Открытый
окружной конкурс методических разработок с использованием учебно – лабораторного оборудования
«Современный урок – 2017»
Конкурсная работа
в номинации
«Урок математики в основном общем и среднем образовании»
Тема урока | Арифметическая и геометрическая прогрессии |
Цель деятельности учителя
|
Создать условия для обобщения и систематизации изученного теоретического материала по теме «Прогрессии», применения изученных формул при решении ключевых задач, показать применение полученных знаний в жизнедеятельности человека, в частности, в банковской сфере |
Цель урока | обеспечение достижений планируемых образовательных результатов |
Тип урока | урок обобщения и систематизации знаний |
Методы и формы обучения |
Методы: проблемно-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. |
Основные понятия | Арифметическая прогрессия (АП), геометрическая прогрессия (ГП), формула n-го члена АП и ГП, формула суммы n-первых членов АП и ГП, характеристическое свойство АП и ГП, сложные и простые проценты. |
Оборудование | Ноутбук каждому, мультимедийный проектор, доступ в Интернет, интерактивные кроссворды, интерактивный тест, программа для просмотра презентаций PowerPoint. |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
распознает ГП и АП при разных способах задания, устанавливает закономерность; – вычисляет члены последовательностей, заданных формулой n-го члена; – умеет анализировать текстовые задачи; – грамотно применяет математическую терминологию и символику; |
Познавательные УУД – умеет применять формулы ГП АП; – проводит сравнение, обобщение, анализ; – проводит рассуждения от правил к примеру; – проводит смысловую работу с текстом; Регулятивные УУД – оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; – умение контролировать процесс и результат учебной деятельности Коммуникативные УУД – работает в группе, паре, оказываете взаимопомощь,; – умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; |
– креативность мышления, инициатива, находчивость, активность; – готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
|
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствует учащихся, нацеливает на работу | Настраиваются на работу |
Личностные: самоопределение, доброжелательное отношение к сверстникам. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Вступительное слово учителя. Организует и направляет познавательную деятельность учащихся. Формулировка темы и целей |
Сотрудничают в парах, отвечают на поставленные вопросы
|
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Постановка цели учебной задачи, синтез; Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
Актуализация знаний | Выявляет уровень опорных знаний. Выявляет пробелы в знаниях. Активизирует знания учащихся. | Заполняют таблицу-сравнение формулами АП и ГП. |
Познавательные: Применять схемы, полученные знания, устанавливать причинно – следственные связи, уметь рассуждать; Регулятивные: Обнаруживать и формулировать учебную проблему, анализ своей деятельности Личностные: Формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
Обобщение и систематизация знаний.
|
Подготавливает учащихся к обобщенной деятельности путем формирования целостной системы ведущих знаний по данной теме Предлагает воспроизвести знания на новом уровне (переформулированные вопросы). |
Работают в сотрудничестве и индивидуально, понимают и сохраняют учебную задачу |
Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия. Умение осознанно применять полученные знания на практике. Коммуникативные: Умение сотрудничать в группе сверстников
|
Применение знаний и умений в новой ситуации | Предлагает рассмотреть жизненные ситуации, связанные с банковскими расчетами и темой «Прогрессии», увидеть взаимосвязь | Совместно решают задачи на простые и сложные проценты, анализируют. |
Познавательные: Умение строить логическое рассуждение, делать умозаключения, формулировать выводы Коммуникативные: участи е в диалоге, выстраивание аргументации Личностные: проявление критичности мышления |
Рефлексия | Проводит анализ урока и дает оценку успешности достижения цели | Анализируют свою деятельность на уроке, делают вывод о необходимости изучения темы «Прогрессии» в современном мире. |
Регулятивные: Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности Коммуникативные: Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками |
Информация о домашнем задании | Предлагает разноуровневое домашнее задание |
Деятельность | ||||||
Учителя | Учащихся | |||||
Организационный момент | ||||||
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Весь необходимый материал для работы на уроке, лежит у Вас на столах.
|
Приветствуют учителя. Рассаживаются. | |||||
Мотивация учебной деятельности учащихся | ||||||
– Для того, чтобы начать сегодняшний урок и понять о чем пойдет речь, предлагаю вам разгадать кроссворд. – На рабочем столе откройте презентацию Power Point «Кроссворд». – У каждого свой кроссворд и свои ключевые слова, которые вы назовете мне, разгадав его. – Приступайте к выполнению. ( Приложение 1)
По мере окончания работы проверять процент выполнения задания. Итак, тема урока…… (Слайд 1) И цель урока обобщить и систематизировать знания по разделу «Прогрессии» и ответить на вопрос «Действительно ли прогрессии играют большую роль в повседневной жизни?» (Слайд 2) |
Работают индивидуально по алгоритму на слайде По ссылкам разгадывают кроссворды ´ https://puzzlecup.com/?guess=71050AA4EA7186AU ´ https://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=B58147B5985EB1AU ´ https://puzzlecup.com/?guess=7C4807047396A5AU
Арифметическая и геометрическая прогрессии
|
|||||
Этап актуализации знаний | ||||||
– Что вам необходимо знать, для того, чтобы решать задачи? -Проверим знание формул по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», используя интеллект-карту. (Слайд 3), (Приложение 2) -Необходимо записать при помощи формул определение арифметической и геометрической прогрессии, формулу n-го члена, формулы суммы n-первых членов прогрессии и характеристические свойства. Выполните задание самостоятельно |
формулы
индивидуально заполняют карту, с готовой структурой
Проверяют правильность выполнения в соответствии со слайдом 3 |
|||||
Этап обобщения и систематизации знаний |
||||||
– Зная формулы арифметической и геометрической прогрессий, можно решить ключевые задачи по данной теме. – Чтобы ускорить дальнейшую работу, объединитесь в группы по 5 человек. – В задании №3 выразите по возможности из формул прогрессии каждую переменную и заполните блок – схемы. (Приложение 3) При необходимости оказывает помощь группам. |
(Рассаживаются в за парты для групп в центре компьютерного класса)
Заполняют блок-схемы, работая в группах. ( 2 группы) |
|||||
– Ребята, вы повторили все, что вам необходимо знать по разделу «Прогрессии» и теперь предлагаю пройти тест в онлайн-режиме. – Займите свое место за компьютером, откройте презентацию Power Point «Тест». (Приложение 4) Подвести итог по результатам теста в целом по классу. |
Работают индивидуально Выполняют интерактивный тест, перейдя по ссылке https://irina2018.ucoz.net/tests/0-2, оценивают себя |
|||||
Этап применения знаний и умений в новой ситуации | ||||||
– Каждый из вас задумывался о будущем или мечтал о нем… – В будущем вы планируете собственное жилье или продолжите жить с родителями? (Слайд 5) – Какие варианты приобретения жилья существуют на сегодняшний день? – Назовите несколько слов-ассоциаций для слова «банк» – Какая же связь между банком и прогрессиями? – На самом деле эти термины тесно связаны и сейчас вы это увидите. – Сегодня мы рассмотрим способы, с помощью которых вы можете накопить n-ю сумму денежных средств для приобретения жилья. (Слайд 6)
– За хранение сбережений и разрешение распоряжаться этими деньгами, банк выплачивает вкладчику проценты к хранящейся сумме денег. – Существует две базовых схемы наращения капитала – простые и сложные проценты. (Слайд 7) 1. Простые проценты (Слайд 8) – В конце каждого года хранения вклада вы можете снимать проценты по вкладу, т. е. полученную прибыль . – Математическая модель ситуации – конечная арифметическая прогрессия. an+1 = a1+n.d, d=a1.p/100 an+1 = a1(1+p.n/100), где p – проценты.
2. Сложные проценты (Слайд 9) – Проценты по вкладу начисляются на постоянно растущую основу с учетом процентов, которые начислены за предыдущие периоды. – Главная суть расчетов состоит в том, что выполняется начисление процентов на процент.
bn+1 = b1.qn q = 1 + p/100 – Вы приходите в банк один раз – в конце срока хранения вклада. – Математическая модель ситуации – конечная геометрическая прогрессия. – Для того, чтобы понять принцип действия данных схем, рассмотрим ситуацию: (Слайд 10) – У вас имеется 100 условных единиц (у.е.) Есть 3 банка, в которые можно положить вклад. У первой группы срок вклада 3 года, у второй 6 лет. – Используя данные формулы, рассчитайте полученную прибыль на конец срока вклада. Ответьте на вопросы: – Какой банк вам походит? – Какой метод начисления выгоднее? – Посмотрите на график простых и сложных процентов. (Слайд 11) Сделайте вывод |
Предполагаемые ответы Да
Конечно, собственное
Собственные накопления, ипотечный кредит, в редких случаях – дарение.
Кредит, вклад, проценты
Работают в группах по 5 человек Рассматривают предложенную ситуацию, рассчитывают проценты по данным формулам
Ситуация: 1 банк – под простые проценты, из расчета 3% в месяц 2 банк – под простые проценты, из расчета 40 % в месяц 3 банк – под сложные проценты, из расчета 30%.
Предполагаемый ответ: вложения с использованием сложного процента намного выгоднее, чем с простым процентом. Чем больше проценты прибыли, чем дольше срок инвестирования, тем выгоднее проявляет себя сложный процент
|
|||||
Этап рефлексии | ||||||
– Вернемся, к цели нашего урока. – Удалось ли вам еще раз привести в систему знания по теме «Прогрессии»? – Ответьте теперь на вопрос: «Действительно ли прогрессии играют большую роль в повседневной жизни?»
– Да, ребята, мы живем в условиях рыночной экономики и поэтому каждый из вас должен быть финансово грамотным человеком. А знания по теме «Прогрессии» помогут вам в этом. (Слайд 13) – И напоследок, совет на будущее: (Слайд 14) будьте предельно внимательны к условиям договора с банками, т.к. существуют скрытые комиссии, страхование, дополнительные требования. – Предлагаю провести рефлексию, используя пирамиду. (Слайд 15) Тем самым ребенок производит собственную самооценку и меняет психологическое состояние. |
Ведут беседу с учителем
Прикрепляют цветные клейкие ленты на пирамиде своих достижений, изменений знаний, применения своих знаний, умений Пирамида имеет 4 уровня – символизирует уровни развития на уроке: 2 уровень – базовый уровень 3ур – самостоятельно или с помощью класса 4уровень – индивидуально, творчески и т.д. |
|||||
Информация о домашнем задании | ||||||
Формулы арифметической и геометрической прогрессии можно использовать не только для решения экономических задач, но и для решения задач из других областей, например, из биологии. Учитывая неодинаковый уровень подготовленности ребят, им предлагаются задачи разного уровня сложности.
|
I . уровень. “удовлетворительно”. Какое потомство могла бы воспроизвести одна особь самки аскариды за 6 дней, если она дает 700 тыс. яиц в сутки? I I уровень. “хорошо”. В одном плоде пастушьей сумки созревает не менее 186300 семян. Сколько могли бы дать 5 особей пастушьей сумки, если 1 растение имеет в среднем 30 плодов? I I I уровень. “отлично”. Одна особь самки крысы дает в год 5 пометов, в среднем по 8 крысят, достигающих половозрелости с 3 месяцев. Какое потомство могло бы быть у этой особи за 9 месяцев жизни? Свой уровень подготовки определите самостоятельно. |
|||||
Список использованной литературы
- Алгебра 9 класс, Задачник ,/А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова -11-е изд, стер.- М.:Мнемозина, 2015
- Г. В. Дорофеев, Е. А. Седова. Процентные вычисления. – СПб: «Специальная литература», 1997. 2. Л. П. Евстафьева.
- Ю.С.Ершов Финансовая математика, ООО «Бизнес ПРАКТИКА», Новосибирск, 2002- 212с.
- Математика: дидактические материалы для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.6 Просвещение, 2015
- Математика 9 класс. Подготовка к ОГЭ – 2016, под ред. Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова
Интернет – ресурсы
https://www.fnv-site.ru/index/konkursy_i_turniry/0-180
Сервис Фабрика кроссвордов (адрес https://puzzlecup.com)
Интересный урок, да и тема прогрессии не из простых. Зачастую дети не понимают где и как применяются арифметическая и геометрическая прогрессии, а здесь приведен достаточно яркий, актуальный и даже полезный пример из жизни. Сохраню урок в свою копилку.