В современную российскую действительность возвращается понятие «патриотизм», общественные установки и нравственные ориентиры возвращаются в качестве приоритетных задач воспитания духовно-нравственного развития ребенка. Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. Через краеведческий материал учитель изобразительного искусства, равно, как и другие учителя-предметники, приобщает учеников к прошлому, настоящему и будущему своего края.
Новизна программы состоит в преемственности по отношению к содержанию уроков истории, мхк, географии, биологии на ступени основного общего образования и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законах образовании РФ: воспитание гражданственности и любви к Родине: защите национальных, культурных и религиозных традиций, формирование мировоззренческой, экономической и экологической культуры, приоритета общечеловеческих ценностей, толерантности. Школа – важнейший фактор воспитания. Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования истинного патриота своей страны. Проблема, несомненно, заслуживает пристального внимания, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне нашего государства. Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом России, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Поэтому приоритетным направлением в работе учителя является патриотическое воспитание. Важно помочь ребенку раскрыть значение малой Родины в своей жизни, и в тоже время понять, что он может сделать для неё. Краеведческий музей является важным источником и транслятором знаний об истории края, его особенностях, об окружающем мире и может, как никто другой подтвердить свой рассказ вещественным материалом. Музей обладает возможностью передачи знаний через непосредственный контакт с подлинником, что превращает его в уникальную образовательную среду.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младшие подростки (5 – 6 классы) и разработана с учетом Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и нормативно-правовых требований к внеурочной деятельности, утвержденным СанПиН.
Программа по музейному краеведению составлена на основе:
– фундаментального ядра содержания общего образования;
– требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
– примерной программы основного общего образования по истории, изобразительному искусству, мхк, биологии, географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
– программы развития и формирования универсальных учебных действий;
– программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
Основу программы положены следующие принципы образования:
природосообразность (как соответствие возрастными особенностями ребят), культуросообразность (город со своими традициями, историей, этническими природными и географическими особенностями), деятельность, личностный подход, опора на цели, интересы.
В разработках экскурсионных занятий предусматриваются вопросы учащимся для наблюдений и обобщения увиденного, практические задания, дополнительный материал для рассказа экскурсовода или учителя.
Направленность программы
– формирование патриотического сознания;
– формирование гражданского поведения и правовой культуры;
– формирование коммуникативной культуры;
– формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности;
– формирование опыта социально-значимой деятельности;
Цель программы:
- Создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию
- Развитие исторического сознания учащихся и их активного эмоционально-личностного отношения к ценностям истории и культуры города посредством знакомства с музеем, его предметным миром
- Формирование основ патриотизма: воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края, бережного отношения к его природе.
- Формирование познавательной потребности в освоении исторического краеведческого материала;
- Создание условий для развития творческого потенциала детей и подростков и их потребностям самореализации средствами изобразительной деятельности.
Программа направлена на решение следующих задач:
I. Образовательные:
Формирование целостного научного мировоззрения, гуманистической направленности личности школьников;
ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
овладение начальными навыками исследовательской работы;
научить владению приемами рисования.
- Развивающие:
Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.
III. Воспитательные
Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения;
воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края;
воспитание ответственности за слова, дела, поступки;
воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
углубление и систематизация знаний о своей семье;
воспитание бережного отношения к природе;
воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;
приобщение ребёнка к миру искусства;
вовлечение в активную практическую деятельность.
Развивающие задачи:
расширять знания учащихся по краеведению;
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;
развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана на 35 ч. и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, походы, экскурсии, викторины, выставки, игры и т. п.). В этих случаях возможно объединение классов.
Основные формы работы – экспозиционно-выставочная работа, культурно-образовательная деятельность музея, творческая работа, практическая работа по темам (прикладное творчество). Основные приемы: живая беседа, лекции; экскурсии; консультации; литературные и исторические гостиные; киносеансы; встречи с интересными людьми; исторические игры, викторины; проектная и исследовательская деятельность; использование интернет – технологий; создание видеопрезентаций; посещение школьного музея и музеев города и области; оформление выставок, обновление экспозиций; встречи с ветеранами войны. Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность школьника в 5-6 классах и обеспечить формирование личности. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
5-6 классы
Музейные занятия в 5-6 классах проводятся под общей темой «Знакомство с музеем. Мы и Творчество». Главная задача данных уроков в самой общей форме познакомить учащихся со школьным музеем, основными направлениями исследовательской деятельности, собранными материалами. знакомство с историей школы, рассказ о её сегодняшнем дне, формирование уважения к тому учебному заведению, где учатся дети. Через музейные экспонаты знакомить с историей Родины, важными событиями и датами государства, своей семьи. Важной задачей музейных уроков является формирование интереса к музейной деятельности, к поиску предметов, имеющих историческую ценность
Результаты развития
универсальных учебных действий в ходе освоения курса
«Музейные уроки»
в 5-6 классах
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы.
- Формировать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста.
- Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности.
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности.
- Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в учебном сотрудничестве с учителем.
- Расширить область познаний в изобразительном искусстве.
- Использовать при выполнении заданий различные средства: справочную и прочую литературу. ИКТ и т.п.
Регулятивные УУД:
- Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
- Различать способ и результат действия.
- Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности.
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Коммуникативные УУД:
- Умение задавать вопросы, участвовать в диалоге на занятии.
- Умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
- Умение участвовать в паре, группе, коллективе.
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение.
- Понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
- Ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной позиции, уважать иную точку зрения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Учащиеся научатся:
- работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
- находить и осуществлять отбор нужной информации;
- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
- наблюдать, описывать, отвечать на вопросы;
- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;
- выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
- формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства;
- принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне).
Благодаря посещению музея, участие в его деятельности школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.
Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, повышение уровня учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир: формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих земляков;
воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Программа музейных занятий 5 -6 классы
Раздел 1. «Музей – памятник истории»
- Знакомимся с музеем – что это такое? Виды музея. Школьный музей. Третьяковская галерея. История художественного музея. Просмотр фильма.
- Искусство первобытных художников. Практическая работа «Рисуем углем»
- История одного карандаша. Просмотр фильма о производстве карандаша. Практическая работа «История одной дружбы карандаша с ластиком»
- Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей», обсуждение.
5,6. История одной картины «Три богатыря». Образ богатыря в произведении художника. Практическая работа «Славные подвиги русских богатырей»
7,8,9. Проект «Русский богатырь – это русский дух»
Раздел 2 «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
- Древние образы в народном искусстве. Символика крестьянского искусства
- Прялка – спутница крестьянской женщины. Знакомство с экспонатами музея – прялками.
12,13 Практическая работа. Лепка из пластилина или глины пластины-пряника с образами солнца, древа жизни, птиц и т.д. Украшение пряника рельефным орнаментом
- Куклы наших бабушек. Практическая работа «Изготовление кукол – оберегов».
15,16,17. Коллективный проект «Традиционное крестьянское искусство»
Раздел 3. «В мире народного творчества»
- Народные промыслы Поволжского края. (интегрированное внеклассное мероприятие по истории и изобразительному искусству)
- Матрешка. Посещение музея матрешки.
20,21. Практическая работа «Рисование матрешки по мотивам гжельской росписи»
- История новогодней игрушки в России. Презентация. Обсуждение.
- Практическая работа «Оригинальные, «самодельные» игрушки. Роспись игрушек».
Раздел 4. «Красота Самарского края. Мой город. Мой дом. Моя школа»
- Знакомство с флорой нашего края. Презентация. Обсуждение.
- Викторина «Знаешь ли ты наш край, город?».
- Практическая работа «Учимся рисовать деревья. Зимний городской пейзаж»
- 27. Школа – это маленькая жизнь. Практическая работа «Ура, перемена!»
Раздел 5. «Наша ладушка»
- Где выпускают наш автомобиль? История отечественного автомобилестроения. Видео экскурсия по заводу. Встреча с ветераном ВАЗа.
- Посещение технического музея ВАЗа
30, 31. Практическая работа «Дизайн автомобиля будущего»
Раздел 6. «Этот праздник со слезами на глазах»
- Память в памятниках. Монументальное искусство нашего города. Презентация. Обсуждение.
- Посещение парка Победы
- Практическая работа «Дыхание Победы»
- Обобщение. Организация выставки «Наше творчество»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Учащиеся научатся:
- работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
- находить и осуществлять отбор нужной информации;
- анализировать источники по заданным критериям;
- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
- наблюдать, описывать, отвечать на вопросы;
- находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;
- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;
- выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов;
- знать несколько народных художественных промыслов России;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
- формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.
«Музейные уроки» В 5- 6 классах
Познавательные УУД:
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию.
- Извлекать информацию, представленную в различных формах: текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация, слайд и др.
- Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для выполнения задания; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем.
- Представлять информацию в виде моделей, сообщений, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
- Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Определять цель внеурочной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
- Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
- Преодоление импульсивности, непроизвольности.
Коммуникативные УУД:
- Готовность открыть выражать и отстаивать свою позицию.
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
- Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
- Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, находить общее решение с членами коллектива.
- Предвидеть последствия коллективных решений.
- Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение содержания и условий осуществляемых действий.
- Умение с помощью вопросов получать необходимые ведения от партнера по деятельности.
- Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Личностные УУД (5-6 классы):
Внутренняя позиция школьника: положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.
Самооценка: широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; осознание ответственности человека за общее благополучие. Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старением.
Мотивация учебной деятельности: сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов. Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. Сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни.
Список литературы
- Н. А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
- Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
- Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. – М. Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Народные промыслы А. Киселёв. – «Белый Город», 2008
- Народные Игры./Под ред. И. Портных. М.:Ф.С, 2000
- Воронин В.В., Гавриленкова В.А. География Самарской области. Самара 2008. Введение в Самарское краеведение. Л. В. Храмков, Самара, 2007.
- В.В. Ерофеев, Е.А. Чубачкин Самарская губерния – край родной. Т.1. Самара: «Самарское книжное издательство», 2007
- Краеведение в школе. – Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
- Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.
- И.Р. Учайкина «Люби и изучай свой край». – Самара: Кредо, 1999
- «Самарская область». Составитель: Э.Я. Дмитриева (география и история, экономика и культура), 1998
- Самара. Фотоальбом. С., 1996
- Музееведение / Под ред. проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. М.: Высшая школа,1998.
- Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой.М.:Гуман. изд. центр,2001.
- Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: о работе школьных общественно-политических музеев: Книга для учителя. М.: Просвещение,1988.
17. Школьные музеи: Из опыта работы. / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Калинина. М.: Просвещение,1977.