Математика. 5 класс. Урок- путешествие “Математика в сказках” (обыкновенные дроби)

ПАСПОРТ  УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

 

Учитель: Погодина Ольга Вячеславовна
Тема урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений  «Обыкновенные дроби»
Образовательная цель Развитие коммуникативных способностей личности, формирование математического сознания личности пятиклассника через осмысление основных понятий, свойств обыкновенных дробей.
Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1:активно и заинтересованно выполняет все учебные задания;

ЛР-2:высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию.

ЛР-3: рассуждает и делает выводы;

ЛР-4: осознает ценность здоровья;

ПУД-1: соотносит понятия и их определения;

ПУД-2: выделяет основную мысль в тексте;

ПУД-3: устанавливает вид дроби, группирует их по определённым признакам;

ПУД-4: самостоятельно формулирует тему урока;

ПУД-5: поиск и выделение необходимой информации: анализ;

ПУД-6: строит речевое высказывание в устной речи;

КУД-1: выполняет учебные задачи в сотрудничестве с участниками образовательного процесса;

КУД-2: слушает мнение товарищей;

КУД-3: умение слушать и вступать в диалог;

РУД-1: целеполагание, как постановка учебной задачи;

РУД-2:  планирует предстоящую познавательную деятельность;

РУД-3: осуществляет рефлексию собственной деятельности;

ПР-1: объясняет значение обыкновенной дроби;

ПР-2:  правильно читает  и записывает дроби;

ПР-3: объясняет  понятие правильной, неправильной дроби, смешанного числа;

ПР-4: решает несложные задачи на нахождение части от целого и целого по его части.

ПР-5: объясняет формулы представления смешанного числа в виде неправильной дроби;

ПР-6 :формулирует правила нахождения части от целого и целого по его части.

Программные требования к образовательным результатам раздела
Личностные результаты Метапредметные Предметные

Формирование устойчивой мотивации к обучению

 

 

 

Познавательные:

1. Отбирает информацию.

2.Осуществляет анализ полученной информации.

Коммуникативные:

1.Умеет слушать.

2.Умеет отстаивать свою точку зрения.

3.Умеет работать в группах.

Регулятивные:

1. Принимает учебную задачу.

Знает:

1. Основное свойство дроби.

2. Правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

3.Правило сравнения дробей с одинаковыми числителями.

4.Где в жизни применяются дроби, правила сравнения дробей.

Программное содержание

Дробь. Обыкновенная дробь.

Основное свойство дроби.

Сравнение, сложение и вычитание дробей.

Мировоззренческая идея Использовать понятия и умения, связанные с обыкновенными дробями в ходе решения математических задач и в жизненных ситуациях.
План изложения учебного материала

Повторить определение обыкновенной дроби, виды дробей

Преобразование неправильной дроби в смешанное число, смешанного числа в неправильную дробь

Правила сравнения дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями

Применение знаний и умений в новой ситуации: решение задач на нахождение части от целого и целого по его части

Обобщение материала

Основные понятия Обыкновенная дробь, правильные, неправильные дроби; смешанные числа, сравнение дробей.
Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока Урок-путешествие
Образовательная технология Интерактивного обучения
Оснащение урока Проектор, интерактивная доска, документ-камера, раздаточный дидактический материал
Мизансцена урока В классе парты расставлены по 2 штуки для работы 3-х групп. (12 человек)
Домашнее задание Сочинить сказку про дроби.

Сценарий урока

 I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 3-5 мин.

Добрый день, ребята!

Для начала я предлагаю вам посмотреть на экран. Слайд№2

На сегодняшнем уроке я предлагаю думать мысль и думать её вместе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

Я не случайно начала сегодняшний урок с показа мультфильма. Завершается 2016 год. Вы, наверное, знаете, что 2016 год  был объявлен годом Российского кино. А мультипликация  – это тоже вид киноискусства.

-Любите ли вы путешествовать?  Сегодня на уроке я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие.

Путешествовать мы будем группами.

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ  5-6 мин.

Прежде чем мы начнем наше путешествие, давайте познакомимся с маршрутом Слайд№3 У вас на партах лежат маршрутные листы, в которых вы будете проставлять свой успех или неудачу которые вас постигнут во время путешествия. А так же проверим свою готовность к путешествию.

И так внимание на экран Слайд№4.

– Чему будет посвящено наше путешествие?

Задание1: Назовите автора и название сказки.

– Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он….

Сказка А.С. Пушкина «Сказка о Золотом петушке».

-Скажите,  что же объединяет этот отрывок и математику?

-С какими числами, которые мы с вами недавно изучили, они  схожи?

     Девиз нашего урока: .Слайд№5

«Дроби всякие нужны,

Дроби разные важны.

Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.

Если будешь дроби знать,

Точно смысл их понимать,

Станет лёгкой даже трудная задача».

Задание 2 : Сформулируйте тему нашего путешествия

  Задание 3 (Слайд№6) :

Расположив дроби в порядке возрастания, вы сможете сформулировать главную цель нашего урока.

Работа группы: каждый индивидуально выполняет задание, затем групповая дискуссия, проверка результатов и презентация работы на интерактивной доске группы, первой справившейся с данным заданием.

Проверка, правильности выполнения задания всех трех групп и оценка в листе самооценивания.

-И так, главная цель нашего урока: повторить, обобщить тему “Обыкновенные дроби”, показать умение выполнять действия с обыкновенными дробями.

III. Актуализация знаний. 5-7 мин.

Слайд№7   Задание 3.

  1. Вставьте пропущенные слова.
  2. Подготовьте выступление с оценкой своей работы.

Задание группам:   Группа №1

Жила-была обыкновенная ___________, Обыкновенная, как и любая, состоящая из________________________________________, разделённых ________________.
Она жила очень правильно и всегда совершала только правильные поступки. Все её называли _______________. Она очень любила пошалить   и однажды так шалила, что перевернувшись превратилась в _______________. Но и этого ей было мало. Она так хотела быть похожей на число! Особенно ей нравились смешанные числа: ведь это так замечательно и заманчиво – с небольшими изменениями, но оставаться собой! Но дробь продолжала оставаться _____________. Но, всё же, ей так хотелось иногда стать смешанным числом. И вот однажды… Однажды кто-то придумал ___________________________________________. И, оказывается, так просто неправильная дробь может стать смешанным числом!

Группа №2

Жили – были числитель и знаменатель – обыкновенная ____________. Числителя звали два, а знаменателя тринадцать. Жили они хорошо. Ученики писали их в тетрадках, они видели себя в книжках, но хотели они еще брата или сестру. Тогда пошли они к тетушке математике и попросили ее поменять два и тринадцать местами. Тетушка долго не соглашалась. Но два и тринадцать рассказали, что у них нет, ни брата, ни сестры. Математика пожалела и согласилась. Она поменяла два и тринадцать местами и получилась ___________________дробь тринадцать вторых, из этой дроби появился брат шесть ________, но хоть он появился позже, все равно был старше всех. А тринадцать поменяла свое имя и стала _________. Так получилась дробь – __________________. Тетушка математика превратила _____________________дробь в _________________ число.

Группа №3

Давным-давно в царстве под названием Математика жило множество жителей: числа, цифры, дроби, лучи, отрезки, фигуры.… Однажды царь математик позвал к себе одну из сестер – неправильную ________________. Он задал ей задание:
– Выдели из числителя и знаменателя _________________________. Долго думала она, как _________________________ Целую часть. И решила она_________________________    числитель на знаменатель. В числители у нее было 25, а в знаменатели 6. И получилось из нее не двадцать пять шестых, а ______________________________________________________.
Царь наградил ее за это. И стала она первой неправильной дробью, которая выделила __________________________________.

 Групповая дискуссия: обсуждение, выработка общего мнения, планирование презентации итогов работы.

(Документ камера)

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации. 15 мин.

В этом же царстве  Слайд№8

– Жил-был поп,
Толоконный лоб.

О какой сказке идет речь?

(“Сказка о попе и о работнике его Балде“)
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

Слайд№9   Групповая дискуссия:

Задание 4:   Помогите  попу выбрать самый дешевый товар.  Сформулируйте правила, которые использовали при  решении данной задачи.

 обсуждение, выработка общего мнения, планирование презентации итогов работы

I группа

– Смотрит, арбуз, дыня и тыква вместе стоят 200 рублей. Арбуз стоит 60 рублей, дыня стоит  3/5 всех денег, тыква стоит   1/6 дыни.

II группа 

– Смотрит, тыква стоит 20 рублей, что составляет        1/3  стоимости арбуза и    1/6   стоимости дыни .

Помогите  попу выбрать самый дешевый товар.

III группа   

Смотрит, тыква стоит 20 рублей, что составляет     1/10   всех

денег. Дыня стоит 3/5  всех денег, арбуз стоит  60 рублей.  Помогите  попу выбрать самый дешевый товар.

Предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка. (1мин.) Слайд№13-18

Слайд  №19  Продолжаем наше путешествие. Внимание на экран.

– Нет, – говорит Балда, –
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе вражёнок, задачу.

-Ребята давайте поможем бесенку справиться с заданием.

Задание:  5    Слайд№21

Неправильные дроби перевести в смешанные числа, а смешанные числа – в неправильные дроби.

Практическая работа в группах.

Работа групп: каждый решает свое задание, результат заносит в таблицу.

-Продолжим наше путешествие.  Слайд №22

«…Ветер по морю гуляет да кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах…

Корабельщики дивятся

На кораблике толпятся.

На знакомом острову видят…..

Слайд№23

–Старика со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно … лет и … года.

– Из какой, очень хорошо вам известной сказки Александра Сергеевича Пушкина, данный фрагмент?

( “Сказка о рыбаке и рыбке”)

– Правильно, дети. Они 33 года жили у синего моря и старик всё это время ловил рыбу. Всего один раз ему повезло поймать золотую рыбку. Но в этом море плавало пять разных золотых рыбок.  Слайд№24

Задание: 6. Старик поймал самую маленькую рыбку. Какую же рыбку поймал старик?

бело-золотая рыбка – 2/5 кг

серо-золотая рыбка – 4/5 кг

чёрно-золотая рыбка – 1 кг

рыже-золотая рыбка –  6/5 кг

пёстро-золотая рыбка – 1  2/5  кг

– Почему старуха оказалась у разбитого корыта?

Чему учит нас эта сказка?

Обобщение материала.  Слайд№25-Пришло время возвращаться. Для этого с помощью смайликов покажите, согласны ли вы с данным утверждением или нет( улыбка –да , огорчение – нет).

Задание: 7

  1. Нуль – натуральное число.
  2.  Любое натуральное число записывается с помощью десяти цифр.
  3. В обыкновенных  дробях над черточкой записывается числитель, а под  – знаменатель.
  4. Любая  правильная  дробь больше любой неправильной дроби.
  5. Смешанным называется число, в состав которого входит натуральное число и неправильная дробь.
  6. Дробная черта означает деление.
  7. Правильную дробь  можно показать в виде смешанного числа.
  8. Любая неправильная дробь больше 1.
  9. Любую неправильную дробь можно показать в виде смешанного числа.

-Вот и завершилось наше с вами путешествие по сказкам А.С. Пушкина.  Слайд№26.

-Изучая  математику, мы каждый раз открываем для себя новое. И сказки тоже нам преподносят уроки.

Кто мне скажет, чему нас учат сказки?

-Сказки учит добру. Добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Я желаю вам, чтобы вы в своей жизни совершали только добрые поступки.

VI. Домашнее задание. Слайд№27 (2 мин.)

VII. Рефлексия Слайд№28. (5 мин)

Достигли ли мы цели, которую ставили вначале урока?

Посчитайте свои баллы и оцените работу своей группы и каждого участника группы.

С помощью имеющихся у вас на столах смайликов, покажите  свое настроение.

Понравился  ли вам урок?

Кому было легко выполнять все задания –  поднимает смайлик с улыбкой, а кому сложно – грустный смайлик, те, кто не смог справиться с заданиями – огорчение.

– Ребята, мы сегодня повторили обыкновенные дроби через сказки. Вы были очень активными, все очень старались.

Всем спасибо за урок и хорошего вам настроения на весь день!

2 комментария к “Математика. 5 класс. Урок- путешествие “Математика в сказках” (обыкновенные дроби)”

  1. Тема обыкновенных дробей всегда была и будет очень сложна для учащихся 5 класса. Как ее преподнести учащимся, чтобы было проще и понятнее? Эта проблема стоит практически перед каждым учителем математики и каждый ищет выход из этой ситуации самостоятельно. Я считаю что данный урок и есть этот самый выход. Учитель соединил вместе сказки (известные с детства) и математику. Ребята на знакомых примерах изучили правильные и неправильные дроби. Урок получился очень полезным и поучительным.

  2. Очень интересная форма изложения темы содержащая и мотивирующие элементы соответствующие системе восприятия детей, а так же обладающая элементами обучающего характера, которые способствуют усвоению учащимся сложного материала выбранной темы. Прекрасно включена эмоциональная составляющая в обучающем материале, что без сомнения стимулирует память обучающегося позволяя лучше усвоить новые знания и правила, в силу их ассоциативного характера с позитивными эмоциями от урока – сказки.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.