Использование театрализованной деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решать все эти задачи, является театральное искусство. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми театр используется не 92 только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие и является способом профилактики и коррекции. Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но по нашему мнению, театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театрализованная деятельность – это самая эффективная форма воздействия на сознание ребенка с ОВЗ, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния. Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Приобщаясь к великому чуду театра, ребенок начинает понимать, что он не одинок, он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то более высоким, важным и удивительным. Мы считаем, что организация такой деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности, что помогает детям с ОВЗ достигнуть лучшей результативности в обучении в школе. В связи с этим, в нашем детском саду ведется кружковая работа по театрализованной деятельности, составлена необходимая программа, которая разработана для занятий с детьми дошкольного возраста 5-7 лет (старшая и подготовительная группы), в том числе детей с ОВЗ. Количество детей, посещающих кружок, составляет 30 человек, из них 16 детей с ограниченными возможностями здоровья. Проводится по одному занятию в неделю в каждой группе во вторую половину дня, а иногда в свободное время по желанию детей. Отличительные особенности данной программы: адаптирована как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ; систематизирована структура организации занятий; направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Специально оформленная «Театральная студия» благоприятствует установлению более тесного контакта между педагогом и ребенком. При организации театральной деятельности с детьми, мы используем различные атрибуты, которые находятся в студии: красочные декорации и костюмы, сшитые специально к каждому спектаклю. Главными героями театральных постановок, пьес и сказок являются не только дети, но и персонажи-куклы из разных материалов: тряпичные, 93 деревянные, бумажные, резиновые, пальчиковые, которые расположились на полках в театрализованном уголке и каждый раз, с нетерпением, ждут своего выхода. На центральной стене уголка, где занавес распахнула кулисы, выложены коллажи из красочных фоторамок с фотографиями детей, сделанные во время драматизации сказок, пьес, мини-сценок, театрализованных представлений. Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. У многих детей с ОВЗ речь не связанна, не сформирована, словарный запас беден и однообразен и тогда проявление эмоций и жестов является основным показателем во время игры своей роли в спектакле. В своей практике используем прослушивание аудио сказок, на фоне которых дети проигрывают весь сюжет на сцене, используя только жестикуляцию, эмоции и необходимые движения, таким образом, дублируя услышанное в записи. Такая работа «дублера» очень нравится детям. Она дает понять, что не только слова, речь является важной составляющей для проявления чувств и передачи информации, но и мимика, эмоции, жесты помогают выражать свои эмоциональные состояния: гнев, радость, удивление, огорчение, испуг и т.д. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей. Регулярно на занятиях используем театрализованные игры для развития коммуникативных качеств и эмоционально-личностных отношений между детьми. Важным моментом является режиссерская работа, где, работая над ролью, ребенок неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровень. Прежде чем учить ребенка драматизировать, знакомим с произведением, сюжетной линией, затем дети учатся рассказывать по ролям, вместе мы подбираем интонации и мимику. Для четкого произношения слов и звуков заучиваем скороговорки, поговорки, считалки. Сначала дети учатся произносить слова медленно и четко, затем четко и быстро. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи. Такая систематическая работа с детьми с ОВЗ с использованием приемов театральной деятельности заметно улучшает их диалогическую речь, грамматический строй, обогащает их словарь. Очень важно, на наш взгляд в работе по развитию творческих способностей – это сформировать у ребёнка представление о том, чтобы стать артистом, нужно много уметь, а именно чётко говорить, правильно дышать, красиво двигаться, уметь правильно подобрать костюм. Для формирования этих качеств существует много игр и упражнений, направленных на 94 развитие речевого дыхания, чёткой дикции и разнообразной интонации, эмоции и двигательных способностей, которые мы и используем в своей работе. Например, для развития выразительности речи детей каждый день проводим артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, – дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на дальнейшую деятельность. Часто используем фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития памяти, воображения, фантазирования используем этюды, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов, песенок. Знаменательными для всех детей становятся дни премьер спектаклей, к которым мы тщательно готовимся. Каждодневные репетиции, индивидуальная работа с детьми над ролями, изготовление декораций, костюмов, подборка музыкального оформления и мн.др. Тесная связь с родителями помогает нам в работе не только с детьми, но и в подготовке к различным театрализованным мероприятиям, встречам, конкурсам. Родители понимают важность театрализованной деятельности в жизни их детей, которая дает возможность быть творческими личностями, коммуникативными, добрыми, веселыми, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, инициативными, непосредственными, наконец, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Задача нас – педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

5 комментариев к “Использование театрализованной деятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ”

  1. Статья мне понравилась,я согласна с коллегой ,что театрализованная деятельность – это самая эффективная форма воздействия на сознание ребенка с ОВЗ, способствующая формированию творческой личности ребенка.Дети вживаются в роль,у них развивается воображение,они раскрепощаются.Также работа по этому направлению служит и для развития речи,объединяет детей в один дружный коллектив.

  2. Очень важная и нужная работа ведется. Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.

  3. Тема раскрыта достаточно полно, здорово когда есть дополнительное помещение для «Театральной студии» .

  4. С автором статьи я совершенно согласна. В театральной деятельности дошкольников с ОВЗ создаются благоприятные условия для организации совместной деятельности, где у детей есть возможность творческого поиска, реализации своих замыслов, проявления самостоятельности. Что само по себе особенно сложно для таких детей. Здесь в процессе интересного, значимого для них сотворчества без труда усваиваются правила взаимоотношений и взаимодействия, воспитывается умение видеть и слышать своих товарищей, сотрудничать с ними и помогать им. Развивается способность передавать эмоциональное состояние через мимику, жесты, движение; происходит коррекция всех психических процессов, личностных качеств, поведения.

  5. Материал изложен доступно. Театрализованная работа с детьми ОВЗ помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Также она помогает раскрепоститься детям в действии . Возьму себе на заметку .

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.