Н.Б.Дуняшина, М.В.Абрамова
ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», Похвистнево,Россия
Формирование компетенций педагогов в использовании информационно-коммуникационных технологий
как залог повышения качества образования
В статье представлен опыт работы методической службы образовательного округа по обеспечению роста профессиональной компетентности педагогов школ, следствием чего является достижение образовательных результатов в ОО округа.
ИКТ-компетентность, методист, педагог, дистанционное обучение
Качество образования – интегративное понятие: это качество условий обучения, качество процесса обучения и качество результатов обучения.
«Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» – читаем мы в ст.2.п.29 ФЗ «Об образовании»
Деятельность каждого педагога, который регулярно повышает свою квалификацию, грамотно и эффективно организует образовательный процесс, учебную деятельность обучающихся на уроке, обеспечивает достижение планируемых образовательных результатов, обеспечивает качество предоставляемых образовательных услуг.
Профстандарт педагога предъявляет определенные требования к трудовым действиям и необходимым умениям учителя объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей и владеть ИКТ-компетенциями: общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической.
Задача нашего учреждения дополнительного профессионального образования – ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» – повышение профессиональной компетентности педагогов округа через различные формы работы с педагогами: практико-ориентированные и обучающие семинары, круглые столы, методические советы, конкурсы профессионального мастерства, курсы повышения квалификации и т.д.
«Нельзя управлять тем, что невозможно измерить, … но всего, что измеримо, можно достичь» – сказал Билл Хьюлетт, один из основателей компании HP. Особое внимание уделено на семинарах вопросу оценки качества образования, деятельности, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов требованиям.
Большая работа среди педагогов округа проведена по внедрению модуля МСОКО системы АСУ РСО в практику работы каждого педагога. Отчет «Анализ контрольной работы» отражает успеваемость и объективность выставления оценок. Проанализировав данные отчета, можно выявить темы, вызвавшие наибольшие затруднения, а также учащихся, с которыми необходимо провести индивидуальную работу. Разрыв между результатами контрольных работ и оценочными показателями позволит вести правильно корректировку полученных знаний.
Методисты обучают педагогов умению анализировать собственную деятельность как учителя при составлении контрольно-измерительных материалов. Затруднения педагоги испытывали в подборе заданий под определенные контрольные элементы содержания, которые и ориентированы на измерение метапредметных результатов. Проведенные обучающие семинары, мастер-классы опытных педагогов дали свои результаты – в настоящее время возможности модуля широко используются педагогами в округе.
Семинар для администрации школы по использованию модуля позволил получить инструмент для анализа работы учителя-предметника. МСОКО позволяет выстроить четкую систему внутренней оценки качества образования.
Используют этот модуль в своей работе и окружные учебно-методические объединения: анализируя предметные показатели окружных мониторингов, дает им возможность своевременно реагировать на отклонения от заданных параметров и оказывать точечную методическую помощь отдельным школам и педагогам.
Считая ИКТ-компетентность одной из важнейших для учителя и понимая, что современные информационные технологии, электронные образовательные ресурсы очень важны для практико-ориентированных занятий и проведения оценочных процедур, ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» немало сделал в этом направлении. Начиная с 2010 годы Ресурсный центр обучает информационным технологиям в год не менее 50-60 педагогов. Тематика курсов повышения квалификации по данному направлению такова:
- «Формирование информационно-технологической компетентности учителя»
- «ЭОР в деятельности педагога: использование и разработка»
- «Дистанционные технологии в образовании»
- «Создание дидактического пособия с использованием информационно – коммуникационных технологий»
- «Организация работы педагогов с применением сетевых технологий»
Результат обученности педагогов выражается в создании авторских ЦОРов и ЭОРов: дидактических электронных пособиях, электронных учебниках, электронных развивающихся играх, мультфильмах, блогах, сайтах и т.д.
Прошедший учебный год поставил перед педагогическим сообществом не только нашего образовательного округа, но и всей страны, проблему организации учебного процесса в условиях дистанционного обучения.
Наша методическая структура оперативно отреагировала на потребности учителей, поэтому и был разработан новый курс повышения квалификации «Дистанционные технологии в образовании», посвященный вопросам организации дистанционного обучения, контроля и уровня качества обученности в условиях дистанционного обучения
Востребованность результатов программы обусловлена требованием профессионального стандарта педагога, в котором определен расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, а также требованием федерального государственного образовательного стандарта, который содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя.
Цель курса – повысить профессиональную компетентность в использовании продуктов, технологий и Интернет-ресурсов для создания цифрового образовательного контента и организации процесса взаимодействия с учениками в дистанционном формате.
Курс состоит из 2 тематических модулей:
- Использование онлайн инструментов для организации образовательной деятельности.
В модуле даётся представление о возможностях и перспективах использования дистанционных технологий в образовании и необходимом ресурсном обеспечении для их применения, о каталоге образовательных онлайн-ресурсов. Раскрываются правовые аспекты по работе с персональными данными при использовании сервисов дистанционного обучения.
Возможности ресурсов Google-диска в организации образовательного процесса. Выработка навыков практического использования ресурсов Google-диска: Google-документ, Google-форма, Google-таблица, Google-презентация.
- Информационно-образовательные платформы как фундамент нового образования
В этом модуле даётся пошаговое руководство по использованию ресурса РЭШ, а также цифровых ресурсов и сервисов ГК «Просвещение» от медиатеки до электронных форм учебников.
Инструменты цифрового образования
Модуль содержит инструкции по использованию таких сервисов интернет-коммуникации, как Zoom, Skype, Webinar, социальные сети и мессенджеры; хранению и передаче информации, а также применению инструментов для создания контента.
Работник системы образования может выбрать любой модуль для получения практического опыта использования сетевых сервисов для повышения профессиональной компетентности. Он научится анализировать содержание электронных образовательных ресурсов, сможет создать собственный интерактивный образовательный ресурс или грамотно применять электронные образовательные ресурсов при дистанционном формате организации образовательного процесса.
Полученные знания позволят педагогам сделать процесс обучения более эффективным, так как учебно-познавательная деятельность с наибольшей долей самостоятельности и формирует ту личность, на которую ориентирует нас федеральный государственный образовательный стандарт.
Список используемой литературы:
- Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г.N 544н”Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”
- Использование ЭОР при организации познавательной деятельности на уроках информатики [Электронный ресурс] http://www.pedsovet.pro/index
- Блоховцова Г.Г. Перспективы развития дистанционного образования, преимущества и недостатки / Г.Г. Блоховцова, А.С. Волохатых // Символ науки. – 2016. – №10. – С. 120.