Жирякова А.А.
ГБОУ СОШ с.Камышла
м.р.Камышлинский
Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся
В статье рассматривается роль классного руководителя во внеурочной деятельности в условиях ФГОС.
Успешность реализации внеурочной деятельности зависит от эффективно выстроенной работы классного руководителя. Представлен практический опыт классного руководителя.
С детства все мы помним знаменитые строки известного поэта
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
И только став взрослее, мы понимаем, как прав был В. Маяковский, говоря о важности правильного выбора будущей специальности.
В мире насчитывается около сорока тысяч разных профессий. Как правильно выбрать ту единственную, которая бы соответствовала интересам, характеру, была бы востребована, престижна? Учащихся своего(тогда ещё 9 класса) попросила поднять руку, если уже определились с выбором специальности, – ни одной руки. Видимо, прошло время, когда школьники с детских лет мечтают быть учителем, врачом, нет сейчас у нынешних выпускников и шефов, никто не ждёт нас сейчас на предприятиях. Тем не менее, будущие выпускники не останутся без поддержки, и помощь классного руководителя может оказаться эффективной.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением государство, родители – это максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для самоопределения и самореализации.
С учетом образовательной и воспитательной ситуации в классе, особенностей социума, потребностей, желаний учащихся, родителей, педагогов, требований сегодняшней жизни разработана воспитательная система класса, в основе которой лежат идеи педагогики сотрудничества, формирование единого воспитательного развивающего пространства, обеспечивающего условия для профессионального самоопределения учащихся.
Зачастую большинство учащихся не знают, какой профессией они хотели бы овладеть в будущем. Впервые о выборе профессии учащиеся задумываются – в 9 классе, когда следует решить, продолжать обучение в школе, если да -то какой профиль дальнейшего обучения выбрать, или начинать овладевать какой- либо специальностью. Второй раз – в 11 классе, когда учащемуся необходимо остановить свой выбор на том или ином учебном заведении.
Поэтому целенаправленная работа по данному направлению ведется с 15 летнего возраста учащихся, когда у большинства из них складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.
Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, что же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими я хочу увидеть ребят в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. То есть на основе анализа за прошлый год, с учетом позитива и негатива в своей работе за прошлый год определяю воспитательные задачи. Всегда ставлю перед собой конкретные цели и задачи, которые можно выполнить. Мною была поставлена цель: через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности и выбору дальнейшего профиля обучения.
Для реализации намеченной цели, я определила следующие задачи:
- Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка;
2. Содействие созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;
3. Организация взаимодействия и сотрудничество всех воспитательных сил;
4. Организация всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;
5. Создание классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребенка, учащегося.
Следующим этапом моей деятельности было составление плана-программы воспитательной работы с классным коллективом. Я считаю, что основная задача планирования – так организовать жизнь классного коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.
Конечно, прежде чем выстраивать систему работы, необходимо изучить индивидуальные и личностные особенности детей, их интересы и склонности. На этом этапе работы:
- определяю тип темперамента, посредством наблюдения, тестирования (Айзенка), анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися, выявили их личностные особенности;
- изучаю особенности характера и поведения;
- исследую интересы учащихся, их склонности к какому-либо виду деятельности;
- определяю статус каждого ученика в коллективе (лидеры, популярные, пренебрегаемые, приспособленцы, замкнутые);
- выявляю роль ребёнка в общественной жизни класса (организатор, инициатор, исполнитель).
В настоящее время повышается роль школы, классного руководителя в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Кто же, как не школа поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации?
Большую помощь преподавателю в организации и проведении профориентационных уроков может оказать созданная в классе по инициативе учащихся группа профинформаторов, которых можно привлекать к организации встреч и экскурсий, к оформлению «Уголка профориентации», где вывешиваются интересные информационные сообщения, различные буклеты, рекламные объявления и т. д.
Каждый профориентационный урок при условии умелой подготовки к нему превращается в откровенный разговор учителя и его учеников о выборе жизненного пути, размышления о жизни, о человеке и его возможностях, о призвании и трудностях поиска своего жизненного пути. Это классные часы: « Профессия моих родителей», «По какому пути пойти?»
Среди различных форм моей профинформационной работы видное место занимают встречи учащихся со специалистами. Опыт показывает, что хорошо организованная встреча оставляет глубокий след в сознании подростка, воспитывая у него познавательную активность. В результате этого создаются благоприятные условия для формирования у школьников определенного подхода к изучению не только той профессии, о которой рассказывал специалист, но и других профессий; при этом учащиеся овладевают обобщенным методом анализа трудовой деятельности.
Не маловажную роль в выборе будущей профессии играют и «Недели добра», которую проводит ежегодно наша школа, и где мы с классом принимаем активное участие.
Как классный руководитель, я стараюсь приобщать старшеклассников к занятиям на элективных курсах. Например, один из разделов элективного курса «Деловой русский язык», который предусмотрен к изучению в 10-11 классах, включает такие актуальные темы, как Публичные речи. Интервью. Инвенция. Диспозиция. Элокуция -создание высказывания на уровне. Меморио-память. Деловая этика. Виды этикета. Воинский этикет. Дипломатический этикет. Церковные (православный) этикет. Светский этикет. Служебный (деловой) этикет.
Также я привлекаю учащихся к посещению тематических лекций по различным областям знаний в СУЗах и ВУЗах, участию на различных научно-практических конференциях; учу подбирать целенаправленно научно-популярную литературу, и считаю целесообразным организовывать посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей».
Так, за прошедшие три года мы с учениками моего класса стали участниками IX Открытой Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей «Образование.Наука.Профессия.»( Ахмадиева Гелия(русский язык), Хайруллин Шамиль и Салахутдинов Ришат (математика), участник заочного тура Всероссийского конкурса достижений талантливой молодёжи «Национальное Достояние России», в 2015 и 2016 годах Ахмадиева Гелия стала победителем VI и VII научно-практических конференций школьников «Филологическая наука глазами молодых» с САМГУ г Самары. В 2019 году Мингазов Дамир занял I место во Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ» в г.Москве и II место в открытом областном фестивале «Изумруды».
Определившись с выбором будущей профессии и экзаменами, ребята готовятся к сдаче ЕГЭ, пробуют свои силы и на областных олимпиадах по выбранным предметам.
В течение последних двух лет в выборе специальности хорошую помощь учащимся оказывает сайт при поддержке Министерства образования и науки Самарской области –Центр профессионального образования. Здесь дети могут найти
Ежегодно в марте проходит акция «Время выбирать», которая проводится по инициативе губернатора Самарской области. Ее цель- показать, что в регионе готовы обучать самых одаренных выпускников школ, давать им престижные профессии. Крупнейшие ВУЗы знакомят будущих абитуриентов со своими учебными заведениями. Чтобы выбор был правильным, настоящие студенты и преподаватели рассказывают всё о своих университетах. ВУЗы, начиная с того, насколько популярна профессия, презентуют не только свои учебные программы, но и все условия обучения, вплоть до схемы проезда до университета, расписания занятий, что тоже не маловажно. Главное, чтобы, выпускники были уверены в своем выборе, когда понесут документы в университеты. «Самое страшное в жизни, -отметил Геннадий Котельников – ходить на нелюбимую работу.»
Через несколько месяцев прозвенит последний звонок, закончатся экзамены, и каждому выпускнику придется решить важный вопрос: куда пойти учиться, какую профессию приобрести. Очень важно, чтобы это самое решение было обдумано и взвешено, чтобы годы учебы приносили радость, а приобретенная специальность стала залогом и будущей карьеры, и благосостояния, и, конечно же, источником удовлетворенности жизнью.
Литература
1.Муралова Т.Н. Профессиональная ориентация / Т.Н. Муралова, Н.Ш. Барулина // Классный руководитель, – Томск: 2014. – №4. – С. 85-90.
Н.Ш. Барулина // Классный руководитель, – Томск: 2014. – №4. – С. 85-90.
- Жукова, Л. Загадки о профессиях / Л. Жукова, Е.Артюх // Миша.-
Москва: 2010.- № 7.- С. 15-18