«Графики функций»
Всем известно, что информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда
Проработав в школе более 20 лет, пришла к выводу, что учитель учится всю жизнь. Вот уже более 10 лет с интересом и увлечением работаю над проблемой информатизации образовательного процесса. Свою деятельность стараюсь строить в соответствии с требованиями к современному уроку, внедряю элементы новизны в практику своей работы. В работе по обучению учащихся применяю современные технологии, создаю свои продукты (мультимедийные презентации, выполненные в среде PowerPoint). Такую презентацию можно создать к любому уроку.
Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ помогает активизировать все виды учебной деятельности, создаёт наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения математике. Комплекс технического оборудования гимназии позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
ИКТ в обучении основывается на данных физиологии человека: в памяти человека остаётся часть услышанного материала, часть увиденного, часть увиденного и услышанного, части материала, если ученик принимает активное участие в процессе.
Изучению функций и построению их графиков отводится важное место в программе школьного курса обучения математике, так как данная тема – одна из фундаментальных линий курса математики. Здесь закладываются базисные понятия для работы над уравнениями, неравенствами, системами уравнений и неравенств, закладываются основы аналитического мышления, развивается логика, формируются математическая интуиция. Поэтому каждый преподаватель очень серьёзно должен относиться к теме «Функции».
Предоставленный методический материал носит как обучающий, так справочный характер и относится к широкому кругу тем школьного курса математики, таких как «Линейная функция», «Обратная пропорциональность», «Квадратичная функция», «Преобразование графиков функций», «Решение сложного задания №23 основного государственного экзамена». В презентации приведен обзор графиков основных элементарных функций и рассмотрен важнейший вопрос – как правильно и быстро построить график. Опыт показывает, что ученики умеют безошибочно по явно заданной функции находить координаты точек графика, в случае более сложной функции, теряются, и задание ими не выполняется. При построении графиков функций, конечно можно воспользоваться программами, представленными в сети интернет, но не всегда интернет доступен, при самостоятельном выполнении заданий ученик не всегда найдёт нужный материал (ученики гуманитарного склада ума).
Разработанный мною мобильный материал по теме «Графики функций» способствует:
- Активизации учебно-познавательной и мыслительной деятельности учащихся.
- Развитию самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
- Повышению качества знаний по алгебре.
- Формированию положительной, позитивной мотивации обучения.
- Совершенствованию индивидуальной работы учеников, выбору индивидуального темпа обучения.
- Облегчению овладению сложным материалом.
Целью данного электронного образовательного ресурса является рассмотрение графиков функций всех видов, изучаемых в 7 – 9 классах, их преобразование (9 видов преобразования), использование материала учителями на уроках (практически на любом этапе) и распространение названного ЭОР среди учащихся гимназии для выполнения домашнего задания, повторения изученного на уроке и самостоятельной работы учащихся.
Методическая разработка представляет собой презентацию из 8 разделов:
- Функция
- Функция .
- Функция .
- Функция
- Функция .
- Функция
- Преобразования графиков:
1)
2)
3)
4)
5) , 0
6) ,
7)
8)
9)
- Примеры решения заданий высокого уровня сложности (8 подробно решённых задания).
Я не претендую на полноту и научную основательность материалов, но упор был сделан, прежде всего, на практике – тех вещах, с которыми приходится сталкиваться буквально на каждом шагу в школьном курсе математики, а также в любой теме высшей математики. Так как, повторяюсь, изучение свойств функций и их графиков занимает значительное место не только в школьной математике, но и в последующих курсах. Причем не только в курсах математического и функционального анализа, и даже не только в других разделах высшей математики, но и в большинстве узкопрофессиональных предметов. Например, в экономике (функции полезности, издержек, функции спроса, предложения и потребления), в радиотехнике (функции управления и функции отклика), в статистике (функции распределения).
Данная методическая разработка используется учителями математики гимназии имени С.В.Байменова при изучении тем «Графики элементарных функций», «Преобразования графиков функций», «Функции и их свойства» и при решении заданий высокого уровня сложности, как в учебном процессе, так и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Этим ЭОР пользуются учащиеся девятых классов при выполнении заданий, связанных с графиками функций, при подготовке к основному государственному экзамену. Разработка имеется в социальной сети «В контакте» и на сайте https://Учительский.сайт/Антонова-Галина-Васильевна.