Урок истории России в 6 классе.
Тема “Становление Древнерусского государства”(1 урок)
Цель урока: Выяснить, какую роль играли первые князья в процессе становления Древнерусского государства
Задачи урока:
Образовательная:
-сформировать у учащихся представление о предпосылках и этапах создания и образования Древнерусского государства, охарактеризовать политику первых князей.
Развивающая:
-продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой и умения извлекать информацию из исторического источника.
Воспитательная:
-способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.
Оборудование: раздаточный материал: с отрывками из “Повести временных лет”; прием «Верные – неверные утверждения», задание: заполни недостающие звенья.
Ключевые термины: полюдье, погост, уроки, дань, древляне, история, Киев, Летопись (повесть) временных лет, Киевская Русь, Новгород, Византия
Персоналии: Олег, Игорь, Ольга, Святослав
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Этап «Вызова»
Учитель предлагает учащимся установить, верны ли данные утверждения. (до прочтения текста)
Прием «Верные – неверные утверждения»
- Государством называют объединение людей, которые живут на определенной территории и признают высший авторитет центральной власти. (верно)
- Власть передающаяся по наследству от отца к сыну называется – демократия. (неверно)
- Дань это выплата определенной части доходов и продуктов. (верно)
- Рюрик объединил Новгород и Киев в 882 году и образовал Древнерусское государство. (неверно)
- Византия развитое и богатое государство Европы.(верно).
- Богатейший Константинополь привлекал русов как желанная военная добыча. (верно)
- Князь Игорь приказал вытащить на сушу корабли и поставить их на колеса.(неверно)
- Князь Игорь совершил два похода на Византию и оба были удачны(неверно).
- Княгиня Ольга не отомстила древлянам за своего мужа Игоря (неверно)
- Сбор дани осуществлялся в ходе полюдья – объезда князем с дружиной подвластной территории. (верно)
- Уроки – это размер дани, погосты – места сбора дани. (верно)
- Княгиня Ольга первая на Руси приняла христианство (верно).
- Сын Ольги Святослав последовал примеру своей матери и принял крещение.(неверно)
- Святослав опытный воин, всю жизнь провел в военных походах (верно)
- Перед нападением на иные земли Святослав отправлял посланников со словами «ИДУ НА ВЫ!» (верно). ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
– Проверить правильность выполнения данного задания вы можете после прочтения текста.
Прочитайте статью 1 на стр. 40.
Учитель:Итак, что такое государство и когда оно появляется?
Ученики: Государство имеет свою территорию, которой управляет глава государства, у которого есть войско и казна, а чтобы эта казна не была пуста, все платят налоги.
Учитель: Как вы думаете, в первобытнообщинном строе существовало государство?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему, вы думаете?
Ученики: Все было общее, все были равны, вождем был самый смелый, вопросы решали сообща на народном собрании.
Задание: Заполни недостающие звенья
Государство — это такая организация жизни, при которой существует единая система __ людьми, проживающими на единой __ ; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых __, осуществляется охрана __ , регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими __. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Комментарий учителя: Все это стало возможно с развитием земледелия, ремесла и распадом первобытнообщинного строя. Государство появляется в тот момент, когда люди перестают быть равными друг другу, а вождем становится сын вождя и вопросы решаются не на собрании, а князем совместно с приближенными к нему людьми, которые получают название – знать. Для того чтобы все подчинялись принятым главой государства законам – нужно войско, а для пополнения казны и выдачи жалованья воинам нужно собирать налоги.
Учитель: “Повесть временных лет”: “Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?”. Эти три вопроса, задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян мы ответили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других.
Ответить на эти вопросы нам поможет историческое исследование.
Но прежде чем перейти к нему, давайте вспомним то, что узнали на предыдущих уроках.
2.2.Беседа по изученному материалу.
– Объясните, как было создано самое древнее государство на нашей территории.
– Какие теории образования государства на Руси существуют в науке?
– Откуда произошло название государства “Русь”?
III. Осмысление содержания
3.1.Объяснение учителя.
Как вы думаете, какие основные задачи, которые стояли перед Русью в IX веке?
1) Защита своего государства от степняков (хазар и печенегов). С ними воевал киевский князь Аскольд, в этих битвах погиб его сын.
2) Защита от варягов. С этой целью был построен город Новгород во 2 половине IX века. Один из варяжских князей Рюрик княжил в нем, в последствии рюриковичами считали всех русских князей.
3) Задачей государства была торговля с другими странами. Для этого существовал путь из “варяг в греки”
Комментарий учителя: Названы основные задачи государства в IX в. Хочется дополнить, что в IX веке Новгород и Киев соперничали за первенство в государстве. Все решилось после смерти Рюрика. На его месте оказался Олег. Старший дружинник и опекун малолетнего Игоря (сына Рюрика), он решил захватить Киев и править в нем. В 882 г. он выступил в поход на Киев, хитростью проникнув в Киев,
-Кто правил в Киеве в это время?
Учитель рассказывает летописную легенду об убийстве Аскольда и Дира
Олег от имени Игоря стал править в Киеве. В 911 г. во главе русских войск он участвовал в походе на Царьград (Константинополь) и заключил договор с Византией. Как пишет Нестор в “Повести временных лет” Олег победил греков и, прибив свой щит к вратам Царьграда, сказал им: “Платите мне дань”. И сказали греки: “Что хочешь дадим тебе»
3.2.Запись даты на доске и в тетради:
882 год – объединение Киева и Новгорода. Образование Древнерусского государства.
3.3. Работа с п.1. учебника с 40-41 параграф 5
-Вспомните, что такое государство?
-Какими признаками оно обладает?
Рассмотрим, как управлялось Древнерусское государство.
3.4. работа над новыми терминами. Запись определения в тетрадь.
Полюдье – объезд князем подвластных земель с целью сбора дани.
Дань-выплата определенной части доходов и продуктов
дружина — (войско) воины князя
3.5. Работа в группах
???-Каковы же особенности правления первых киевских князей?
Рассмотрим отрывки из “Летописи временных лет”
Класс делится на три группы. Каждая группа работает над документом и текстом параграфа о княжении одного из князей и отвечает на вопросы.
Первая группа. Документ №1. Князь Олег (882 – 912 гг.) и текст с 41-42
1.Из “Повести временных лет” о покорении князем Олегом восточнославянских племён.
В лето 883. Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, возложил на них дань.
В лето 884. Пошёл Олег на северян, и победил их. И возложил на них лёгкую дань.
В лето 885. Послал к радимичам, говоря им: “Не давайте дань хазарам, а платите мне”. И владел Олег полянами, и древлянами, и радимичами, и северянами, а с уличами и тиверцами воевал”.
2.Из “Повести временных лет” о походе князя Олега в Византию.
В лето 907. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. С дружиной на конях и кораблях пришёл к Царьграду. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города.
И повелел он своим воинам поставить корабли на колёса. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки, увидев это, испугались и передали через послов Олегу: “Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь”.
И приказал Олег дать его воинам на 2000 кораблей по 12 гривен, а затем дать дань для городов русских: Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча. И ещё, когда придут русские гости (купцы), пусть берут, сколько захотят посольского содержания”. И согласились греки. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)
Дайте характеристику правлению князя Олега, ответив на вопросы:
-Какие восточнославянские племена покорил князь Олег?
– Как вы думаете почему князю Олегу удалось покорить восточнославянские племена?
-Покажите на карте территории, которые он присоединил к Древнерусскому государству.
-Когда Олег совершил поход в Византию?
-Каковы итоги этого похода?
-Какая группа населения получили выгоды от договора?
-Дайте характеристику личности князя Олега по этим отрывкам?
Вторая группа. Документ №2.Князь Игорь (912 – 945 гг.) и текст с 42-43
- Из “Повести временных лет” о княжении Игоря.
По смерти Олега стал княжить Игорь.
В лето 914. Пошёл Игорь на древлян, и победив их, возложил дань больше Олеговой.
- Из “Повести временных лет” о походах князя Игоря на Византию
В лето 941. Пошёл Игорь на греков… С востока пришли войска византийцев и окружили русь. Русы, погрузившись на ладьи, отплыли. Феофан (греческий военачальник) встретил их ладьи и стал трубами пускать огонь на русов. И было видно страшное чудо. Русы, увидев пламя, бросались в воду. И придя в землю свою, поведали о корабельном огне. Игорь же, начал собирать войско.
В лето 944. Игорь собрал войско: варягов, русь, и нанял печенегов. И пошёл на греков на кораблях и на конях, чтобы отомстить за себя. Услышав об этом, царь послал к Игорю лучших бояр с мольбою: “Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавим ещё к этой дани”. Взяв у греков золото и ткани на всех воинов, повернул назад и возвратился в Киев”
- Из “Повести временных лет” о походе на древляни смерти князя Игоря
В лето 945. В то лето сказала дружина Игорю: “Пойдём князь за данью”. И послушал их Игорь, пошёл к древлянам, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Поразмыслив, сказал дружине: “Идите домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И с малой дружиной вернулся.
Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем Малом: “Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока его не убьют. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит. И древляне, выйдя из города, убили Игоря и его дружину, так как мало их было.(ПРИЛОЖЕНИЕ № 4)
Дайте характеристику правлению князя Игоря, ответив на вопросы:
-Дайте объяснение, почему древляне после смерти Олега отделились от Киева?
-Как Игорь наказал их?
-Какие отношения были у Руси с Византией при Игоре?
-Почему древляне убили Игоря?
Третья группа. Документ №3. Княгиня Ольга (945 — 957) и текст с 43-44
- Из “Повести временных лет” об изменении княгиней Ольгой порядка уплаты дани
В лето 946. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей. И сохранились становища её и до сих пор.
В лето 947. Отправилась к Новгороду и установила погосты (места сбора дани) по Мсте и оброки по Луге.
- Из “Повести временных лет” о принятии христианства княгиней Ольгой.
В лето 959(?). Направилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал цезарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга. И сказала: “Я – язычница. Если хочешь крести меня сам, иначе не крещусь”. И крестил её царь как Елену, как и древняя царица, мать Константина Великого.
И благословил её патриарх и отпустил. И сказал тогда царь, что хочет взять её в жёны. Она же ответила, что он крестил её и назвал дочерью. И сказал тогда царь: “Перехитрила ты меня” и наградил её дарами.
И отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев… (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5)
Дайте характеристику правлению княгини Ольги, ответив на вопросы:
-Как Ольга изменила порядок сбора дани?
-Как вы думаете, почему Ольга решила принять христианство?
3.6.Работа над новыми терминами. (в тетрадь)
уроки- нормы сбора дани
погосты – места сбора дани
вывод: Это было первое в истории Руси нормированное налогообложение зависимого от Руси населения.
- Рефлексия.
Прием «Синквейн»
- V. ИТОГ:
Давайте подведём итоги.
В 882 году князь Олег объединил Киевские и Новгородские земли. Этот год считается датой образования Древнерусского государства.
Киев и Новгород были крупными торговыми центрами, через них проходил путь «из варяг в греки».
Князь Олег совершил успешный военный поход на Византию.
В 944 году князь Игорь заключил с византийцами военно-торговый договор.
Княгиня Ольга была первой из правителей Руси, кто принял христианство.
- VI. Домашнее задание:
- Прочитать параграф 5 статья 1-4 пересказ.
- выполнить (письменно) одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр. 49 учебника.