Тестирование как форма контроля занимает прочные позиции в образовательном процессе. Как бы мы, учителя, к этому не относились, но применять данную форму контроля заставляет нас требование времени, так как мы готовим детей к ЕГЭ и ГИА. О недостатках тестирования не говорит только ленивый. А если попробовать извлечь из данной формы контроля положительные моменты и научить детей выполнять тест. Ведь выбрать правильный ответ может только тот ученик, который имеет знания, умеет анализировать, сопоставлять, сравнивать, принимать решение, а не наугад ставить галочку в нужном месте.
На «заре» моей педагогической карьеры готовых тестовых материалов было очень мало, а проводить тесты мне, начинающему учителю математики, очень хотелось. Почему? Да очень просто! Где, как ни в тесте, можно легко проверить предметную составляющую знаний ученика по математике?
Тогда я готовила карточки с тестовыми заданиями. Такие задания позволяли определить полноту усвоения материала предыдущего урока, их использованиена уроке занимало совсем немного времени. Однако много времени уходило на их подготовку.
Приход в школу компьютеров и интерактивных средств позволил разнообразить применение этого методического приема. Сегодня можно составить тесты различные по содержанию и дизайну. До недавнего времени я пользовалась тестами, предложенными коллегами, представленными на образовательных сайтах, личных сайтах учителей математики регионов России или рекомендованными для использования авторами учебных пособий. Кроме тестов на печатной основе, использовала и интерактивные, и онлайн-тесты.
Но это все чужое, это не мое!Эти тесты не всегда, и даже часто не всегда проверяют те навыки и умения, которые хотела проверить бы я у своих учащихся. Так появилось мысль: а не попробовать ли мне самой научиться составлять тесты? Причем мне больше нравятся интерактивные тесты, когда без доступа к сети Интернет, ведь не каждый учебный кабинет школы обеспечен выходом в Интернет, можно проверить знания учащихся по любой теме.
Современное информационно-образовательное пространство предлагает нам, учителям, огромный спектр учебно-методической литературы для создания собственных интерактивных тестов: материалы Центра тестирования, электронные справочники, демонстрационные варианты ЕГЭ и ГИА. Для создания собственных интерактивных тестов в качестве программной оболочки я использовала MyTest. Не могу пока ничего сказать о плюсах и минусах данной оболочки. На мой взгляд, данная программа довольна простая, и каждому начинающему педагогу она под силу. В этом я убедилась на собственном опыте.
Применять тесты начинаю уже с 5 класса. При разработке тестовых заданий и при организации тестирования учитываю возрастные особенности учащихся. Для 5-классников тестовые задания составляю закрытого типа, в которых ученики выбирают правильный ответ из двух (редко, трех) предложенных ответов. Перед первым проведением тестирования ученикам объясняю, что оно собой представляет, и даю пробную инструкцию к выполнению тестовых заданий. Затем при переходе учащихся из класса в класс задания постепенно усложняю.
Думаю, что система интерактивных тестов, как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Использование тестов на уроках математики дает возможность осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения; проводить своевременную коррекционную работу в процессе преподавания; объективно оценивать знания учащихся и управлять качеством обучения.
Мой педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки и коррекции знаний учащихся, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.Этот вид деятельности дает возможность школьникам увидеть свои пробелы в обучении и вовремя устранить их.
Для решения предлагаемых математических тестов, кроме знаний из школьной программы, необходимо умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Помимо этого, знания учащихся должны выходить за рамки школьного учебника математики.
При прохождении теста ученики получают перемешанные вопросы, что позволяет избежать списывания. Ответы к каждому вопросу тоже перемешиваются.
На своих уроках я применяю тестирование промежуточное, контрольное, итоговое. Положительно оцениваю возможность получения результата в баллах и в процентах. Ученикам нравится возможность работать в индивидуальном темпе. Полученный результат оспаривать у компьютера нет смысла.
Результативность учебного процесса с применением компьютерного тестирования учащихся обеспечивает систематическую диагностику и мониторинг качества подготовки.
Регулярное тестирование заставляет учащихся готовиться, повторяя необходимые понятия, свойства, правила, тем самым тест стимулирует самостоятельную работу учеников. Многократное использование тестов увеличивает число повторений формируемых знаний и умений, что обеспечивает прочность усвоения.
Безусловно, эффективность тестов будет выше, если школьники приучены к этой процедуре, умеют обращаться с тестами и способны понимать специфику тестовых заданий. В свою очередь к тестам тоже предъявляются определенные требования, которые хорошо описаны в методической литературе. Изучив литературу по данному вопросу, при составлении тестов я руководствуюсь следующими правилами:
- Разные уровни. Здесь есть два пути: либо делать полностью разные варианты, либо составлять тест по типу ГИА, где есть задания разного уровня: как легкие, средние, так и повышенного уровня сложности.
- Правильно подбирать ответы для вопросов. В тесте не должно быть ответов, которые «напрашиваются». Для этого надо продумать вопрос и возможные ошибки. Если задание состоит в нахождении корня уравнения, стараюсь проанализировать возможные ошибки. И эти ошибочные ответы предлагаю учащимся, наряду с верным ответом.
- Правильный подбор вопросов. Стараюсь не надо брать банальные определения, это все можно просто вызубрить. Подбираю вопросы, в которых нужно уметь применить полученное знание, а не просто выучить его наизусть.
- В связи с введением в ГИА заданий по геометрии из серии «Выбери верные утверждения», такого же типа задания включаю в тесты, чтобы ребята учились правильно оперировать понятиями.
- Еще одно мое правило – делать много вариантов. Где найти столько заданий? Да очень даже просто. В том же самом тесте перемешиваю и вопросы, и ответы. При этом каждый новый тест не похож на предыдущий.
На сегодняшний день в моей методической копилке более 20 тестов по различным темам. Некоторые тесты предлагаю учащимся домой с целью подготовки к проверочной работе, другие тесты использую как обучающие, контролирующие или повторительно-обобщающие.
В заключение хочу отметить, что использовать тесты в работе учителю, конечно же, необходимо – это диктует время. Но нельзя допускать «перегибы» и забывать о тех «подводных камнях», которые таит в себе злоупотребление тестированием. Только грамотное, умелое использование тестирования в работе даст учителю необходимые результаты работы, а ученику – высокий результаты обучения. Конец формы
Таким образом, можно сделать вывод, что тесты необходимо проводить наравне с традиционными формами контроля в виде контрольных, самостоятельных работ, устного опроса. Другими словами «все хорошо в меру».