Мастер -класс “Куклы наших бабушек”

Мастер-класс «Куклы наших бабушек».

Схема конспекта мастер-класса

  • «Куклы наших бабушек»

Цель: воспитание патриотических чувств детей через ознакомление с историей страны на примере народной игрушки; воспитание интереса к тряпичной кукле.

Задачи:

образовательная: закрепить представление о старинной игрушке – тряпичной кукле(обрядовая, обереговая и игровая);

развивающая: развивать воображение и фантазию; уметь создавать игрушку из доступного материала; развивать познавательную и продуктивную деятельность.

воспитательная: воспитывать бережное отношение к игрушке, изготовленной своими руками; желание сделать приятное младшим товарищам – подарить своих кукол девочкам младшей группы.

  • Девочки старшей, подготовительной групп.
  • Лоскут белого материала, цветные и белые нитки, разноцветный материал, цветные яркие ленточки, душистые травы, ноутбук, проектор.
  • Групповая комната.
  • 10 человек.
  • Ход

Презентация опыта мастера:

Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами.

И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклынебольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.

А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект «Куклы наших бабушек».

Я считаю, что данный проект актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

Представление системы занятий:

Подготовительный этап:

На этом этапе проведены следующие мероприятия:

– Уточнение знаний родителей детей по теме проекта;

– Подбор литературного материала (детский фольклор, легенды, традиции, обряды);

– Расширение образовательного пространства в группе: пополнение библиотеки детской литературой об истории народной игрушки; создание условий для изготовления тряпичнойкуклы;

– Изучение истории народной тряпичной игрушки.

Практический этап

Были проведены занятия:

– Изготовление куклы-закрутки;

– Изготовление куклы-оберега;

– Изготовление куклы-пеленашки;

– Беседы«Куклы наших бабушек», истории создания обрядовых кукол.

Заключительный этап.

Презентация наших работ.

Имитационная игра.

Последовательность изготовления куколки – лечебницы:

  1. В белый лоскут положить вату с душистыми травами, слоями.
  2. Обмотать у горловины ниткой для крепления головы.
  3. Столбик положить на середину второго темного лоскута (можно на этом этапе третьим лоскутом к столбику обвязать «головку»– как платочком).
  4. Далее столбик запеленать так же, как настоящего ребенка.
  5. Пеленашку обвязать разноцветной ленточкой.

Рефлексия

Мой мастер – класс оказался содержательным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе его проведения, и желание детей продолжить знакомство и изготовление других видов обрядовых кукол. Начато создание мини-музея самодельных кукол «Куклы наших бабушек»; Старшие девочки с радостью вручили воспитанникам младшей группы кукол, сделанных своими руками. Мальчики решили к нам присоединиться и сделали кукол-стригунков из шерстяных ниток.

На этом мы не остановимся, работу продолжим дальше. Теперь детки знают, что в старинунаши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как современные, но в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети любят сейчас свои.

Марина Цветаева

Дети — это взгляды глазок боязливых,

Ножек шаловливых по паркету стук,

Дети — это солнце в пасмурных мотивах,

Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек,

Ласковых словечек шепот в полусне,

Мирные картинки птичек и овечек,

Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети — это вечер, вечер на диване,

Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,

Мерный голос сказки о царе Салтане,

О русалках-сестрах сказочных морей.

Дети — это отдых, миг покоя краткий,

Богу у кроватки трепетный обет,

Дети — это мира нежные загадки,

И в самих загадках кроется ответ!

7 комментариев к “Мастер -класс “Куклы наших бабушек””

  1. Традиция создавать тряпичные куклы-обереги пришла к нам от наших предков – древних славян. Одной из куколок-оберегов, встречающейся в каждой славянской семье была Крупеничка. Она приносила в дом богатство, достаток и сытый стол. Вот и я как-то со своими девчонками, к 70 летию Победы, в подарок, создавала такие куклы, для женщин – ветеранов. Помню им было это очень приятно. И сами девочки были приятно удивлены гостеприимством хозяев дома, в которые приносили этих кукол. Замечательное занятие.

  2. Традиция создавать тряпичные куклы-обереги пришла к нам от наших предков — древних славян. Одной из куколок-оберегов, встречающейся в каждой славянской семье была Крупеничка. Она приносила в дом богатство, достаток и сытый стол. Вот и я как-то со своими девчонками, к 70 летию Победы, в подарок, создавала такие куклы, для женщин — ветеранов. Помню им было это очень приятно. И сами девочки были приятно удивлены гостеприимством хозяев дома, в которые приносили этих кукол. Замечательное занятие.

  3. Я считаю, что данный мастер-класс актуален тем,что народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. А вы показывая и рассказывая о куклах в которые играли наши бабушки даете родителям и их детям почувствовать прошлое и сравнить с настоящим. Ведь ручной труд ценится и по сей день. А на витринах современных магазинов много разных игрушек, и тех игрушек которые хотелось бы вообще чтобы их не продавали. Очень полезная статья, возьму себе на заметку.

  4. Я считаю, что данный мастер-класс актуален, так как изготавливая своими руками куклы, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки. Тем самым развивают моторику рук и речь. Очень хорошая статья, возьму на заметку.

  5. В своё время, на кружке по ручному труду мы с детьми тоже делали этих кукол. И я знаю, как это увлекает детей; с каким интересом они включаются в изготовление кукол закруток, пеленашек, оберегов; с каким удовольствием с ними играют. Спасибо за вашу работу.

  6. Я также считаю, что мастер-класс актуален тем,что народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.