История возникновения социальных сетей и профессиональных сообществ в сети. Профессиональные сообщества учителей

Задание. Ознакомиться с информацией

1.1. Определение

Социальная сеть (англ. social network) — социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними.
1.2. История

Термин «Социальная сеть» был введён задолго до появления Интернета и собственно современных интернет-сетей, ещё в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом.

Современно понятие в простом виде означает некий круг знакомых человека, где есть сам человек – центр социальной сети, его знакомые – ветки этой социальной сети и отношения между этими людьми – связи. Если рассматривать социальную сеть более глубоко, можно обнаружить, что связи делятся по типам: односторонние и двусторонние; сети друзей, коллег, одноклассников, однокурсников и т.д.
Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).
Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.

Во второй половине 20 века социальные сети стали активно развиваться как научная концепция, сначала они стали популярны на западе, чуть позже пришли и к нам. Затем это обычное профессиональное понятие социологов превратилось в модную концепцию, являющуюся одной из центральных в концепции веб 2.0, которую как понятие впервые ввёл Тим О’Рейли 30 сентября 2005 года в своей статье «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0».

Первыми компьютерными социальными сетями стали, как ни странно, всё те же группы людей, использовавшие для создания и поддержания социальных связей средства компьютерного общения, которыми стала электронная почта. Случилось это 2 октября 1971 года – день первого сообщения, отправленного на удалённый компьютер, а первыми пользователями социальной сети стали военные в сети ARPA Net. Это был первый шаг к созданию Интернета и современных социальных интернет-сетей.

Следующим шагом стало изобретение IRC (англ. Internet Relay Chat — ретранслируемый интернет-чат) – сервисной системы для общения в режиме реального времени. IRC или «ирка», как ёё ещё называют, была создана в 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом. Это были уже более «продвинутые» социальные сети, однако ещё далекие от современных.

Из изобретения компьютеров, электронной почты, IRC и многих других 7 августа 1991 года вытекло изобретение Интернета. Именно в этот день британский ученый Тим Бернерс-Ли впервые опубликовал первые интернет-странички и сделал тем самым следующий шаг к современным социальным сетям.

И вот в 1995 году появилась первая, приближенная к современным, социальная сеть Classmates.com, которую создал Рэнди Конрад, владелец компании Classmates Online, Inc. Этот сайт помогал зарегистрированным посетителям находить и поддерживать отношения с друзьями, одноклассниками, однокурсниками и другими знакомыми людьми. Сейчас в этой сети зарегистрировано более 40 миллионов людей, преимущественно из США и Канады.
Все социальные сети имеют ряд общих черт: наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать; вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля); настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).
По мнению исследователей, социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. И это дает основания утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, но и мощным маркетинговым инструментом, более того, исследователи полагают, что вскоре они станут необходимым инструментом для ведения деятельности. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров.
С технической точки зрения, социальная сеть — интерактивный многопользовательский web-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.

Профессиональные сообщества учителей
Задания к уроку :
1. Укажите адреса сетевых сообществ педагогов, которых нет в лекции. Зарегистрируйтесь а одном из сообществ и разместите там свой материал (желательно, если это будет какое-то конкурсное мероприятие), пришлите ссылку.

2. На сайте сетевого сообщества опубликуйте аннотацию на любой размещенный там материал и пришлите ссылку на неё.

3. Примите участие в каком-либо форуме и укажите адрес и Ваш ник.

Лекция
Профессиональные сообщества учителей
Профессиональное сетевое сообщество – это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.
Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Цели сетевого сообщества:
• создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
• организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
• инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
• обмен опытом учения-обучения;
• распространение успешных педагогических практик;
• поддержка новых образовательных инициатив.
С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.
Сетевое сообщество = простые действия участников + обмен сообщениями + социальные сервисы
Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:
• Совместное мышление. Наша познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.
• Толерантность. Нам важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов нашего общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказываются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.
• Освоение децентрализованных моделей и экологических стратегий. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и тоже время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции. Эта новая модель сетевого взаимодействия может использоваться в педагогической практике для освоения учениками идей децентрализации и экологических стратегий.
• Критичность мышления. Коллективная, сообщная деятельность множества агентов, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий. Мы можем рассказывать обучающимся о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.
Анализ деятельность различных сетевых профессиональных сообществ показывает, успеху социально-педагогической сети способствуют следующие факторы:
1. Наличие удобных и разнообразных инструментов для организации личного пространства;
2. Постоянные нововведения, подогревающие интерес к активностям сети;
3. Использование не самостоятельно разработанных, но популярных удобных сервисов;
4. Наличие инструментов и сетевого пространства для самовыражения без страха быть осмеянным и непринятым;
5. Учет психологических, возрастных, социальных предпочтений потребителей;
6. Использование интересов пользователей для проблематизации и постановки актуальных для заказчика задач;
7. Поощрения, стимулирование, публичное признание достижений наиболее активных участников;
8. Толерантное, креативное, реактивное моделирование и руководство сообществами.
Кадровый анализ педагогов – участников профессиональных сообществ «Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «Всероссийский августовский педсовет» убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие – это взаимодействие учителей-профессионалов. Свыше 80% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты, что позволяет выстроить особую систему тьюторства в сети, которая включает в себя многочисленные мастер-классы, консультативные линии, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации. Использование таких ресурсов и возможностей позволяет каждому участнику сетевых профессиональных сообществ выбрать собственную траекторию профессионального роста. Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Часто нам не хватает время для этого. Сетевое сообщество учителей помогает учителям в удобное время, имея доступ к Интернету, общаться со своими коллегами и единомышленниками. А это повышает уровень профессиональной культуры.
Сетевое сообщество педагогов:
Как явление:
Сетевое педагогическое сообщество — это сетевое явление, предполагающее взаимодействие субъектов (педагогов) в процессе решения конкретных вопросов профессиональной деятельности.
Как форма:
Сетевое педагогическое сообщество — это открытая форма, объединяющая постоянно пополняющийся комплекс звеньев, способная к неограниченному расширению.
Цель педагогического сообщества:
Определяется создателями сообщества, в дальнейшем может корректироваться под воздействием мнения членов сообщества. Цель всегда лежит в области решения профессиональных задач, стоящих перед системой образования.
Виды:
• Монопредметные;
• Надпредметные;
• Мультипредметные;
• Федеральные, региональные, муниципальные, школьные
• Дискуссия

В сетевых педагогических сообществах возможно поддерживать активность, используя следующие формы деятельности:
• Обучающий семинар
• Виртуальная конференция
• Конкурс
• Проект
• Акция
• Виртуальная вечеринка
• “Мастерская”или мастер-класс
• Опрос
• Обсуждение в чате
• Фестиваль проектов
• Телеконференция
• Проектировочный семинар
В сетевых педагогических сообществах возможно поддерживать активность, используя следующие средства:
Средством в данном случае будет являться набор инструментов, позволяющих управлять контентом сообщества. Например:
o Инструмент для содания дочернего сообщества, внутри основног;
o Инструмент создания Вики страницы;
o Блог;
o Форум;
o Форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка);
o Фотогалерея;
o Инструмент создания объявлений и сообщений;
o и.т.д.
o Формы могут быть интегрированными. Например блог может быть не только текстовые, но и позволять добавлять в комментарии фотогалереи, с возможностью голосования .
Ссылки на педагогические сообщества:
10. Открытый класс; (Активно развивающееся федеральное сообщество, предоставляющее членам сообщества полноценный набор инструментов для реализации творческого потенциала и решения профессиональных задач, посредством сетевого взаимодействия между членами сообщества.)
11. СоцОбраз;
12. Сообщество творческих учителей;
13. Научная школа Хуторского;
14. Интергуру;
15. RusEdu;
16. Общероссийское педагогическое экспертное Интернет-сообщество
Дополнительные материалы:
Роль педагогических сетевых сообществ в развитие современного педагога
Определение понятия Сетевое педагогическое сообщество

Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. В этой главе мы рассмотрим некоторые сетевые сообщества, а именно, виртуальные объединения учителей в нашей стране и за рубежом. Это – Содружество методических объединений (СОМ) https://center.fio.ru/som/, Всероссийский @вгустовский Интернет-Педсовет https://pedsovet.alledu.ru, «Интернет – государство учителей» (ИнтерГУру www.intergu.ru), некоторые региональные объединения учителей России и Еропейская Школьная Сеть www.eun.org.
Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети интернет?
Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразования, деятельность, связанная с повышением квалификации.
В Росси в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей предметников, например, на сайте Федерации Интернет Образования, Московского центра интернет-образования https://center.fio.ru/som/ СОМ – Содружество методических объединений – это раздел сайта, предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем размещаются различные материалы по курсам общеобразовательной школы: английскому языку, астрономии, биологии, географии, информатике, истории, литературе, математике, обществоведению, русскому языку, физике, химии и по предметам начальной школы. На страницах, посвященных любому учебному предмету, можно найти: минимумы или стандарты образования; рекомендованные МО РФ или авторские программы; примерные поурочные планы; методические рекомендации по использованию компьютерных технологий и интернет-технологий на уроке; методические рекомендации по преподаванию конкретных тем; аннотации CD-ROM образовательного назначения и методики работы с ними; интересные научные факты и открытия; варианты контрольных, тестовых и лабораторных работ; учебную и методическую литературу по предметам, а также аннотации новых публикаций (как электронных так и традиционной печатной продукции); биографии ученых; аннотированные ссылки на Интернет-ресурсы образовательного назначения; интересные исследовательские работы учащихся; информацию о конференциях, форумах, а также, новости сети; и многое-многое другое. СОМ – это профессиональное сообщество учителей, единое образовательное пространство, предоставляющее максимальные возможности для обмена информацией, опытом, повышения профессионального уровня, для наиболее полного использования образовательного потенциала учителя в современном обществе.
Министерство образования РФ, Федерация Интернет Образования предлагают другую форму общения работников образования. Накануне нового учебного года глобальная сеть Интернет ежегодно приглашает всех учителей, работников образования на очередной Всероссийский традиционный виртуальный педагогический совет https://pedsovet.alledu.ru . Интернет-педсовет – это безграничное пространство для общения учителей на расстоянии, это одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Интернет-педсовет – это сетевое сообщество работников образования. Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сёл делятся своим опытом работы, обсуждают волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учёными, специалистами системы образования. Важно отметить, что процент участников из сельской местности ежегодно увеличивается. Сегодня темы педсовета волнуют все педагогические коллективы. Благодаря реализации государственной программы «Компьютеризация сельских школ», учителя многих сельских школ получили возможность активного участия в интернет-педсовете. Участники Всероссийского интернет-педсовета обсуждают актуальные вопросы процесса модернизации школы, дистанционного обучения, делятся своими успехами в школе, городе, селе, районе. В настоящее время в сети Интернет можно найти множество разнообразных курсов для учителей и школьников. Как правило, они проводятся отдельными центрами в разных регионах страны по своему собственному плану. Это всевозможные виртуальные викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и т.д. В своём большинстве, данные мероприятия, безусловно, полезны, но существуют и такие, которые организуют малоквалифицированные специалисты, не владеющие педагогическими технологиями. Поэтому многие педагоги поддерживают идею создания централизованной государственной программы дистанционного обучения переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Бурное развитие информационных технологий позволяет осуществить данную идею. Виртуальные педагогические советы объединяют учителей-единомышленников, способствуют образованию педагогических сообществ.
Другой пример сетевого сообщества российских учителей это проект «Интернет – государство учителей» (ИнтерГУру www.intergu.ru), проект Минобразования России, ФИО, издательства «Просвещение». Основная цель проекта – Создание сетевого сообщества творческих учителей.
Цели и задачи данного сообщества:
1. Оказание поддержки профессиональной деятельности учителя
2. Предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность
3. Создание и поддержка новых образовательных инициатив
4. Создание единого информационного педагогического ресурса
5. Организация практической деятельности учителей в сети.
6. Развитие и реализация творческих способностей участников проектов
7. Создание пространства психологической комфортности учителя.
ИнтерГУру – это открытая система самостоятельных сетевых проектов («Территорий»), связанных между собой игровой экономической схемой. Основные виды деятельности «Интернет-государства учителей»: знакомство участников с образовательными ресурсами, обсуждение проблем образования, участие в деловых играх, обмен опытом работы, консультации со специалистами, тестирование по различным областям знаний, создание своих тестов и методическая помощь учителям.
Информационное пространство, предназначенное для учителей и учащихся, уже давно зарекомендовало себя в Европейской сети. Это сервер Европейской школьной сети (www.eun.org). Европейская Школьная Сеть – это международное сообщество более чем 26 Европейских Министерств образования, целью которого является внедрение информационных и коммуникационных технологий (ICT – Information and Communications Technology) в образование Европы. Главный офис находится в Брюсселе (Бельгия), более 30 специалистов организуют деятельность этого сообщества.
Одним из значительных разделов Европейской Школьной Сети является Виртуальная школа (Virtual School) https://www.eun.org/vs.
Виртуальная Школа создана учителями для учителей и является «местом встречи» учителей из разных стран для обсуждения методических вопросов, планов уроков, обмена опытом использования информационных технологий в процессе обучения разным предметам. Учителя единодушно заявляют: «Мы поддерживаем использование информационных технологий в школах. Это облегчает процесс объединения школ Европы». Виртуальная Школа образована группой европейских учителей, которые создали сообща различные образовательные ресурсы. Сто учителей из 17 стран Европы собрали образовательный материал по направлениям: искусство, биология, химия, культура, экономика и бизнес, английский язык, французский язык, испанский язык, окружающая среда, география, история, литература, математика, музыка, физика, начальная школа и др. Учителям предоставляется возможность размещения на сайте интересных разработок своих уроков, внеклассных мероприятий и других материалов для того, чтобы большее количество людей могли воспользоваться ресурсами.

Сеть творческих учителей. Крупнейший учительский Интернет-проект России. Широкая площадка созидательного взаимодействия ПРОФЕССИОНАЛОВ – свыше 80% активной аудитории портала – учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты.
Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ – фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы, Методический марафон и многое другое.
В настоящее время активными участниками проекта, зарегистрировавшимися для доступа к интерактивным функциям портала, стали свыше 67.000 российских и зарубежных преподавателей (к середине января 2010 г).
Его работа организована в более чем 80 сетевых сообществах и 55 творческих группах на базе федерального и 42 региональных разделов. Общее число посещений портала с января 2006 года уже превысило 31,5 млн. Ежедневно портал посещает около 20 000 педагогов.
https://it-n.ru/

2. Сетевое сообщество ИнтерГУ.ru. Можно получить консультацию от коллег или специалистов, обсудить проблемы образования, поделиться опытом.
https://www.intergu.ru/i

3. Сетевое сообщество педагогов RusEdu. Входит в группу образовательных сайтов, которая включает в себя множество сайтов образовательной и педагогической тематики
https://rusedu.net/

4. Сайты образовательного проекта RusEdu. Можно найти разработки педагогов, новости образования, дебат-клуб, архив учебных программ, методическая копилка.
https://rusedu.net/static/1/bookmark

5. Сообщество СоцОбраз. Сетевое социально-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, методистов, социальных педагогов, психологов, специалистов дополнительного образования и родителей). Блоги, сетевые консультации, разработки, статьи.
https://wiki.iot.ru/index.php/

6. Профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру». Предназначено для удовлетворения потребностей педагогов в обмене информацией, общении и самореализации.
https://metodisty.ru/

7. Сообщества программы Intel. Администрация и участники, ищут единомышленников, чтобы вместе обсуждать последние новости, обмениваться мнениями и воплощать новые идеи.
Сообщество станет площадкой для сотрудничества и взаимопомощи. Помимо традиционных разделов с блогами и форумом на сайте действует Клуб экспертов.
https://www.iteach.ru/community.php

8. Педсовет.su. Педагогическое сообщество Е.Пашковой. Образовательный сайт, интернет-сообщество (социальную сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования. Окажет различную поддержку и помощь, как начинающим педагогам, так и опытным учителям. Каждый зарегистрированный пользователь может разместить на этом сайте любой, полезный, на его взгляд, материал: от комментария и ссылки до собственного учебника.
https://pedsovet.su/