов делится на 6. Средний показатель от 1 до 5

заносится в Портфолио в графу – Готовность к самоопре-

делению.

   
           
           
           
           
           
           
           
           

 

  Приложение №3  
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио  
(подчеркнуть (выписать) оценочный бал)      
         
Показатели Измерители Результат    
балл    
       
  1 – 8 класс – средний балл До 5    
Учебная годовых оценок    
     
деятельность 9 класс – результаты экза- До 5    
  менов и средний балл атте-    
       
  стата      
  Школьная:      
  Победитель 3    
  Призер 2    
  Участник 1    
  Муниципальная:      
  Победитель 5    
  Призер 4    
Предметные Участник 3    
олимпиады        
Краевая: 5    
     
  Победитель    
  6    
  Призер    
  7    
  Участник    
       
         
  Всероссийская:      
  Победитель 9    
  Призер 8    
  Участник 7    
  Школьные соревнования:      
  Победитель 3    
  Призер 2    
  Участник 1    
  Муниципальные соревнова-      
  ния, спартакиады:      
  Победитель 5    
Спортивные Призер 4    
достижения Участник 3    
  Краевые соревнования,      
  спартакиады      
  Победитель 7    
  Призер 6    
  Участник 5    
  Всероссийские соревнова-      
  ния, спартакиады:      

 

  Победитель 9  
  Призер 8  
  Участник 7  
  Участие в кружках, секциях 2  
  Школьные конкурсы, фес-    
  тивали, выставки: 3  
  Победитель  
  2  
  Призер  
  1  
Дополнительное Участник  
   
образование Муниципальные конкурсы,    
  фестивали, выставки:    
  Победитель 5  
  Призер 4  
  Участник 3  
  Краевые конкурсы, фести-    
  вали, выставки:    
  Победитель 7  
  Призер 6  
  Участник 5  
Школьные Участие 1  
мероприятия, Участвовал и стал призером  
2  
практики Организация и проведение  
3  
  мероприятия  
     
  Прошел от 1 до 3 проб 1  
  Прошел более 3 проб  
Профессиональные пробы 2  
Прошел предпрофессио-  
  3  
  нальную практику  
     
    1  
Степень готовности к профес- Средний бал по всем пока- 2  
сиональному самоопределе- зателям (см. Карта готовно- 3  
нию сти) от 1 до 5 б. 4  
    5  
  Сумма балов:    
  Очень высокий 5  
Уровень образовательных и Высокий 4  
Средний 3  
социальных компетенций  
Ниже среднего 2  
   
  Низкий 1  

 

Уровень компетенции обучающегося на основе подсчета всех баллов

 

  • других критериев определяет комиссия, в которую входит классный ру-ководитель, представитель администрации школы и обучающийся старшей школы.

 

Список литературы

  1. Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. – М.: Норма, 2014. – 385 с.
  2. Зеер, Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Деловая книга, 2012. – 248 с.
  3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. / Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: Деловая книга, 2009. – 234 с.
  4. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования. / Ф.С. Исмагилова. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 391 с.
  5. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. / Е.А. Климов. – Обнинск, 1993. – 340 с.
  6. Махаева, О.А. Я выбираю профессию. // О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. М.: Аспект Пресс, 2010. – 215 с.
  7. Осницкий, А.К. Умение саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1992 №1. – С. 52-59.
  8. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н.С. Пряжников. – М.: Наука, 2012. – 390 с.
  9. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 1996. – 429 с.
  10. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений./ Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2015. – 496 с.
  11. Психологическое сопровождение выбора профессии./ Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Книга, 1998. – 396 с.
  12. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов- М.: Владос – пресс, 2013. – 384 с.
  13. Румянцева, Н.С. К проблеме профессионального самоопределения старшеклассников / Н.С. Румянцева. Материалы научн. Конференции. – М.: Норма, 2004. – 385 с.

14. Сухотенко, О.Н. Ступени профессионального выбора / О.Н. Сухотенко /Школа и производство. – 2014.- № 3. – С. 28.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.