Мастер-класс «Куклы наших бабушек».
Схема конспекта мастер-класса
- «Куклы наших бабушек»
Цель: воспитание патриотических чувств детей через ознакомление с историей страны на примере народной игрушки; воспитание интереса к тряпичной кукле.
Задачи:
образовательная: закрепить представление о старинной игрушке – тряпичной кукле(обрядовая, обереговая и игровая);
развивающая: развивать воображение и фантазию; уметь создавать игрушку из доступного материала; развивать познавательную и продуктивную деятельность.
воспитательная: воспитывать бережное отношение к игрушке, изготовленной своими руками; желание сделать приятное младшим товарищам – подарить своих кукол девочкам младшей группы.
- Девочки старшей, подготовительной групп.
- Лоскут белого материала, цветные и белые нитки, разноцветный материал, цветные яркие ленточки, душистые травы, ноутбук, проектор.
- Групповая комната.
- 10 человек.
- Ход
Презентация опыта мастера:
Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами.
И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклынебольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.
А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект «Куклы наших бабушек».
Я считаю, что данный проект актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.
Представление системы занятий:
Подготовительный этап:
На этом этапе проведены следующие мероприятия:
– Уточнение знаний родителей детей по теме проекта;
– Подбор литературного материала (детский фольклор, легенды, традиции, обряды);
– Расширение образовательного пространства в группе: пополнение библиотеки детской литературой об истории народной игрушки; создание условий для изготовления тряпичнойкуклы;
– Изучение истории народной тряпичной игрушки.
Практический этап
Были проведены занятия:
– Изготовление куклы-закрутки;
– Изготовление куклы-оберега;
– Изготовление куклы-пеленашки;
– Беседы: «Куклы наших бабушек», истории создания обрядовых кукол.
Заключительный этап.
Презентация наших работ.
Имитационная игра.
Последовательность изготовления куколки – лечебницы:
- В белый лоскут положить вату с душистыми травами, слоями.
- Обмотать у горловины ниткой для крепления головы.
- Столбик положить на середину второго темного лоскута (можно на этом этапе третьим лоскутом к столбику обвязать «головку»– как платочком).
- Далее столбик запеленать так же, как настоящего ребенка.
- Пеленашку обвязать разноцветной ленточкой.
Рефлексия
Мой мастер – класс оказался содержательным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе его проведения, и желание детей продолжить знакомство и изготовление других видов обрядовых кукол. Начато создание мини-музея самодельных кукол «Куклы наших бабушек»; Старшие девочки с радостью вручили воспитанникам младшей группы кукол, сделанных своими руками. Мальчики решили к нам присоединиться и сделали кукол-стригунков из шерстяных ниток.
На этом мы не остановимся, работу продолжим дальше. Теперь детки знают, что в старинунаши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как современные, но в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети любят сейчас свои.
Марина Цветаева
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Традиция создавать тряпичные куклы-обереги пришла к нам от наших предков – древних славян. Одной из куколок-оберегов, встречающейся в каждой славянской семье была Крупеничка. Она приносила в дом богатство, достаток и сытый стол. Вот и я как-то со своими девчонками, к 70 летию Победы, в подарок, создавала такие куклы, для женщин – ветеранов. Помню им было это очень приятно. И сами девочки были приятно удивлены гостеприимством хозяев дома, в которые приносили этих кукол. Замечательное занятие.
Традиция создавать тряпичные куклы-обереги пришла к нам от наших предков — древних славян. Одной из куколок-оберегов, встречающейся в каждой славянской семье была Крупеничка. Она приносила в дом богатство, достаток и сытый стол. Вот и я как-то со своими девчонками, к 70 летию Победы, в подарок, создавала такие куклы, для женщин — ветеранов. Помню им было это очень приятно. И сами девочки были приятно удивлены гостеприимством хозяев дома, в которые приносили этих кукол. Замечательное занятие.
хорошее занятие, для развития патриотических чувств у детей, тем более в наше время.
Я считаю, что данный мастер-класс актуален тем,что народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. А вы показывая и рассказывая о куклах в которые играли наши бабушки даете родителям и их детям почувствовать прошлое и сравнить с настоящим. Ведь ручной труд ценится и по сей день. А на витринах современных магазинов много разных игрушек, и тех игрушек которые хотелось бы вообще чтобы их не продавали. Очень полезная статья, возьму себе на заметку.
Я считаю, что данный мастер-класс актуален, так как изготавливая своими руками куклы, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки. Тем самым развивают моторику рук и речь. Очень хорошая статья, возьму на заметку.
В своё время, на кружке по ручному труду мы с детьми тоже делали этих кукол. И я знаю, как это увлекает детей; с каким интересом они включаются в изготовление кукол закруток, пеленашек, оберегов; с каким удовольствием с ними играют. Спасибо за вашу работу.
Я также считаю, что мастер-класс актуален тем,что народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают.