Конспект урока литературы в 8 классе по теме “Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне»”.

Тема: Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне».

Цели: 1) познакомить с фактами биографии писателя М.А. Осоргина, рассказом «Пенсне»;

2) развивать критическое мышление учащихся в процессе применения приёма чтения с остановками, составления кластера по литературоведческому тексту; повторить тропы: метафору, олицетворение, сравнение;

3) прививать интерес к самостоятельному творчеству.

Оборудование: Портрет М. Осоргина, раздаточный материал на листочках: текст А.Б. Есина, раздаточный материал с афоризмами, листы А3, фломастеры.

Ход урока

  1. Слово учителя. Стадия вызова

«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом человеке? (Писатель, оказавшийся в дали от родины. Эмигрант…)

Это высказывание принадлежит писателю Михаилу Андреевичу Осоргину.( Портрет) «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…», – с болью в душе обращался писатель к М. Горькому, страдая в дали от родины от невозможности печататься в России. Это имя вам пока мало известно. Познакомимся с краткими сведениями о жизни и творчестве писателя.

– Внимательно послушайте сообщение о писателе. Ответьте на вопрос: сбылась ли мечта писателя?

  1. Сообщение о жизни и творчестве писателя, подготовленное учеником.

(Ответ на вопрос: сбылась ли мечта писателя?)

  1. Работа над анализом рассказа «Пенсне». Чтение с остановками

– Сейчас мы познакомимся с интереснейшим рассказом писателя, который называется «Пенсне».

– Кто знает, что такое пенсне? (Словарь: пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу).

– Как вы думаете, о чём  может говориться в этом рассказе? (Предположения учащихся).

У учащихся книги закрыты. Учитель начинает читать первую часть.

Вопросы:

– Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться?

– Согласны ли вы с утверждением автора?

– Как вы думаете, какая «любопытная чёрточка в жизни вещей особенно занимала писателя»?

Чтение второй части.

Вопросы:

– В чём пытается убедить читателя автор?

– Какие художественные приёмы использует Осоргин, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

– Какова история карандаша?

– Какие путешествия совершает он, когда его ищут?

– Какой совет даёт автор своим читателям?

– А вы когда-нибудь задумывались о том, что вещи могут жить своей жизнью, не зависящей от человека?

Чтение третьей части.

Вопросы:

– Что же случилось с карандашом? Какая история с ним произошла?

– Как вы думаете, куда исчезло пенсне?

Чтение четвёртой части.

Вопросы:

– Верите ли вы в то, о чём рассказывает автор-повествователь?

– Как автор убеждает читателя в реальности происходящего?

– Что такое фантастика? (Словарь: фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до сознания вымышленного, нереального, «чудесного» мира)

– Как рассказчик мог наказать гуляку?

Чтение пятой части.

Вопросы:

– Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

– Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

Вопросы по всему рассказу:

– Какова основная мысль рассказа? Откройте книги, найдите подтверждение  в рассказе.

  1. Работа со статьёй по А.Б. Есину о вещной детали.

– Чем дальше, тем больше человек живёт не в окружении природы, а в окружении рукотворных, созданных человеком предметов, совокупность которых иногда называют «второй природой». Естественно, что мир вещей отражается в литературе, причём с течением времени приобретает всё большую значимость.

Задание в группах: Прочитать отрывок из статьи Есина и составить кластер (схему- конспект), в котором нужно отразить роль вещной детали в литературе.  (На партах лежат листы А3).

Работают 5 групп по 3 человека.

1 гр. Ранние стадии литературы: вещь – знак принадлежности человека к определённой профессии или общественного положения. Например, аксессуарная вещь земледельца – соха, борона….

2 гр. Эпоха Возрождения: вещь – способ характеристики человека, выражение его индивидуальности. В реалистической литературе XIX века вещь становится показателем изменения характера человека.

3 гр. Вещная деталь – показатель психологического состояния персонажа, а также т способ характеристики человека и выражения авторского отношения к персонажу.

4 гр. Вторая половина XIX века: мир вещей – самостоятельный объект изображения. Вещь  не полностью подчинена задаче ярко и убедительно воссоздать характер героя и социальную среду.  У неё есть возможность жить собственной, независимой от человека жизнью, иметь свой характер. Изучая вещное окружение человека, можно многое понять  не только о жизни  того или иного лица, но об укладе жизни в целом.

5 гр.  XX век: вещь начинает влиять на психологическое состояние, характер и поведение героя.

Учащиеся зачитывают свои записи и вывешивают на доску листы А3. Делается вывод об изменении роли вещной детали в литературе от Древней Руси до XX века.

  1. Работа в парах. На каждой парте раздаточный материал – лист с афоризмами.

Афоризмы:

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни её достоинство. (Марк Аврелий).

Следует увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. (Георг Кристоф Лихтенберг).

Мы рабы вещей и выглядим ничтожными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора. (Иоганн Вольфганг Гёте).

Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи… (Фридрих Энгельс).

Все вещи таят в себе загадку. (Эрнст Симон Блох).

Главная функция мебели и прочих вещей – воплощать в себе отношения между людьми, заселять пространство, где они живут. (Жак Бодрийар).

– В каком афоризме выражена основная мысль произведения? Подтвердите это текстом художественного произведения.

  1. На дом:

Написать сочинение «История одной моей вещи». Придумайте характеристику вещной детали, используя метафоры и олицетворения.

Перечитать записи в тетради о роли вещи в литературе, подобрать примеры из прочитанных ранее книг.

По желанию: написать сочинение-рассуждение по одному афоризму (на выбор).

  1. Составление синквейна «Вещь», «Пенсне» (работа в группах)

Листы А3 с синквейнами вывешиваются на доске

  1. Рефлексия

– Продолжите предложения:

На этом уроке я …

После прочтения рассказа М. Осоргина «Пенсне» я …

– Обратимся ещё раз к началу  рассказа. Как вы теперь ответите на вопрос писателя?

– Мне кажется, что сегодняшний урок помог многим из нас  по-новому взглянуть на мир вещей, который нас окружает. Мы узнали, как вещная деталь развивалась в русской литературе… А кстати, обратите внимание, все ли вещи у вас на месте?

Литература

  1. Афоризмы. Золотая коллекция. – Мн: Харверст, М.: АСТ,2003
  2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. Методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2003
  3. Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010

 

2 комментария к “Конспект урока литературы в 8 классе по теме “Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне»”.”

  1. Данный урок развивает критическое мышление учащихся. Структура урока четко распланирована, продуманы методы и приемы подачи учебного материала.Содержание материала урока доступно. Буду использовать в работе.

  2. Урок современный, интересный, приём чтения с остановками для развития критического мышления использую также на уроках истории, приём помогает понять содержание прочитанного материала. Приёмы и методы также буду использовать в работе.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.