Автор: Майструк Ольга Леонидовна
План – конспект совместной деятельности педагога – психолога и воспитанников подготовительной группы компенсирующей группы
Игровое занятие «Разноцветная страна»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цели:
1) развитие коммуникативных навыков;
2) коррекция вербализации своих чувств и мыслей.
Задачи:
1) коррекционно-развивающие: создать благоприятный психологический климат в группе; развивать способность к согласованному взаимодействию, сотрудничеству, самоконтролю, овладению собственным поведением; интерес к выполнению правил; стимулировать речевую активность; обогащать активный словарь; развивать произвольное, зрительное, слуховое внимание; активизировать память, творческую деятельность; развивать интерес детей к нетрадиционной технике рисования – рисование жидким тестом; способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей;
2) коррекционно-обучающие: способствовать открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами; формировать способность воспринимать словесные инструкции, определять функциональную принадлежность предметов; умение грамматически правильно оформлять собственные речевые высказывания; способность детей с помощью изобразительных средств снимать отрицательные эмоции; предоставить возможность выражать эмоциональные состояния с помощью мимики и пантомимики, снимать психомышечное напряжение;
3) коррекционно-воспитывающие: воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, желание приходить на помощь в трудных ситуациях; интерес к культуре речи; чувство сопереживания, позитивное отношение к результатам своего творчества; бережное отношение к психическому здоровью и положительному мироощущению по отношению к себе, сверстникам и взрослым.
Занятие направлено на накопление положительного сенсорного и образного опыта, формирование интереса к творческой деятельности; предполагает развитие способности к согласованному взаимодействию, произвольному поведению, самоконтролю, открытому выражению эмоциональных проявлений адекватными способами, умения высказывать собственные мысли.
Методы и приемы:
Практические: упражнения: «Оживление» воды»», рассматривание цветных изображений, выливание «волшебных красок» на лист бумаги,психодиагностическое упражнение «Цветопись настроения», физминутка.
Наглядные: рассматривание репродукций русских художников, иллюстраций детских рассказов, создание «лучиков» солнца.
Словесные: рассуждения, диалог, свободные высказывания.
Материалы и оборудование: репродукции художников, иллюстрации к детским рассказам; сундук с «волшебными красками» – стаканчики с жидким тестом, деревянные палочки, пластмассовые ложечки, тарелки, трубочки для коктейля, стаканчики с чистой водой; краски (гуашь), лист бумаги формата А-3, лист картона (А-3), влажные салфетки; магнитные мольберты, магниты; палас;магнитофон, музыкальные записи.
Краткая характеристика детей:
6 воспитанников с двойными диагнозами, 3 ребенка – с легкой задержкой психического развития. Дети активные, открытые; произвольная сфера развита недостаточно.
Структура занятия:
1. Приветствие
1.1. Упражнение «Поздороваемся необычным способом»
Цель: создание эмоционального положительного фона.
Психолог приглашает детей в групповую комнату и предлагает встать в круг.
Психолог спрашивает детей: «Ребята, вы сегодня утром здоровались друг с другом? А как? Сейчас я предлагаю вам поздороваться необычным способом. По моей команде вы будете здороваться друг с другом частями тела: плечо с плечом, ухо с ухом, локоть с локтем, нос с носом, спина со спиной…
(Дети отвечают на вопросы психолога и выполняют упражнение – приветствие.)
2. Основная часть
2.1. Психодиагностическое упражнение «Цветопись настроения»
Цель: выяснение внутреннего эмоционального состояния каждого ребенка.
П. сообщает детям: «Сегодня я хочу вам предложить что – то очень необычное и интересное. Но сначала мне хотелось бы узнать ваше настроение. Для этого на листочках нарисуйте, пожалуйста, солнышко тем карандашом, который вам сейчас нравится больше всего…
(Дети рисуют солнышко выбранными ими карандашами.)
Примечание: П. делает краткий вывод о настроении детей.
Далее педагог говорит: «Сегодня я хочу пригласить вас посетить школу, но необычную – это будет мастерская Великого художника. Давайте вспомним, ребята, кто такой художник? А вы были когда-нибудь в мастерской художника?…
Примечание: П. с таинственным выражением лица идет к двери и за ней на столике обнаруживает конверт с приглашением.
П. читает приглашение: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас в мастерскую! Приходите!»
П. спрашивает детей: «А как обычно ходят в гости?… А что может понравиться художнику? … Вот мы с вами сейчас и возьмем с собой краски. Выбирайте!»(Дети отвечают на вопросы и выбирают краски.)
Примечание: педагог приглашает детей встать в круг и под музыкальное сопровождение пройти по кругу.
П. предлагает рассмотреть репродукции картин и иллюстрации: «Посмотрите, какая красота! Что здесь нарисовано? Ребята, а вы знаете, что самое главное в работе художника? Правильно, краски, кисти! А что еще вы забыли? Конечно же, это вода! А для чего еще нужна вода?… Да, ребята: чтобы пить, умываться, готовить… И … любоваться водой. Когда люди смотрят на воду, у них улучшается настроение, они успокаиваются. Я предлагаю вам тоже посмотреть на воду».
Примечание: на большом подносе стоят стаканчики с водой.
2.2. Упражнение «Оживление воды»
Цель: развитие правильного дыхания, умения действовать согласованно, по инструкции, коррекция импульсивности.
Далее педагог говорит: «А вы знаете, что вода у нас живая… Она может шевелиться. Возьмите трубочки и подуйте, но не очень сильно. Ваш живот должен стать твердым. Вдыхаем, медленно дуем!… Вот мы и оживили воду!
(Дети смотрят на воду, дуют на нее чрез трубочки для коктейля.)
2.3. Продуктивная деятельность: упражнение «Волшебная картина»
Цели: развитие умения работать самостоятельно (и совместно) коррекция произвольного поведения (умение преодолевать психологические барьеры), предоставление возможности свободного высказывания, эмоционального проявления чувств
П. хвалит детей и «вспоминает»: Ребята, в приглашении художник просил нас заглянуть в волшебный сундучок. Вы его видите?…
Примечание: сундучок стоит на полу под стулом. Возле него лист формата А-3.
П. предлагает: «Давайте посмотрим, что же здесь есть необычного».
Примечание: вместе с детьми психолог достает из сундучка стаканчики с «волшебными красками» (тестом), пластмассовые ложечки, тарелки, деревянные палочки.
П. спрашивает: «Что это, как вы думаете?… Я догадалась! Это волшебное тесто, которым можно рисовать … без кисточек. Попробуем? Но сначала давайте сделаем эти краски цветными. Берите свою краску, ложечку. Теперь немного краски добавьте в свои стаканчики и медленно перемешайте… Краска готова! Рисуем! Выливаем тесто на лист. Что происходит, ребята? Что получилось? Вы что-нибудь видите? Может быть, какие-то предметы?… А сейчас возьмите палочки и обведите то, что вы здесь видите, или дорисуйте – что вы бы хотели увидеть… Что у нас теперь получилось?
(Дети рассматривают предметы из сундучка, отвечают и выполняют инструкции педагога, вместе с психологом рассматривают получившееся цветное изображение, отвечают на вопросы.)
Физкультурная минутка
Цель: расслабление мышц тела, развитие способности невербального выражения эмоций
П. сообщает: «Ребята! Мастер в своем приглашении также сказал, что в его мастерской можно не только создать такую волшебную картину, но и устроить волшебный разноцветный дождь. Для этого он приготовил нам цветные листочки, которые мы можем превратить в капельки дождя».
Примечание: психолог вместе с детьми рвет листочки цветной бумаги на мелкие кусочки (музыкальное сопровождение) и складывает на стульчик.
Далее педагог предлагает: «А теперь разделите свои капельки на две половинки. Возьмите в руки одну часть капелек и слушайте… Раз, два, три, цветной дождик, иди! Подбрасывайте капельки вверх! Ребята, а что любят делать дети под дождем?… Конечно же, бегать и танцевать босиком! Давайте и мы с вами немного повеселимся!»
(Дети под музыку выполняют инструкции психолога, а затем танцуют.)
3. Рефлексия
П. спрашивает: «Вам понравилось в мастерской? А что понравилось больше всего?» (Дети отвечают на вопросы.)
4. Психодиагностическое упражнение «Цветопись настроения»
Цель: выяснение внутреннего эмоционального состояния каждого ребенка в конце тренинга.
П. обращается к детям с просьбой: «Нарисуйте, пожалуйста, на своих листочках солнышко. Возьмите карандаш того цвета, который вам нравится именно сейчас больше всего!… Спасибо! (Дети рисуют солнышко на своих листочках.)
П.: «А вы знаете, ребята, мне очень жаль расставаться с этими чудесными капельками. Давайте мы их соберем в «дождевые ведерки»!»
Примечание: психолог предлагает детям три ведерка, украшенных разноцветными капельками.
(Дети под музыкальное сопровождение собирают кусочки разноцветной бумаги в ведерки.)
5. Итог
П. приглашает детей в круг:
– Вот и кончилась игра, попрощаться нам пора!
Все вздохнули глубоко, улыбнулись широко.
Помашите всем рукой,
А теперь скорей домой!
Педагог благодарит детей за участие в «путешествии» и предлагает им вернуться в группу
(Дети выполняют инструкции педагога, потом отправляются в группу.)