«Применение интерактивных тестов в процессе обучения математике» Бурякова

Тестирование как форма контроля занимает  прочные позиции в образовательном процессе. Как бы мы, учителя, к этому не относились, но применять данную форму контроля заставляет нас требование времени, так как мы готовим детей к ЕГЭ и ГИА. О недостатках тестирования не говорит только ленивый. А если попробовать извлечь из данной формы контроля положительные моменты и научить детей выполнять тест. Ведь выбрать правильный ответ может только тот ученик, который имеет знания, умеет анализировать, сопоставлять, сравнивать, принимать решение, а не наугад ставить галочку в нужном месте.

На «заре» моей педагогической карьеры готовых тестовых материалов было очень мало, а проводить тесты мне, начинающему учителю математики, очень хотелось. Почему? Да очень просто! Где, как ни в тесте, можно легко проверить предметную составляющую знаний ученика по математике?

Тогда я готовила карточки с тестовыми заданиями. Такие задания позволяли определить полноту усвоения материала предыдущего урока, их использованиена уроке занимало совсем немного времени. Однако много времени уходило на их подготовку.

Приход в школу компьютеров и интерактивных средств позволил разнообразить применение этого методического приема. Сегодня можно составить тесты различные по содержанию и дизайну. До недавнего времени я пользовалась тестами, предложенными коллегами, представленными на образовательных сайтах, личных сайтах учителей математики регионов России или рекомендованными для использования авторами учебных пособий. Кроме тестов на печатной основе, использовала и интерактивные, и онлайн-тесты.

Но это все чужое, это не мое!Эти тесты не всегда, и даже часто не всегда проверяют те навыки и умения, которые хотела проверить бы я у своих учащихся. Так появилось мысль: а не попробовать ли мне самой научиться составлять тесты? Причем мне больше нравятся интерактивные тесты, когда без доступа к сети Интернет, ведь не каждый учебный кабинет школы обеспечен выходом в Интернет, можно проверить знания учащихся по любой теме.

Современное информационно-образовательное пространство предлагает нам, учителям, огромный спектр учебно-методической литературы для создания собственных интерактивных тестов: материалы Центра тестирования, электронные справочники, демонстрационные варианты ЕГЭ и ГИА. Для создания собственных интерактивных тестов в качестве программной оболочки я использовала MyTest. Не могу пока ничего сказать о плюсах и минусах данной оболочки. На мой взгляд, данная программа довольна простая, и каждому начинающему педагогу она под силу. В этом я убедилась на собственном опыте.

Применять тесты начинаю уже с 5 класса. При разработке тестовых заданий и при организации тестирования учитываю возрастные особенности учащихся.  Для 5-классников тестовые задания составляю закрытого типа, в которых ученики выбирают правильный ответ из двух (редко, трех) предложенных ответов. Перед первым проведением тестирования ученикам объясняю, что оно собой представляет, и даю пробную инструкцию к выполнению тестовых заданий. Затем при переходе учащихся из класса в класс задания постепенно усложняю.

Думаю, что система интерактивных тестов, как одна из форм проведения самостоятельной работы, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому учащемуся работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Использование тестов на уроках математики дает возможность осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения; проводить своевременную коррекционную работу в процессе преподавания; объективно оценивать знания учащихся и управлять качеством обучения.

Мой педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки и коррекции знаний учащихся, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.Этот вид деятельности дает возможность школьникам увидеть свои пробелы в обучении и вовремя устранить их.

Для решения предлагаемых математических тестов, кроме знаний из школьной программы, необходимо умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Помимо этого, знания учащихся должны выходить за рамки школьного учебника математики.

При прохождении теста ученики получают перемешанные вопросы, что позволяет избежать списывания. Ответы к каждому вопросу тоже перемешиваются.

На своих уроках я применяю тестирование промежуточное, контрольное, итоговое. Положительно оцениваю возможность получения результата в баллах и в процентах. Ученикам нравится возможность работать в индивидуальном темпе. Полученный результат оспаривать у компьютера нет смысла.

Результативность учебного процесса с применением компьютерного тестирования учащихся обеспечивает  систематическую диагностику и мониторинг качества подготовки.

Регулярное тестирование заставляет учащихся готовиться, повторяя необходимые понятия, свойства, правила, тем самым тест стимулирует самостоятельную работу учеников. Многократное использование тестов увеличивает число повторений формируемых знаний и умений, что обеспечивает прочность усвоения.

Безусловно, эффективность тестов будет выше, если школьники приучены к этой процедуре, умеют обращаться с тестами и способны понимать специфику тестовых заданий. В свою очередь к тестам тоже предъявляются определенные требования, которые хорошо описаны в методической литературе. Изучив литературу по данному вопросу, при составлении тестов я руководствуюсь следующими правилами:

  1. Разные уровни. Здесь есть два пути: либо делать полностью разные варианты, либо составлять тест по типу ГИА, где есть задания разного уровня: как легкие, средние, так   и повышенного уровня сложности.
  2. Правильно подбирать ответы для вопросов. В тесте не должно быть ответов, которые «напрашиваются». Для этого надо продумать вопрос и возможные ошибки. Если задание состоит в нахождении корня уравнения, стараюсь проанализировать возможные ошибки. И эти ошибочные ответы предлагаю учащимся, наряду с верным ответом.
  3. Правильный подбор вопросов. Стараюсь не надо брать банальные определения, это все можно просто вызубрить. Подбираю вопросы, в которых нужно уметь применить полученное знание, а не просто выучить его наизусть.
  4. В связи с введением в ГИА заданий по геометрии из серии «Выбери верные утверждения», такого же типа задания включаю в тесты, чтобы ребята учились правильно оперировать понятиями.
  5. Еще одно мое правило – делать много вариантов. Где найти столько заданий? Да очень даже просто. В том же самом тесте перемешиваю и вопросы, и ответы. При этом каждый новый тест не похож на предыдущий.

На сегодняшний день в моей методической копилке более 20 тестов по различным темам. Некоторые тесты предлагаю учащимся домой с целью подготовки к проверочной работе, другие тесты использую как обучающие, контролирующие или повторительно-обобщающие.

В заключение хочу отметить, что использовать тесты в работе учителю, конечно же, необходимо – это диктует время. Но нельзя допускать «перегибы» и забывать о тех «подводных камнях», которые таит в себе злоупотребление тестированием. Только грамотное, умелое использование тестирования в работе даст учителю необходимые результаты работы, а ученику – высокий результаты обучения. Конец формы

Таким образом, можно сделать вывод, что тесты необходимо проводить наравне с традиционными формами контроля в виде контрольных, самостоятельных работ, устного опроса. Другими словами «все хорошо в меру».

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.