Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Дружба» (модуль «Основы светской этики»)

Разработка урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

по теме:  «Дружба»

(модуль «Основы светской этики»)

Цель урока: углубление понятий  «дружба», «друг»,  определение значения дружбы в жизни каждого человека.

Задачи урока:

  • проанализировать имеющий опыт представлений обучающихся о дружбе;
  • познакомить с истинным толкованием слова “дружба” “друг”, “приятель”, “товарищ”;
  • показать ценность и необходимость дружбы;
  • развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, и общечеловеческими ценностями;
  • воспитывать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование: 

м/медийная установка, экран, толковые словари С.И. Ожегова и В.И.Даля, цветные листы, ножницы карточки с притчей «Снег», карточки с синонимами к слову «дружба», карточки с проблемными ситуациями, мр3 «Друзья» (в исполнении ансамбля «Барбарики»), изображение дерева,  презентация к уроку.

Планируемые результаты.

Предметные:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание.

Метапредметные:

– участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность  к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные:

– понимать ценность дружбы и дружеских отношений;

-развивать умение анализировать собственные поступки, и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Ход урока

1.Организационный момент.

На доске записано незаконченное высказывание французского писателя   Франсуа де Ларошфуко:

«Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, — это … .»

  1. Постановка проблемы.

Послушайте притчу и подумайте:

В чём заключается её смысл?

1 вариант.

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

2 вариант

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, что приключилось с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из них шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он выгонял свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье.

 

 

Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? –  О дружбе.

Значит какого слова не хватает в высказывании французского писателя   Франсуа де Ларошфуко? – Дружба.

Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, — это дружба.

Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, доброте, отзывчивости, понимании – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, т.е. стать настоящим человеком.

  1. Актуализация знаний.

Тема сегодняшнего урока “Дружба”

Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Это служебные отношения, связанные с работой или учебой – отношения между учителями и учениками, между одноклассниками. Могут быть отношения, которые возникают от близкого проживания. Это соседские отношения или приятельские во дворе. Могут быть дружеские отношения – отношения между друзьями.

Ребята, подумайте над таким вопросом: что такое дружба? Я предлагаю написать своё определение дружбы в тетрадь – 2 минуты на выполнение задания

(высказывание мнений учащихся).

А теперь давайте поработаем в группах со словарями и текстом учебника

сравните свои  высказывания с выделенным текстом определения в книге на странице 32. и определениями С.И. Ожегова и В.И.Даля

1 группа:

По словарю С.И. Ожегова «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

2 группа:

По словарю В.И.Даля “Дружба – это взаимная привязанность двух или более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении”

3 группа:

Зачитывают текст учебника стр.32

Учитель: Давайте попробуем выделить основные признаки дружбы?

– избирательность

– доверительность

– бескорыстность

– взаимная симпатия и общность интересов

Как вы понимаете взаимное доверие? Общность интересов? Бескорыстность?

– Ответы детей.

Возьмите карточки, которые лежат у вас на парте и выберите те качества личности, которые важны для дружбы.

 

Текст карточки:

Уважение,  доверие,  злоба,  помощь, поддержка, принципиальность,  эгоизм,  лицемерие,  прямота,  подлость,  искренность,  жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство,  верность, трусость,  хвастовство,  понимание,  деликатность,  мелочность,  прощение, доброта, равнодушие,  болтливость, сдержанность, нахальство,  раздражительность.

(дети записывают слова на доске)

Очень часто в речи мы можем услышать слова “друг”, “приятель”, “товарищ”?

– Чем отличаются слова “друг”, “приятель”, “товарищ”? (друг один, а товарищей может быть много)

Работа в группах со словарём

Задание 1 группе. Найдите понятие друг-(человек, который связан с кем-нибудь дружбой)

Задание 2 группе. Найдите понятие приятель – (близкий и дружески расположенный знакомый)

Задание 3 группе. Найдите понятие товарищ – человек, близкий кому-нибудь (по взглядам, деятельности, условиям жизни)

Вывод: так в чем разница между этими понятиями?

(ответы детей)

– Что дружеские отношения отличает от других отношений (приятельских, товарищеских)?

– Прочитайте ответ учебника на с 32-33 и сравните со своим ответом

 

Слово Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, названия фонтанов, есть даже орден Дружбы народов  (показ слайдов)

 

Истинная дружба ценилась во все времена. Об этом свидетельствует большое количество пословиц и поговорок, собранных народом.

Народная мудрость гласит:

Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

Учитель: А вы знаете  пословице о дружбе? ( примерные ответы детей:)

Без беды друга не узнаешь.

Дружба дороже денег.

Старый друг лучше новых двух.

Друг познается в беде.

Друга на деньги не купишь.

Друг верен во всем измерен.

Нет друга –ищи, а найдёшь – береги.

Работа в группах: игровой момент «Собери пословицу».

1 группа:

Дружбу помни,                      не оставляй в горести.

Человек без друзей,                сломаешь – не починишь.

Дружба не стекло:                    что сокол без крыльев.

Знал дружка в радости,            а зло забывай.

 

2 группа:

Не узнавай друга в три дня –              тот останется без друга.

Не тот друг, кто мёдом мажет,            узнавай в три года.

Друг за друга держаться –                   а тот, кто правду в глаза скажет.

Кто ищет друга без недостатков,        ничего не бояться.

 

3 группа:

Дружбу водить –                                      и топором не разрубишь.

Был у друга, пил воду –                           себя не щадить.

Крепкую дружбу                                  а человек друзьями.

Дерево держится корнями,                   показалась слаще меду.

 

-Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?

  1. Физкультминутка.

А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы    «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Легенда.

К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им:

– Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает?

Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года.

– Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища  покой.

А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.

А сейчас я предлагаю вам обсудить в группах и прокомментировать предложенные  ситуации. Подумайте и ответьте, а как бы поступили вы?

 

Ситуация №1.        

Аня была лидером в классе. Её любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями? 2. Знаете ли вы такие примеры? 3. Какие качества вы цените в друге?

Ситуация №2

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года, с тех самых пор, как Олег переехал в новый район и стал учиться в этой школе. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день  многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения.

1.Что случилось с Мишей?                                                                                                 2.Почему он повел себя так?                                                                                                          3. Были ли вы в вашей жизни подобные ситуации?                                                                    4. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

Ситуация №3

Знакомьтесь: Даша и Маша. Даша уже 2 часа делает уроки, к ней приходит ее подруга.

М а ш а: Гулять пойдешь?

Д а ш а: Я задачу по математике не решила. Никак не получается Ещё и сочинение по русскому писать!

М а ш а: Да не переживай! Я всё решила, как всегда, дам списать!

Д а ш а: О! Йес! Ты настоящая подруга!

 

Вопросы для обсуждения.

1.Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой?

2.Как бы вы поступили на месте Маши?

3.Вспомните ещё раз каким должен быть настоящий друг?

 

  1. Рефлексия

– Каждый человек за свою жизнь должен посадить и вырастить дерево. У нас появилась такая возможность. Мы вырастим у нас в классе не просто дерево, а дерево дружбы.  Листочками будут ваши ладошки.                                                                              (На доске висит плакат с изображением    дерева).                                                           Возьмите цветной лист бумаги, обведите свою ладонь, вырежьте. В центре ладошки напишите своё имя, а на пальчиках – качества, которые составляют дружбу. Готовые ладошки прикрепите к нашему дереву.

– Был ли сегодняшний разговор  полезен для каждого из вас?                                                     – О чём заставил задуматься?

А закончить урок я хотела бы просмотром клипа песни группы  «Барбарики»

Я надеюсь что он не оставит никого из вас  равнодушными.

Просмотр клипа

  1. Домашнее задание:

прочитать стр. 32 – 33, составить небольшой  рассказ по рисункам на стр. написать небольшой рассказ о своем друге. Спросить у родителей: есть ли у них настоящий друг, что они могут про него рассказать.


 

7 комментариев к “Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Дружба» (модуль «Основы светской этики»)”

  1. Урок способствует формированию нравственных понятий. Структура урока и его организация полностью продумана. Спасибо.

  2. Спасибо за прекрасный урок! Учащиеся после такого урока действительно будут понимать ценность дружбы и дружеских отношений.

  3. Данное занятие наполнено личностно развивающим содержанием. Разные формы работы создают благоприятные условия не только для усвоения учащимися социально значимых знаний, но и для развития социально значимых отношений. Такие уроки обязательно сплачивают классный коллектив, учат ценить дружбу, верность, порядочность, анализировать собственные поступки и поступки других, а самое главное – находить пути решения для сохранения дружеских отношений.

  4. Дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению, а это и взаимопонимание,и уважение, толерантность, сопереживание. Я считаю, что тема актуальная и нужная.

  5. Тема дружбы сейчас особенно актуальна. Нам, педагогам, надо чаще проводить такие беседы на нравственные темы дружбы,доброжелательности, понимания, вежливости. Данную разработку классного часа можно использовать на своих уроках. Спасибо!

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.