Тема: Сочетание реального и фантастического в рассказе М.А. Осоргина «Пенсне».
Цели: 1) познакомить с фактами биографии писателя М.А. Осоргина, рассказом «Пенсне»;
2) развивать критическое мышление учащихся в процессе применения приёма чтения с остановками, составления кластера по литературоведческому тексту; повторить тропы: метафору, олицетворение, сравнение;
3) прививать интерес к самостоятельному творчеству.
Оборудование: Портрет М. Осоргина, раздаточный материал на листочках: текст А.Б. Есина, раздаточный материал с афоризмами, листы А3, фломастеры.
Ход урока
- Слово учителя. Стадия вызова
«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом человеке? (Писатель, оказавшийся в дали от родины. Эмигрант…)
Это высказывание принадлежит писателю Михаилу Андреевичу Осоргину.( Портрет) «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…», – с болью в душе обращался писатель к М. Горькому, страдая в дали от родины от невозможности печататься в России. Это имя вам пока мало известно. Познакомимся с краткими сведениями о жизни и творчестве писателя.
– Внимательно послушайте сообщение о писателе. Ответьте на вопрос: сбылась ли мечта писателя?
- Сообщение о жизни и творчестве писателя, подготовленное учеником.
(Ответ на вопрос: сбылась ли мечта писателя?)
- Работа над анализом рассказа «Пенсне». Чтение с остановками
– Сейчас мы познакомимся с интереснейшим рассказом писателя, который называется «Пенсне».
– Кто знает, что такое пенсне? (Словарь: пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу).
– Как вы думаете, о чём может говориться в этом рассказе? (Предположения учащихся).
У учащихся книги закрыты. Учитель начинает читать первую часть.
Вопросы:
– Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться?
– Согласны ли вы с утверждением автора?
– Как вы думаете, какая «любопытная чёрточка в жизни вещей особенно занимала писателя»?
Чтение второй части.
Вопросы:
– В чём пытается убедить читателя автор?
– Какие художественные приёмы использует Осоргин, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
– Какова история карандаша?
– Какие путешествия совершает он, когда его ищут?
– Какой совет даёт автор своим читателям?
– А вы когда-нибудь задумывались о том, что вещи могут жить своей жизнью, не зависящей от человека?
Чтение третьей части.
Вопросы:
– Что же случилось с карандашом? Какая история с ним произошла?
– Как вы думаете, куда исчезло пенсне?
Чтение четвёртой части.
Вопросы:
– Верите ли вы в то, о чём рассказывает автор-повествователь?
– Как автор убеждает читателя в реальности происходящего?
– Что такое фантастика? (Словарь: фантастика – разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до сознания вымышленного, нереального, «чудесного» мира)
– Как рассказчик мог наказать гуляку?
Чтение пятой части.
Вопросы:
– Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
– Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
Вопросы по всему рассказу:
– Какова основная мысль рассказа? Откройте книги, найдите подтверждение в рассказе.
- Работа со статьёй по А.Б. Есину о вещной детали.
– Чем дальше, тем больше человек живёт не в окружении природы, а в окружении рукотворных, созданных человеком предметов, совокупность которых иногда называют «второй природой». Естественно, что мир вещей отражается в литературе, причём с течением времени приобретает всё большую значимость.
Задание в группах: Прочитать отрывок из статьи Есина и составить кластер (схему- конспект), в котором нужно отразить роль вещной детали в литературе. (На партах лежат листы А3).
Работают 5 групп по 3 человека.
1 гр. Ранние стадии литературы: вещь – знак принадлежности человека к определённой профессии или общественного положения. Например, аксессуарная вещь земледельца – соха, борона….
2 гр. Эпоха Возрождения: вещь – способ характеристики человека, выражение его индивидуальности. В реалистической литературе XIX века вещь становится показателем изменения характера человека.
3 гр. Вещная деталь – показатель психологического состояния персонажа, а также т способ характеристики человека и выражения авторского отношения к персонажу.
4 гр. Вторая половина XIX века: мир вещей – самостоятельный объект изображения. Вещь не полностью подчинена задаче ярко и убедительно воссоздать характер героя и социальную среду. У неё есть возможность жить собственной, независимой от человека жизнью, иметь свой характер. Изучая вещное окружение человека, можно многое понять не только о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом.
5 гр. XX век: вещь начинает влиять на психологическое состояние, характер и поведение героя.
Учащиеся зачитывают свои записи и вывешивают на доску листы А3. Делается вывод об изменении роли вещной детали в литературе от Древней Руси до XX века.
- Работа в парах. На каждой парте раздаточный материал – лист с афоризмами.
Афоризмы:
Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни её достоинство. (Марк Аврелий).
Следует увидеть в каждой вещи то, чего ещё никто не видел и над чем ещё никто не думал. (Георг Кристоф Лихтенберг).
Мы рабы вещей и выглядим ничтожными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора. (Иоганн Вольфганг Гёте).
Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи… (Фридрих Энгельс).
Все вещи таят в себе загадку. (Эрнст Симон Блох).
Главная функция мебели и прочих вещей – воплощать в себе отношения между людьми, заселять пространство, где они живут. (Жак Бодрийар).
– В каком афоризме выражена основная мысль произведения? Подтвердите это текстом художественного произведения.
- На дом:
Написать сочинение «История одной моей вещи». Придумайте характеристику вещной детали, используя метафоры и олицетворения.
Перечитать записи в тетради о роли вещи в литературе, подобрать примеры из прочитанных ранее книг.
По желанию: написать сочинение-рассуждение по одному афоризму (на выбор).
- Составление синквейна «Вещь», «Пенсне» (работа в группах)
Листы А3 с синквейнами вывешиваются на доске
- Рефлексия
– Продолжите предложения:
На этом уроке я …
После прочтения рассказа М. Осоргина «Пенсне» я …
– Обратимся ещё раз к началу рассказа. Как вы теперь ответите на вопрос писателя?
– Мне кажется, что сегодняшний урок помог многим из нас по-новому взглянуть на мир вещей, который нас окружает. Мы узнали, как вещная деталь развивалась в русской литературе… А кстати, обратите внимание, все ли вещи у вас на месте?
Литература
- Афоризмы. Золотая коллекция. – Мн: Харверст, М.: АСТ,2003
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. Методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2003
- Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010
Данный урок развивает критическое мышление учащихся. Структура урока четко распланирована, продуманы методы и приемы подачи учебного материала.Содержание материала урока доступно. Буду использовать в работе.
Урок современный, интересный, приём чтения с остановками для развития критического мышления использую также на уроках истории, приём помогает понять содержание прочитанного материала. Приёмы и методы также буду использовать в работе.