Чтение художественной литературы, как средство всестороннего развития дошкольника (индивидуальный план развития)

Введение.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного,  нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы разнообразны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя.    Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические представления. По словам В.А.Сухомлинского, чтение книг – это тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.  По мнению О.С. Ушаковой, художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

В детском саду младших дошкольников знакомят с литературными произведениями разных жанров: рассказами, сказками, стихотворениями, пословицами, поговорками, потешками и т.д.  Перед воспитателями ставится цель овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач  развития свободного  общения с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи в различных формах детской деятельности.

Приобщаясь к художественной литературе, ребенок младшего дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действия и состояния, однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимения.

У ребенка формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает   основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение. Начинают появляться  и сложные формы предложений, состоящие из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные  через союзы. Средствами художественного слова ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок получает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, – это  необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К.И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо и т.д. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравится произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ладушки», «Козе», «Сороке -белобоке», – это блестящий мини-спектакль где ребенок и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает национальный колорит русской поэзии, ее дух, отчего литература становится для него поистине родной.

Педагогическая характеристика на М. Н.

Дата рождения: 05.07.2011 г.

М. живет в полной семье, состоящей из четырех человек(мать, отчим, сестра), родная сестра В. в возрасте 2 лет посещает детский сад.

Взаимоотношения  родителей  и М. доверительные, доброжелательные.

Девочка обеспечена всеми необходимыми условиями для нормального развития. Особенно близка девочка с бабушкой, которая регулярно интересуется успехами М., посещает родительские собрания и праздники, принимает активное участие в жизни ДОУ вместе с мамой.

Период адаптации прошел спокойно, девочка с желанием посещает детский сад.

Стиль  отношения  со  сверстниками  зависит  от  ситуации.  М.  часто конфликтует, может  устроить  истерику: топать ногами, кричать, сильно  плакать, бросать предметы. В  течение   недолгого  времени  успокаивается  и  возвращается  к  игре. Требует  постоянного к себе  внимания со  стороны  взрослого и  сверстников, стремится  быть лидером в любой деятельности. Правила  поведения  знает,  но не всегда выполняет. Недостаточно умеет  управлять  своими эмоциями, при  возникновении  трудностей  раздражается,  на замечания реагирует болезненно.

Отмечаются трудности в освоении программного материала. Затрудняется в соотношении предметов по величине, форме, цвету. Затрудняется в классификации предметов, подборе обобщающих слов. Развитие мелкой моторики не соответствует возрасту.

Социально-бытовые и навыки личной гигиены сформированы не в полной мере. Речевое развитие ребёнка ниже возрастной нормы, имеются трудности в произношении звуков. Словарь бедный, в речи использует в основном отдельные слова.

Мама  знает  о речевых  проблемах  М. и желает  обследовать  ее на  ПМПК с  целью определения  вариантов обучения . В детском  саду   есть  все  возможности  ,  чтобы  обеспечить  коррекционный  процесс  для  ребенка.

На занятиях пассивна, отвечает на вопросы только когда конкретно обращаются к ней.  Голос  тихий,  речь  невнятная, движения  скованные. Уровень  знаний  и  развитие  познавательных  процессов  не соответствуют возрасту. Программный материал усваивает слабо. Одинаково  относится  ко  всем занятиям, конкретных предпочтений нет. Интереса к  процессу познания  не  испытывает, быстро  утомляется и начинает отвлекаться на  внешние раздражители. Элементарными  математическими  представлениями владеет  слабо. Речевое развитие отстаёт от возрастной нормы.

Родители знают  о речевых  проблемах  ребенка  и  желают  обследовать  его  на  ПМПК   с  целью определения  вариантов обучения.

Как видно из выше приведенной педагогической характеристики у ребенка наблюдается не сформированность культурно-гигиенических навыков. Исходя из этого можно поставить следующие цели и задачи, так же подобрать список литературы.

Цель: формирование культурно–гигиенических навыков у детей дошкольного возраста через использование художественного слова.

Задачи :

  1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста.
  2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
  3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

К. Чуковский «Мойдодыр»

А. Барто «Девочка чумазая»

З. Александрова «Катя в яслях»

Е. Благинина «Аленушка»

И. Муравейка «Я сама»

К. Чуковский «Федорино горе»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

Н. Павлова «Чьи башмачки»

З. Александрова «Вкусная Каша»

Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

«Водичка, водичка»

«Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять»

«Пошел котик на торжок»

«Мы за стол садимся кушать»

Данная литература реализует следующие задачи:

  1. Приучить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками.
  2. Формировать умение у детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот).
  3. Воспитывать желание всегда быть аккуратным и опрятным. Закреплять умение снимать одежду в определённой последовательности вешать на стул.
  4. Учить отжимать воду с рук(кулачки),не капать на пол, пользоваться своим полотенцем, своевременно пользоваться туалетом,
  5. Приучать детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом; совершенствовать навыки культурной еды.
  6. Формировать умение у детей складывать и убирать одежду в шкаф после прогулки; учить вежливо выражать свою просьбу, пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «извините»
  7. Продолжать приучать детей убирать игрушки на свои места, поддерживать порядок в группе.

Еще одна проблема с которой сталкивается ребенок, это не умение контактировать с детьми и взрослыми, девочка не всегда способна контролировать свои эмоции и поведение. Не сформированность социально-коммуникативных навыков. Исходя из этого можно поставить следующие цели и задачи, так же подобрать список литературы.

Цель: формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.

Задачи:

  1. Формировать у детей умение преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
  2. Обогащать словарный запас языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).
  3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
  4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
  5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях
  6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

«Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский

«Смоляной бычок»  Русская народная сказка

«Про себя и про ребят» Г.Ладонщикова

«Солнце в доме» Е.Серова

«Крупеничка» И.Телешова

«Волшебное слово» Э. Мошковская

«В дороге» Е. Михаленко

«Косточка» Л.Н.Толстой

«Признание» Е.Михаленко

«Два товарища» Л.Н.Толстой

«До первого дождя»  В.Осеева

«Трус» Л.Пантелеев

«Цветик – семицветик» В.Катаев

«Дюймовочка» Г.-Х.Андерсен

Данная литература реализует следующие задачи:

  1. Сформировать умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать.
  2. Сформировать способность испытывать чувство стыда за свои поступки; умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно; умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным.
  3. Помочь понять мотивы поступков героев.
  4. Познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы.
  5. Развивать внимание, мышление, память, связную речь.
  6. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.
  7. Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам. умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините».

3 комментария к “Чтение художественной литературы, как средство всестороннего развития дошкольника (индивидуальный план развития)”

  1. Готовый материал для выступления на родительском собрании. Очень хорошо было бы, если родители тоже читали детям и прислушивались к рекомендациям педагогов.

  2. Работу по развитию речи детей дошкольного возраста педагог не должен рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления в их речи грамматических ошибок, «затверживания» отдельных «трудных» грамматических форм. Речь идет о создании условий для полноценного усвоения ребенком грамматического строя языка на основе спонтанной ориентировочной, поисковой активности в сфере грамматики, использование языковых средств в разных формах общения в процессе знакомства с произведениями художественной культуры.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.