Виды образовательных ресурсов в сети. Единая коллекция ЦОР

Задание к уроку 4.2
В этом задании вам предстоит познакомиться с образовательными ресурсами в сети Интернет,просмотреть образовательные сайты и порталы.
Какие образовательные ресурсы вы используете в своей работе?
Составьте рейтинговую таблицу используемых вами ресурсов и укажите + и – ресурса

Название ресурса +

Виды образовательных ресурсов в сети Интернет.

В последние годы намечается тенденция повышения эффективности образования за счет внедрения новых информационных технологий, широкого использования ресурсов сети Интернет. Созданы целевые программы, направленные на развитие единой образовательной информационной среды,обеспечивающие информационную поддержку образовательных, научно-исследовательских и управленческих процессов на всех уровнях образования. Только в российской части сети функционируют более 120 центров различной направленности: 4 федеральных специализированныхреспубликанских центра, 21 региональный республиканский центр, 17 ресурсных центров дистанционного образования, несколько десятков центров Интернет-образования и региональных центров учебного книгоиздания. Активно развивается система вузовских центров новыхинформационных технологий при высших учебных заведениях, межшкольные методические центры.Многие учреждения общего, высшего профессионального и дополнительного образования имеют собственные сайты, отражающие различные аспекты их деятельности. В сети функционируют тысячи сайтов научно-исследовательских некоммерческих и коммерческих организаций, инициативных групп, виртуальных сообществ, учреждений периодических изданий, частных лиц.

Под сайтом (от англ. site — место, синонимы: веб-сайт, ресурс) обычно понимают совокупность объединенных общим содержанием веб-страниц, размещенных на каком-либо сервере под определенным доменным именем и реализующих виртуальное представительство организации или отдельного человека в Интернете. Сайт имеет в Интернете свое место с определенным IP адресом (протокол, обеспечивающий прохождение пакетов к пункту назначения через различные сети), владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. В качестве составляющих компонентов сайты нередко включают систему поиска, каталоги, базы данных, электронные обновления, картографический сервис, библиотеки, Интернет-магазины, форумы, опросы, глоссарии и т. д.

Слово «портал» пришло в Интернет из архитектуры и обозначает «главный вход», с которого пользователь начинает свою работу в Интернете. Портал представляет единый с концептуальной и содержательной точек зрения доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на большую аудиторию (в данном случае образовательное сообщество), является функциональной структурированной средой, в которой интегрирован ряд классификаторов и баз данных, наращиваемых по модульному принципу. Портал включает веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы, единую систему навигации и поиска информации, визуализацию различных связанных между собой сервисов, а также возможность расширения всех частей портала и увеличения его масштабности в целом. Результативность эксплуатации портала достигается за счет общего мультипликационного эффекта воздействия взаимосвязанных видов информации.

В настоящее время создана система образовательных порталов — удобная для учащихся и преподавателей информационная и обучающая среда, которая дает возможность пользователю удовлетворять индивидуальные информационные и образовательные потребности, получать необходимые знания для научной и практической деятельности, а также предоставляет средства для информационного поиска и профессионального общения.

В структуру образовательного портала, как правило, входят: новостные ленты и рассылки; расширенные многоуровневые средства навигации и поиска; электронные учебники и библиотеки; каталоги образовательных ресурсов; материалы, посвященные отдельным учебно-воспитательным и организационно-методическим вопросам; интерактивные обучающие средства, обеспечивающие активное участие пользователей в процессе обучения; виртуальные среды учебно-практической деятельности; компьютерные демонстрации; универсальные обучающие среды; базы данных и архивы; справочный отдел для поиска информации, персоналий, организаций по соответствующим предметным областям; он-лайновые журналы; обучающие игры; средства дистанционного и открытого обучения; средства проведения опросов и голосований, рейтингования ресурсов; раздел обеспечения виртуальных коммуникаций, таких как доска объявлений, форум, гостиная, видео- и аудиоконференции; данные о разработчиках, статистика посещений, реклама и другие данные.

Информация, помещенная на сайтах и порталах, обладает рядом преимуществ перед традиционными печатными материалами. Она дает возможность пользователям работать в гипертекстовой среде, т. е. в условиях, когда он может самостоятельно, с учетом индивидуальных склонностей, мотиваций, способностей, мышления и уровня знаний формировать области и маршруты процесса усвоения знаний, получать, обрабатывать и передавать текстовую и графическую информацию, принимать активное участие в конференциях и дискуссиях. Кроме названных, важное преимущество он-лайнового доступа состоит в том, что электронное издание, как правило, можно прочитать значительно раньше, чем печатное, т. к. здесь исключается время на полиграфические работы и пересылку издания.

Средства навигации портала предоставляют пользователям возможность ориентироваться в образовательной среде отрасли, региона, страны, обеспечивают поиск учебной или информационно-справочной литературы, а также позволяют проводить сравнение и оценку характеристик учебных заведений независимо от их месторасположения и удаленности.

Порталы, как правило, включают в каталоги и ресурсы других порталов и сайтов, представляя пользователю методологические наработки и способы организации образовательных ресурсов, сервисов и служб других порталов и сайтов в условиях принципиальной децентрализации их расположения и содержания. Это означает, что виртуальные представительства учебных заведений, разработчиков новых методик преподавания и образовательного контента, личные сайты научных работников будут многократно интегрированы в Интернет-среду, доступность информации для пользователей будет осуществляться с помощью универсального набора сервисных служб и единых каталогов информационных образовательных ресурсов.

Предоставление пользователю всего спектра возможностей по формированию функциональных сайтов позволяет строить собственные образовательные ресурсы на основании стандартизованных блоков («учебных кирпичиков») при освоении учебных дисциплин, выполнении дипломной работы, написании диссертации или повышении квалификации. Сайт помогает преподавателям выявить типичные ошибки, которые возникают в процессе изучения учебного материала, разработать индивидуальные маршруты для самостоятельного, очного или дистанционного обучения.

Интернет служит средством развития активности школьника через участие в проектной деятельности, в том числе и по созданию сайтов (наполнение их содержанием, их графическое, звуковое, художественное оформление с использованием современных технических средств — фотоаппаратов, видеокамер и т. д.) и представлению (презентации) результатов работы с использованием компьютерных видео технологий.

В этой связи задача школы — сформировать у учащихся хотя бы элементарные навыки работы с сетью. Школьники должны уметь эффективно пользоваться возможностями сети: ресурсами, электронной почтой, посетить чат, форум, принять участие в электронном голосовании, пользоваться машинами поиска, получить из сети музыкальный, графический или видеофайл, подписаться на список рассылки. Учащиеся должны знать: виды электронных адресов, способы доступа в Интернет, принципы поиска информации, иметь представление о гипертексте. Самое главное — школьники должны быть информированы о структуре и содержании образовательных ресурсов сети, практически ориентироваться «на виртуальной местности», понимать, чем и как может Интернет помочь их образованию и уметь применять эти возможности в повседневной учебной деятельности.

В зависимости от вида предоставляемых услуг, предметной области, положения в информационной иерархии и других характеристик сайты и порталы делятся на официальные и неофициальные, федеральные и региональные, вертикальные и горизонтальные, отраслевые и предметные, дистанционного и очного обучения, сайты исследовательских работ, сайты учащихся, преподавателей, научных работников, консультативного назначения по общеобразовательным предметам, сайты виртуальных методических объединений, сайты для тематических телеконференций и чатов в режиме on-line по вопросам образования, сайты для повышения квалификации педагогических кадров, сайты телекоммуникационных олимпиад, конкурсов и викторин, сайты информационно-развлекательных проектов образовательной тематики, сайты высших учебных заведений, колледжей, общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, электронные библиотеки, виртуальные журналы и газеты образовательной тематики, музеи, клубы, сайты справочного характера: электронные энциклопедии, словари, справочники, каталоги, базы данных, сайты смешанного типа и др.

Официальные сайты содержат наиболее важные нормативные документы, информирующие и регламентирующие правительственные и ведомственные решения, связанные с модернизацией и дальнейшим развитием системы образования, нормативно-правовым регулированием в данной области, научно-технической и инновационной деятельностью, оперативную информацию о проводимой государственной политике в сфере образования и науке.

Ниже приведен список официальных сайтов, которые обозначены на федеральном портале «Российское образование».
Сервер органов государственной власти Российской Федерации  https://www.gov.ru/
Правительство Российской Федерации https://www.gov.ru/
Министрество образования и науки Российской Федерации  https://www.mon.gov.ru/
Сайт Департамента по молодежной политике,       https://www.youthrf.nm.ru/ воспитанию и социальной защите детей Минобр-науки России
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки    https://www.obrnadzor.gov.ru/
Высшая аттестационная комиссия https://vak.ed.gov.ru/
Информационно-методический центр по аттестации    https://www.imtsa.ru/ образовательных организаций
Центр государственной аккредитации https://www.nica.ru/
Федеральное агентство по образованию https://www.ed.gov.ru/
Федеральный экспертный совет по учебной литературе –   https://fes.mto.ru/
Национальный фонд подготовки кадров https://www.ntf.ru/rus/index.htm
Сайт системы дополнительного профессионального образования   https://www.gain.ru/
Ресурсный центр обеспечения содержания общего    https://resurs.mto.ru/ образования
Отраслевой специализированный ресурсный центр  https://www.rescenter.ru/
Головной информационный центр учебного книгоиздания  https://www.ndce.ru
Федеральное агентство по науке и инновациям     https://www.fasi.gov.ru/

Федеральные сайты содержат официальные и нормативные материалы по образованию и науке, воспитанию и социальной защите детей, аттестации, аккредитации и лицензированию образовательных учреждений, обеспечению школьников и студентов учебно-методическими пособиями, техническими средствами, повышению квалификации кадров. Сайты организаций органов управления содержат нормативные и методические материалы, регламентирующие управленческую и учебную деятельность.
Федеральные и региональные порталы условно делятся на горизонтальные (для сбора ресурсов по широкой тематике) и вертикальные (для сбора более полных ресурсов по узкой тематике). Федеральные и региональные порталы обеспечивают основные ресурсы в области образования, предоставляют возможности для дистанционного и заочного образования, делают доступным образование для различных категорий пользователей вне зависимости от их географического расположения.

Федеральный портал является центральным, системообразующим, группирует вокруг себя остальные интернет-порталы по уровням образования, предметным областям, специализации. Он содержит наиболее полную информацию об образовании в нашей стране, информацию и ссылки на образовательные ресурсы сайтов электронных библиотек, баз данных. Веб-сервер в Интернете доступен по адресу https://www.edu.ru/
Наряду с федеральными и региональными порталами в сети функционируют информационно-образовательные сайты и порталы учреждений, межшкольных и методических объединений, отдельных лиц, в которых содержатся материалы или ссылки на них по актуальным проблемам воспитания, размещены материалы дискуссий, журнальные и газетные статьи, авторефераты диссертаций, монографии, книги. Многие сайты касаются отдельных проблем обучения и воспитания дошкольников, школьников, учащихся коррекционных школ, инвалидов, одаренных детей, студентов и т. д.

В сети Интернет функционирует ряд сайтов и порталов, имеющих непосредственное отношение к управлению образовательными учреждениями, аттестации и аккредитации учебных заведений, молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. Такого рода сайты в Интернете созданы Министерством образования и науки, региональными, краевыми, городскими отделами департаментов образования Воронежа, Глазова, Москвы, Петербурга, Иркутска, Калининграда, Костромы и др. В недалеком будущем каждый город будет иметь свой сайт в области образования.

Содержание сайтов городских и окружных отделов связанно с реализацией государственной политики в области образования, анализом и прогнозом развития образования и науки, качества выполнения государственных образовательных стандартов, аттестацией и лицензированием образовательных учреждений, научно-методическим руководством учебно-воспитательным процессом, кадровой политикой. Знакомство с документами, помещенными на сайтах, дает работникам управления и администраторам узнать, каким образом решаются на местах те или иные проблемы, обменяться опытом работы с коллегами и тем самым повысить эффективность управленческой деятельности в избранной сфере.

Для работников образования представляют интерес наиболее крупные порталы, входящие в систему федеральных порталов:
Российский общеобразовательный портал https://www.school.edu.ru/
Портал дополнительного образования детей         https://www.vidod.edu.ru/
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена  https://www.ege.edu.ru/
Естественно-научный образовательный портал      https://www.en.edu.ru/
Федеральный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»     https://www.ecsocman.edu.ru/
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»       https://www.law.edu.ru/
Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» https://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Инженерное образование»   https://www.techno.edu.ru/
Портал «Информационно-коммуникационные  технологии в образовании»    https://www.ict.edu.ru/
Российский портал открытого образования   https://www.openet.edu.ru/
Поддержка процессов обучения в странах СНГ      https://www.sng.edu.ru/
Название порталов говорит об их содержании.
Список источников образовательных ресурсов в сети Интернет велик и включает тысячи адресов. Для поиска информации в Интернете существуют специальные программы (поисковые машины), которые собирают информацию с веб-страниц и индексируют их. Пользователям выдается результат поиска — список ссылок на документы (веб-страницы), соответствующие определенному запросу. Поисковые машины могут вести глобальный или локальный поиск, сфера которого ограничивается национальным доменом, искать информацию по тематическим каталогам и новостным порталам, рейтингу, рубрикаторам и тезаурусам.

Ниже приведены веб-адреса различных поисковых средств, использование которых дает возможность получить доступ ко множеству документов, в том числе по вопросам образования и педагогики: поисковая система «Апорт» https://www.aport.ru/;
поисковый Интернет-ресурс «Яndeх» https://www.yandex.ru/; и
нформационно-поисковая система «Rambler» https://www.rambler.ru/;
«Mail.rm-портал https://win.mail.ru/;
многоязычная поисковая система «Google» https://www.google.com/;
крупнейший энциклопедический ресурс Интернета «Рубрикой» https://www.rubricon.ru/

Кроме поисковых систем, непосредственную информацию по всем областям образования можно найти, например, на сайте «Все образование Интернета» https://www.catalog.alledu.ru/, для студентов и преподавателей вузов ценные материалы содержит «Сервер российского студенчества» https://students.ru/ и «Система WWW-серверов вузов России» https://vuz.unicor.ru/

В России существуют около 800 электронных библиотек, в которых собрана обширная информация по дидактике, теории воспитания, управления образованием. Адреса российских библиотек и архивы России находятся на сайтах https://www.shpl.ru/adress/email/ и https://www.openweb.ru/rusarch Из библиотек, прежде всего, отметим Государственную научную педагогическую библиотеку им. К. Д. Ушинского — информационно-библиографический центр в области педагогики и образования, отраслевой научно-методический центр библиотек общеобразовательных учреждений, начального профессионального и дополнительного педагогического образования. С 1994 г. библиотека начала создавать электронную базу данных (БД) по педагогике и образованию. В настоящее время БД включает около 100 тыс. описаний отечественных и иностранных изданий: монографий, сборников трудов институтов, материалы конференций, авторефератов диссертаций, учебных и методических пособий, статей из российской и зарубежной периодики с аннотациями. В библиотеке открыт Интернет-класс, обеспечивающий доступ читателям к мировым информационным ресурсам. Веб-сервер в Интернете доступен по адресу https://www.gnpbu.iip.net/

Информация о разных сторонах столичного образования: структура и управление образованием, проекты в области общего и профессионального образования, данные по окружным управлениям образования; сведения о школах и высших учебных заведениях столицы, документы и публикации по вопросам образования — широко представлена на официальном сервере Департамента образования Москвы https://www.educom.ru/

Из зарубежных образовательных ресурсов наиболее значимые: Департамент образования и занятости Великобритании https://www.open.gov.uk/; Министерство образования, науки, исследований и технологии Германии https://www.bmdf.de/; Департамент образования США https://www.ed.gov/; Министерство образования Франции https://www.mesr.fr/; сервер ЮНЕСКО МБП https://www.unicc.org/ibe/

Фундаментальный каталог мира Библиотека конгресса США предоставляет круглосуточный доступ к сведениям о более чем 12 млн. единиц хранения: книги, периодические издания, карты, ноты, компьютерные файлы и рукописи. Среди прочих содержится много русскоязычных материалов. Каталог имеет эффективный механизм для проведения многоаспектного поиска по сочетанию нескольких полей https://Lcweb.log.gov/

Особый интерес для работников образования представляет Education Resource Information Center — ERIC — Информационный центр образовательных ресурсов https://www.accesseric.org/ Это наиболее полная и известная информационная система в мире, позволяющая получить исчерпывающие данные по системе дошкольного, начального, общего и профессионального обучения, ознакомиться с научными исследованиями и разработками во всех областях педагогики и образования, которые ведутся в других странах.

Использование образовательных Интернет-ресурсов создает условия для создания единого информационно-образовательного пространства, обеспечивает пользователям доступ к отечественным и зарубежным источникам информации, предоставляет разным группам учащихся возможность выбора формы обучения и уровня образования, открывает новые перспективы для индивидуализации обучения, выбора профессии, позволяет существенно улучшить формы открытого образования и использование дистанционных технологий обучения в режиме on line. Для осуществления этих целей создана система взаимосвязанных образовательных порталов, серверов и сайтов в области образования, условия для доступа к ресурсам библиотек, учебных заведений, работы в режиме видеоконференции и т. д.

Использование образовательных ресурсов сети Интернет открывает широкие возможности доступа к информационным ресурсам и технологиям при проведении учебного процесса, проверки уровня знаний по школьным и институтским дисциплинам; проведения различного уровня социологических опросов, оперативной обработки и обобщения результатов массовых социологических исследований, подготовки и повышения квалификации кадров. Это, в свою очередь, предполагает всеобщую компьютерную грамотность, создание условий для интенсификации информационного обмена между всеми звеньями системы непрерывного образования.

Единая коллекция ЦОР
Единая коллекция цифровых образовательных  ресурсов
Работы по формированию коллекции осуществляются с марта 2005 года.
Создание коллекции ведется в двух направлениях:
•    создание хранилища коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
•    содержательное наполнение коллекции.
Организацией, выигравшей конкурс на создание хранилища коллекции ЦОР, является ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». В настоящее время разработаны: программное обеспечение и комплекс регламентов, обеспечивающих функционирование хранилища.
Адрес коллекции в Интернет: https://school-collection.edu.ru.
Сегодня в коллекции в открытом доступе находится около 42 тысяч цифровых образовательных ресурсов, включая:
•    пробные наборы ЦОР к учебникам и учебным планам;
•    ресурсы коллекции русской классической музыки;
•    ресурсы коллекции зарубежной классической музыки;
•    ресурсы коллекции зарубежной художественной литературы
•    материалы (задачи, анимационные ресурсы, видеозаписи лекций, конспекты разработок уроков, словарь-справочник) по математике;
•    интерактивные мультимедиа-ресурсы по естественным наукам;
•    видеоопыты по неорганической химии;
•    видеоопыты по органической химии;
•    электронные издания: энциклопедия «Кругосвет», журнал «Квант», журнал «Наука и жизнь», журнал «Химия и жизнь»;
•    аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии;
•    ресурсы, разработанные в рамках ФЦП РЕОИС (учебные CD для общего образования и учебные CD для начального профессионального образования);
•    инструменты для организации и планирования учебного процесса (программы «1С: ХроноГраф Школа 2.5» для администрирования деятельности общеобразовательного учреждения и «ХроноГраф 3.0 Мастер» для планирования и оперативного управления учебным процессом).
Коллекция формируется на основании списка потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах, который разрабатывается издательством «Просвещение», Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования и Институтом новых технологий. Помимо списков потребностей в рамках данного контракта разработан предметно-тематический рубрикатор, на основе которого осуществляется структуризация ресурсов коллекции, строится система навигации и поиска ЦОР.
В коллекции реализованы инструменты поиска ресурсов, позволяющие быстро найти различные виды материалов, которые рекомендуется использовать в определенном классе на уроках по выбранному предмету, теме.
Также реализована возможность осуществлять более точный поиск по широкому кругу параметров
Единая коллекция ЦОР будет включать следующие типы ресурсов:
•    информационные источники (например, оцифрованные тексты литературных произведений, цифровые копии произведений живописи, записи музыкальных произведений, модели физических и физических опытов),
•    информационные инструменты (например, текстовые графические, музыкальные редакторы, виртуальные лаборатории, интерактивные географические и исторические карты),
•    регламенты и нормативные документы (например, учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений)
Большинство ресурсов коллекции будет снабжено методическими рекомендациями по организации образовательного процесса с их использованием.
Ресурсы коллекции адресованы, прежде всего, учителям и учащимся. Они должны обеспечить потребности как «массового» учителя, который загружен работой и стремится использовать готовые разработки, так и творческого педагога-методиста, самостоятельно планирующего уроки и разрабатывающего отдельные учебные материалы к ним. Ресурсы коллекции должны помочь учащимся, не только освоить образовательный минимум, зафиксированный в стандарте, но и мотивировать их к самостоятельному освоению знаний, углубленному изучению предмета, к расширению собственной эрудиции.
Потенциальными пользователями коллекции будут выступать и другие субъекты образовательного процесса: родители, администраторы системы образования и пр.
В качестве источников пополнения коллекции выступают:
•    ресурсы, разрабатываемые и закупаемые в проекте ИСО,
•    ресурсы, поступающие из других источников (РЕОИС, ФЦПРО и др.),
•    ресурсы, передаваемые в коллекцию государственными организациями-правообладателями (музеями, архивами, библиотеками, фондами и пр.),
•    ресурсы, разрабатываемые учителями и региональные материалы.
Одним из важнейших источников пополнения коллекции могут стать массивы ЦОР, накопленные организациями-производителями цифровых образовательных ресурсов в ходе реализации федеральной целевой программы РЕОИС и собственной коммерческой деятельности. Эти объекты позволят заложить основу предметных коллекций по всем основным предметам базисного учебного плана, поэтому НФПК проводит переговоры с организациями-разработчиками ЦОР, целью которых является достижение соглашений об их передаче в Единую коллекцию.
Еще одним источником комплектования коллекции могут служить фонды музеев, библиотек, архивов и пр.
На данный момент заключены контракты и ведется работа по подготовке ресурсов к размещению в хранилище следующих коллекций ЦОР:
•    коллекции задач по курсу физики для общего образования (ELSP/A2/Gr/005-1);
•    коллекции интерактивных моделей по курсу физики для общего образования (ELSP/А2/Gr/005-2);
•    информационный геокомплекс (ИГК), предназначенного для использования в процессе обучения географии в общеобразовательной школе и включающего программный инструмент для работы с цифровыми географическими картам, а также комплект цифровых географических карт и снимков, полученных с искусственных спутников Земли (ELSP/А2/Gr/005/03-07);
•    коллекции цифровых копий произведений живописи, входящих в собрание Государственной Третьяковской галереи (ELSP/A2/C/057);
•    коллекции цифровых копий произведений зарубежной литературы (ELSP/А2/C/058);
•    коллекции цифровых копий произведений русской живописи, входящих в собрание Государственного Русского музея (ELSP/A2/С/063);
•    коллекции дидактических материалов на основе спутниковых данных дистанционного зондирования Земли из космоса для использования в процессе обучения географии
в общеобразовательной школе (ELSP/A2/C/064);
•    коллекции видеопрограмм «Утраченный Петербург» (ELSP/A2/C/065).
Достигнуто соглашение с руководством Музея Татарстана, Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Государственного Биологического музея им. К.А. Тимирязева, Бруклинского музея о передаче ресурсов в Единую коллекцию.
Ведутся работы по включению в Единую коллекцию свободных (открытых) информационных ресурсов. Выдвинуты предложения о сотрудничестве в адрес ряда держателей сайтов открытых ресурсов, в том числе Фонда охраны природы «ФЛОРЭНИМАЛ», сайта «Алхимик», Химического факультета МГУ им. Ломоносова, Всемирного фонда дикой природы, и др. Рассматриваются юридические, логистические и технические аспекты взаимодействия в целях размещения данных ресурсов в Единой коллекции ЦОР.