ПАСПОРТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
Учитель: | Погодина Ольга Вячеславовна | ||||||
Тема урока: | Урок систематизации и обобщения знаний и умений «Обыкновенные дроби» | ||||||
Образовательная цель | Развитие коммуникативных способностей личности, формирование математического сознания личности пятиклассника через осмысление основных понятий, свойств обыкновенных дробей. | ||||||
Планируемые образовательные результаты |
По окончании изучения темы ученик: ЛР-1:активно и заинтересованно выполняет все учебные задания; ЛР-2:высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию. ЛР-3: рассуждает и делает выводы; ЛР-4: осознает ценность здоровья; ПУД-1: соотносит понятия и их определения; ПУД-2: выделяет основную мысль в тексте; ПУД-3: устанавливает вид дроби, группирует их по определённым признакам; ПУД-4: самостоятельно формулирует тему урока; ПУД-5: поиск и выделение необходимой информации: анализ; ПУД-6: строит речевое высказывание в устной речи; КУД-1: выполняет учебные задачи в сотрудничестве с участниками образовательного процесса; КУД-2: слушает мнение товарищей; КУД-3: умение слушать и вступать в диалог; РУД-1: целеполагание, как постановка учебной задачи; РУД-2: планирует предстоящую познавательную деятельность; РУД-3: осуществляет рефлексию собственной деятельности; ПР-1: объясняет значение обыкновенной дроби; ПР-2: правильно читает и записывает дроби; ПР-3: объясняет понятие правильной, неправильной дроби, смешанного числа; ПР-4: решает несложные задачи на нахождение части от целого и целого по его части. ПР-5: объясняет формулы представления смешанного числа в виде неправильной дроби; ПР-6 :формулирует правила нахождения части от целого и целого по его части. |
||||||
Программные требования к образовательным результатам раздела |
|
||||||
Программное содержание |
Дробь. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение, сложение и вычитание дробей. |
||||||
Мировоззренческая идея | Использовать понятия и умения, связанные с обыкновенными дробями в ходе решения математических задач и в жизненных ситуациях. | ||||||
План изложения учебного материала |
Повторить определение обыкновенной дроби, виды дробей Преобразование неправильной дроби в смешанное число, смешанного числа в неправильную дробь Правила сравнения дробей с одинаковыми числителями, с одинаковыми знаменателями Применение знаний и умений в новой ситуации: решение задач на нахождение части от целого и целого по его части Обобщение материала |
||||||
Основные понятия | Обыкновенная дробь, правильные, неправильные дроби; смешанные числа, сравнение дробей. | ||||||
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||
Форма урока | Урок-путешествие | ||||||
Образовательная технология | Интерактивного обучения | ||||||
Оснащение урока | Проектор, интерактивная доска, документ-камера, раздаточный дидактический материал | ||||||
Мизансцена урока | В классе парты расставлены по 2 штуки для работы 3-х групп. (12 человек) | ||||||
Домашнее задание | Сочинить сказку про дроби. |
Сценарий урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 3-5 мин.
Добрый день, ребята!
Для начала я предлагаю вам посмотреть на экран. Слайд№2
На сегодняшнем уроке я предлагаю думать мысль и думать её вместе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
Я не случайно начала сегодняшний урок с показа мультфильма. Завершается 2016 год. Вы, наверное, знаете, что 2016 год был объявлен годом Российского кино. А мультипликация – это тоже вид киноискусства.
-Любите ли вы путешествовать? Сегодня на уроке я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие.
Путешествовать мы будем группами.
II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ 5-6 мин.
Прежде чем мы начнем наше путешествие, давайте познакомимся с маршрутом Слайд№3 У вас на партах лежат маршрутные листы, в которых вы будете проставлять свой успех или неудачу которые вас постигнут во время путешествия. А так же проверим свою готовность к путешествию.
И так внимание на экран Слайд№4.
– Чему будет посвящено наше путешествие?
Задание1: Назовите автора и название сказки.
– Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он….
Сказка А.С. Пушкина «Сказка о Золотом петушке».
-Скажите, что же объединяет этот отрывок и математику?
-С какими числами, которые мы с вами недавно изучили, они схожи?
Девиз нашего урока: .Слайд№5
«Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет лёгкой даже трудная задача».
Задание 2 : Сформулируйте тему нашего путешествия
Задание 3 (Слайд№6) :
Расположив дроби в порядке возрастания, вы сможете сформулировать главную цель нашего урока.
Работа группы: каждый индивидуально выполняет задание, затем групповая дискуссия, проверка результатов и презентация работы на интерактивной доске группы, первой справившейся с данным заданием.
Проверка, правильности выполнения задания всех трех групп и оценка в листе самооценивания.
-И так, главная цель нашего урока: повторить, обобщить тему “Обыкновенные дроби”, показать умение выполнять действия с обыкновенными дробями.
III. Актуализация знаний. 5-7 мин.
Слайд№7 Задание 3.
- Вставьте пропущенные слова.
- Подготовьте выступление с оценкой своей работы.
Задание группам: Группа №1
Жила-была обыкновенная ___________, Обыкновенная, как и любая, состоящая из________________________________________, разделённых ________________.
Она жила очень правильно и всегда совершала только правильные поступки. Все её называли _______________. Она очень любила пошалить и однажды так шалила, что перевернувшись превратилась в _______________. Но и этого ей было мало. Она так хотела быть похожей на число! Особенно ей нравились смешанные числа: ведь это так замечательно и заманчиво – с небольшими изменениями, но оставаться собой! Но дробь продолжала оставаться _____________. Но, всё же, ей так хотелось иногда стать смешанным числом. И вот однажды… Однажды кто-то придумал ___________________________________________. И, оказывается, так просто неправильная дробь может стать смешанным числом!
Группа №2
Жили – были числитель и знаменатель – обыкновенная ____________. Числителя звали два, а знаменателя тринадцать. Жили они хорошо. Ученики писали их в тетрадках, они видели себя в книжках, но хотели они еще брата или сестру. Тогда пошли они к тетушке математике и попросили ее поменять два и тринадцать местами. Тетушка долго не соглашалась. Но два и тринадцать рассказали, что у них нет, ни брата, ни сестры. Математика пожалела и согласилась. Она поменяла два и тринадцать местами и получилась ___________________дробь тринадцать вторых, из этой дроби появился брат шесть ________, но хоть он появился позже, все равно был старше всех. А тринадцать поменяла свое имя и стала _________. Так получилась дробь – __________________. Тетушка математика превратила _____________________дробь в _________________ число.
Группа №3
Давным-давно в царстве под названием Математика жило множество жителей: числа, цифры, дроби, лучи, отрезки, фигуры.… Однажды царь математик позвал к себе одну из сестер – неправильную ________________. Он задал ей задание:
– Выдели из числителя и знаменателя _________________________. Долго думала она, как _________________________ Целую часть. И решила она_________________________ числитель на знаменатель. В числители у нее было 25, а в знаменатели 6. И получилось из нее не двадцать пять шестых, а ______________________________________________________.
Царь наградил ее за это. И стала она первой неправильной дробью, которая выделила __________________________________.
Групповая дискуссия: обсуждение, выработка общего мнения, планирование презентации итогов работы.
(Документ камера)
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации. 15 мин.
В этом же царстве Слайд№8
– Жил-был поп,
Толоконный лоб.
О какой сказке идет речь?
(“Сказка о попе и о работнике его Балде“)
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Слайд№9 Групповая дискуссия:
Задание 4: Помогите попу выбрать самый дешевый товар. Сформулируйте правила, которые использовали при решении данной задачи.
обсуждение, выработка общего мнения, планирование презентации итогов работы
I группа
– Смотрит, арбуз, дыня и тыква вместе стоят 200 рублей. Арбуз стоит 60 рублей, дыня стоит 3/5 всех денег, тыква стоит 1/6 дыни.
II группа
– Смотрит, тыква стоит 20 рублей, что составляет 1/3 стоимости арбуза и 1/6 стоимости дыни .
Помогите попу выбрать самый дешевый товар.
III группа
Смотрит, тыква стоит 20 рублей, что составляет 1/10 всех
денег. Дыня стоит 3/5 всех денег, арбуз стоит 60 рублей. Помогите попу выбрать самый дешевый товар.
Предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка. (1мин.) Слайд№13-18
Слайд №19 Продолжаем наше путешествие. Внимание на экран.
– Нет, – говорит Балда, –
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе вражёнок, задачу.
-Ребята давайте поможем бесенку справиться с заданием.
Задание: 5 Слайд№21
Неправильные дроби перевести в смешанные числа, а смешанные числа – в неправильные дроби.
Практическая работа в группах.
Работа групп: каждый решает свое задание, результат заносит в таблицу.
-Продолжим наше путешествие. Слайд №22
«…Ветер по морю гуляет да кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах…
Корабельщики дивятся
На кораблике толпятся.
На знакомом острову видят…..
Слайд№23
–Старика со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно … лет и … года.
– Из какой, очень хорошо вам известной сказки Александра Сергеевича Пушкина, данный фрагмент?
( “Сказка о рыбаке и рыбке”)
– Правильно, дети. Они 33 года жили у синего моря и старик всё это время ловил рыбу. Всего один раз ему повезло поймать золотую рыбку. Но в этом море плавало пять разных золотых рыбок. Слайд№24
Задание: 6. Старик поймал самую маленькую рыбку. Какую же рыбку поймал старик?
бело-золотая рыбка – 2/5 кг
серо-золотая рыбка – 4/5 кг
чёрно-золотая рыбка – 1 кг
рыже-золотая рыбка – 6/5 кг
пёстро-золотая рыбка – 1 2/5 кг
– Почему старуха оказалась у разбитого корыта?
Чему учит нас эта сказка?
Обобщение материала. Слайд№25-Пришло время возвращаться. Для этого с помощью смайликов покажите, согласны ли вы с данным утверждением или нет( улыбка –да , огорчение – нет).
Задание: 7
- Нуль – натуральное число.
- Любое натуральное число записывается с помощью десяти цифр.
- В обыкновенных дробях над черточкой записывается числитель, а под – знаменатель.
- Любая правильная дробь больше любой неправильной дроби.
- Смешанным называется число, в состав которого входит натуральное число и неправильная дробь.
- Дробная черта означает деление.
- Правильную дробь можно показать в виде смешанного числа.
- Любая неправильная дробь больше 1.
- Любую неправильную дробь можно показать в виде смешанного числа.
-Вот и завершилось наше с вами путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Слайд№26.
-Изучая математику, мы каждый раз открываем для себя новое. И сказки тоже нам преподносят уроки.
Кто мне скажет, чему нас учат сказки?
-Сказки учит добру. Добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Я желаю вам, чтобы вы в своей жизни совершали только добрые поступки.
VI. Домашнее задание. Слайд№27 (2 мин.)
VII. Рефлексия Слайд№28. (5 мин)
Достигли ли мы цели, которую ставили вначале урока?
Посчитайте свои баллы и оцените работу своей группы и каждого участника группы.
С помощью имеющихся у вас на столах смайликов, покажите свое настроение.
Понравился ли вам урок?
Кому было легко выполнять все задания – поднимает смайлик с улыбкой, а кому сложно – грустный смайлик, те, кто не смог справиться с заданиями – огорчение.
– Ребята, мы сегодня повторили обыкновенные дроби через сказки. Вы были очень активными, все очень старались.
Всем спасибо за урок и хорошего вам настроения на весь день!
Тема обыкновенных дробей всегда была и будет очень сложна для учащихся 5 класса. Как ее преподнести учащимся, чтобы было проще и понятнее? Эта проблема стоит практически перед каждым учителем математики и каждый ищет выход из этой ситуации самостоятельно. Я считаю что данный урок и есть этот самый выход. Учитель соединил вместе сказки (известные с детства) и математику. Ребята на знакомых примерах изучили правильные и неправильные дроби. Урок получился очень полезным и поучительным.
Очень интересная форма изложения темы содержащая и мотивирующие элементы соответствующие системе восприятия детей, а так же обладающая элементами обучающего характера, которые способствуют усвоению учащимся сложного материала выбранной темы. Прекрасно включена эмоциональная составляющая в обучающем материале, что без сомнения стимулирует память обучающегося позволяя лучше усвоить новые знания и правила, в силу их ассоциативного характера с позитивными эмоциями от урока – сказки.