Познавательное развитие как средство формирования речи
детей с ОВЗ
Шайхутдинова Ю.Л. , воспитатель,
СП «Детский сад Планета детства»
ГБОУ СОШ № 7 города Похвистнево
Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Дошкольный возраст является сензитивным для развития всех сторон речи ребенка, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. У детей с ОВЗ наблюдается иная картина. Несформированность внимания, недостаточное развитие словесно-логического мышления и лексико-грамматических категорий затрудняют овладение связной речью.
Проблема развития речи у детей с ОВЗ особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.
Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:
– ухудшение состояния здоровья детей;
– существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей;
– глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
– дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.
Интегрированное познавательное и речевое развитие – специально организованный образовательный процесс, направленный на:
развитие познавательной активности и интересов детей с ОВЗ,
развития речи как способа познания мира и формирование способов умственной деятельности;
становление системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
В этом заключается цель познавательного и речевого развития и воспитания. Специфика работы проявляется по сравнению с традиционными подходами к определению задач.
Реализация совместной интегрированной речевой и познавательной деятельности в ДОУ представляет явления не фрагментарно, а целостно;
- побуждает детей с ОВЗ к активному познанию окружающей действительности и нахождению причинно-следственных связей;
- стимулирует интерес детей и снижает их утомляемость посредством переключения с одного вида деятельности на другой;
- позволяет высвобождать часы для свободной деятельности ребенка, развивать двигательный потенциал;
- снимает напряженность, страх, неуверенность;
- развивает речь посредством сравнений и обобщений.
Познавательная деятельность детей с ОВЗ поначалу представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников, познавательная деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о окружающем мире.
Задачи познавательно-речевого развития детей с ОВЗ:
– способствовать обогащению активного словаря детей с ОВЗ через познавательно-исследовательскую деятельность;
– обогащать эмоционально – чувственный опыт детей с ОВЗ в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;
– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;
– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;
– поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;
-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.
Выше перечисленные задачи познавательно-речевого развития детей с ОВЗ заключаются в обогащении речи детей и расширении представлений об окружающем мире, обучении свободно и грамотно строить свои высказывания, подкрепляя их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитанникам, побуждении познавательных интересов.
Планирование и отбор речевого материала для детей с ОВЗ.
Обязательный для усвоения материал должен содержать в себе потенциальную возможность для того, чтобы ребенок с речевыми нарушениями научился ориентироваться на значение и смысл предложно-падежных конструкций, правильно употреблять их и замечать ошибки в своей речи и речи сверстника.
В первую очередь нужно помочь детям с ОВЗ научиться понимать, чего от них хочет взрослый в процессе бытового общения я и на занятиях по организованной образовательной деятельности, следовательно материал должен включать в себя все виды речевых конструкций (повествование, вопрос, побуждение, отрицание) и отрабатываться на таких темах как «Какой Я», «Я и моя семья», « Я в группе», «Как я занимаюсь».
Дополнительный речевой материал должен создавать условия для овладения языком детей с разными клиническими проявлениями общего недоразвития речи. Он необходим в случаях связанных с нарушениями сенсорного или моторного компонента их речи, педагогической запущенностью или задержкой психического развития.
Направления работы познавательно – речевого развития
детей с ОВЗ.
При организации познавательно-речевого развития детей с ОВЗ, мы опираемся на следующие направления:
Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особое внимание обращать на произношение длинных и незнакомых слов.
Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети с ОВЗ учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.
В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с проблемами, надо учиться решать их самостоятельно.
Поэтому, непосредственную образовательную деятельность, мы стараемся строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями.
Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии этого качества у ребенка, свидетельствуют бесчисленные вопросы. И здесь важная задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя непосредственную образовательную деятельность, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.
Сенсорное воспитание, так как для ребенка-дошкольника, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.
Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети с ОВЗ овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.
Организация познавательно-речевого развития.
Создание благоприятных условий для общения с окружающими людьми.
Создание эмоционально-благоприятных ситуаций, способствующих возникновению желания активно участвовать в речевом общении
Стимулирование ребенка к общению. Развитие общения ребенка в коллективных видах деятельности.
Помощь в развитии инициативы детей в общении со сверстниками.
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей с ОВЗ.
Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас – педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Направления работы познавательно – речевого развития
детей с ОВЗ.
При организации познавательно-речевого развития детей с ОВЗ, мы опираемся на следующие направления:
Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особое внимание обращаю на произношение длинных и незнакомых слов.
Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети с ОВЗ учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.
В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с проблемами, надо учиться решать их самостоятельно. Поэтому, непосредственную образовательную деятельность, мы стараемся строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями. А для этого:
на непосредственной образовательной деятельности создается проблемная ситуация;
дети высказывают предположение о том, что они будут изучать на непосредственной образовательной деятельности;
в беседе дети открывают для себя новые знания;
– определяют правильность своих предположений;
– объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали.
Организация познавательно-речевого развития в игровой деятельности.
Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл познание мира, воспитание определенных нравственных качеств, развитие речи детей.
Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
В группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Библиотека», «Шоферы», «Автомобилисты», «Спасатели».
В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. В этих играх имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра приобщает детей к творческой художественной деятельности и к искусству. Она способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей с ОВЗ.
В замысле, содержании строительных игр заключена умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.
В процессе строительно-конструктивных игр, дети с ОВЗ учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Под руководством педагога дети с ОВЗ овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко – низко, направо – налево, вверх-вниз, длинный – короткий и т.д.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Дидактическая игра создается специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную и умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется его речь.
В группе предоставлены для детей с ОВЗ разнообразные дидактические игры, большая часть которых сделана своими руками и руками родителей.
Это настольно – речевые дидактические игры, содержащие в основе парность картинок, принцип разрезных картинок, сюжетных картинок, которые очень привлекают детей с ОВЗ. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку. Взаимодействие взрослых с дошкольниками в познавательно – речевом развитии.
Родители комментируют все события в жизни ребенка, этапы осуществления совместных действий.
Обращают внимание на практические действия детей, стимулируют речевую активность во время совместных игровых и предметных действий.
Создают проблемные ситуации, требующие проявления речевой активности ребенка. Хвалят за любые попытки говорения.
Переспрашивают ребенка, так ли они его поняли, провоцируя отрицательный или утвердительный ответ.
Родители детей с ОНР постепенно берут на себя поддерживающие и закрепляющие функции развивающего взаимодействия с ребенком, создавая у него мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей и формируя положительные установки на общение с педагогами и ровесниками, формирование системы языковых ориентировок и чувства языка.
Развитие «чувства языка» – приемы и методы:
Данная задача решается в результате неосознанного обобщения опыта ориентировочных действий в разных коммуникативных условиях.
- Сопряженно-отраженного проговаривания и договаривания;
- Метод ассоциаций;
- Формирование межанализаторных связей;
- Опережающего выделения окончания слова с помощью фоноритмики;
- Намеренной ошибки и моделирования «ловушки».
Метод проекта содержит разнообразные формы познавательной – исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность педагога с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-речевую деятельность детей, педагогов и родителей.
Интегрированное познавательно – речевое развитие способствует формированию интеллектуальных качеств личности, предпосылок к учебной деятельности, развивает речь детей с ОВЗ.
Список литературы
- Никулина Г. В., Охраняем и развиваем зрение / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева. – С-Пб.: Детство-пресс, 2006.
- Плаксина Л. И., Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида/Л. И. Плаксина, Л. С.Сековец. – М.: ЗАО «Эстето-Кудиц», 2009.
- Сергеева Л. В., Лапшина Т. В., Сапронова О. П., Царева О. Н., Ярославцева Е. А. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения)» / Сергеева Л. В. и др. – Тольятти. «Форум», 2012.