Приоритетная ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП )
Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Формирование математических представлений у детей с ОНР.
№ п./п. | Образовательные задачи | Развивающие задачи | Воспитательные задачи |
ОО «Познавательное развитие». |
Продолжать формировать представления детей о составе числа 10 из единиц. Познакомить с обозначением числа 10. Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. Сформировать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника. Тренировать навык в выкладывания силуэтов предметов из геометрических фигур. Закрепить умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов. |
Развивать мыслительные операции, логическое мышление. | |
ОО «Речевое развитие» | Сформировать умение отражать в речи пространственное положение объектов. | ||
ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
Воспитывать доброту, отзывчивость. Воспитывать инициативность, активность самостоятельность речевых высказываний, умение действовать по правилу и взаимодействовать с участниками группы. |
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: Мяч, конверты с заданиями, карточки с цифрами от 0 до 9, карточки с изображением разного количества предметов (до 10 предметов), треугольники, четырехугольники, магнитная доска, картинка с изображением дровосека, составленная из разных многоугольников.
Раздаточный материал: Листы бумаги, цветные карандаши, многоугольники ( треугольники разных видов, квадрат, прямоугольник, ромб)
Методы и приемы:
Наглядные: карта, карточки с изображением разного количества предметов, картинка с изображением дровосека, геометрические фигуры.
Словесные: вопросы, пояснение, чтения стихотворения, рассуждения.
Практические: рисование карандашами, раскладывание дровосека из геометрических фигур, раскладывание числового ряда.
Форма организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Игровая |
Игровое упражнение «Считай дальше»
|
Коммуникативная | Рассказ воспитателя, беседа, вопросы к детям. |
Конструктивная | выкладывания силуэтов предметов из геометрических фигур |
Восприятие художественно литературы и фольклора | Чтение стихотворения С. Маршака «Веселый счет» |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
1. |
Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются Собрались все дети в круг Ты мой друг и я твой друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся. Вводная часть Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в которой девочка Элли с Тотошкой после урагана попала в другую страну. Коварная Бастинда: Показала им путь, но сказала вернуться, они смогут, если только мы правильно выполнят все задания по порядку. Цифрами обозначены направления пути, по которому Элли с Татошкой смогут вернуться домой. Хотите вы помочь Элли с Татошкой?
|
Слушают, высказывают свое мнение.
|
Активизировано внимание детей.
Созданы условия для эмоционального настроя.
Проявляют интерес к участию в совместной деятельности. |
2. |
Основная часть Игровое упражнение «Считай дальше» Воспитатель предлагает посчитать от 1 до10, передавая мяч друг другу. |
Находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1. Передают мяч и считают от 1до10. |
Закреплены навыки счета в прямом порядке в пределах 10 |
3. |
Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 2и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку. Воспитатель знакомит детей с заданием: маленькие человечки Страны Мигунов просят «сшить» им десять шапочек-колпачков разного цвета. Поможем им? Что нам для этого нужно? Сколько карандашей вы возьмете? Воспитатель уточняет: «Сколько «шапочек» вы сшили? Сколько, какого цвета? Как вы составили число десять? Сколько жителям вы помогли?» |
Определяют, в каком направлении (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Находят в группе конверт с цифрой 2. Дети на листах бумаги рисуют 10 треугольников шапочек-колпачков разного цвета. Отвечают на вопросы. |
Закреплено умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов. Закреплено умение отражать в речи пространственное положение объектов.
Сформировано представление детей о составе числа 10 из единиц.
|
4. |
Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 3 провести стрелку от цифры 2 к цифре 3. Воспитатель предлагает ребенку выставить на доске карточки с цифрами от 1 до 9. Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Веселый счет» Сказал веселый круглый ноль (показывает карточки с цифрой 0) Соседке единице: -С тобою рядышком позволь Стоять мне на странице. Она окинула его Сердитым, гордым взглядом: – Ты ноль, не стоишь ничего, Не стой со мною рядом! Воспитатель ставит карточку с цифрой 0 перед единицей и обобщает: цифр всего десять, а чисел составить можно очень много. Затем продолжает читать стихотворение: Ответил ноль: – Я признаю, Что нечего не стою, Но можешь стать десятью, Коль буду я с тобою. Так одиноко ты сейчас, Мала и худощава, Но будешь больше в десять раз, когда я стану справа. Воспитатель ставит после цифры 9 карточки с цифрами 1 и 0 и спрашивает у детей: «Сколько цифр обозначает число десять? Как называются эти цифры?» Вызванный ребенок находит карточку с изображением 10 предметов и ставит ее рядом с числом 10. Воспитатель уточняет местоположение цифр и напоминает, что если 0 стоит после 1, то эти цифры обозначают число 10. |
Находят на плане цифру 3, проводят стрелку, определяют направление движения. Называют по порядку цифры
Слушают стихотворение.
Дети отвечают на вопросы. |
Закреплено умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов.
Познакомились с обозначением числа 10
Закреплено умение отражать в речи пространственное положение объектов. |
5. |
Воспитатель предлагает детям найти на плане цифру 4, определить направление движения, провести к ней стрелку от цифры 3 и найти конверт с цифрой 4. На доске в два ряда расположены треугольники и четырехугольники. Воспитатель спрашивает у детей: «Какие фигуры расположены в первом ряду? Что между ними общего? Какие фигуры во втором ряду? Что между ними общего? Каким, словом можно назвать все эти фигуры? Сколько углов у фигур? Каким, словом можно назвать эти фигуры? Воспитатель показывает картинку с изображением Дровосека и уточняет из, каких многоугольников он составлен. Воспитатель предлагает детям собрать Дровосека из геометрических фигур. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь советом, наводящими вопросами. Воспитатель уточняет у детей, какую фигуру использовали, которая не относится к многоугольникам? Почему?
|
Находят цифру 4, определяют направление, проводят стрелку. Находят конверт с цифрой 4.
Рассматривают фигуры, отвечают на вопрос (У треугольников три стороны и три угла – это все треугольники) Дети отвечают на вопросы? ( Это четырехугольники.У этих фигур много углов их можно назвать – многоугольники)
Отвечают на вопросы. По образцу собирают Дровосека из многоугольников на листе бумаги. |
Закреплено умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов.
Сформировано представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
Закреплено умение отражать в речи пространственное положение объектов. |
6. |
Воспитатель предлагает найти на плане цифру 5 и определить направление движения и провести к ней стрелку от цифры 4.
Воспитатель предлагает детям назвать числа в обратном порядке от 10 до1, передавая мяч друг другу.
|
Выполняют задание. |
Закреплено умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов.
Закреплены навыки счета в обратном порядке в пределах 10
Закреплено умение отражать в речи пространственное положение объектов. |
6. |
Рефлексия. После выполнения задания, воспитатель спрашивает у детей: Что нового вы сегодня узнали? Где это вам пригодится? Что было сложно? Почему? Что было легко? Почему? Что понравилось? |
Делятся впечатлениями о наиболее интересных заданиях, в выполнении которых они принимали участие. Проявляют активность, инициативность, самостоятельность в речевых высказываниях. |
Рефлексируют свою деятельность. |