Профориентация учащихся на уроках истории и обществознания

Сулейманова Зульфия  Минахметовна

 

ГБОУ СОШ №2 им.В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский, Самарской области

 

Профориентация учащихся на уроках истории и обществознания.

 

 

«Если учитель имеет только любовь к ученику- он будет лучше  того учителя, который прочел все книги. Но не имеет любви ни к делу, ни к ученику. Если учитель соединяет любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Л.Н.Толстой

 

Уроки истории и обществознания помогают разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности.

Применяемые на уроках методы позволяют формировать у учащихся умение делать правильный профессиональный выбор.

 

Цель:

повышение уровня развития  профориентационной компетентности учащихся и их готовности к обоснованному и осознанному принятию карьерных решений.

Задачи:

1) анализ и систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;

2) предоставление возможности учащимся изучить свои индивидуальные способности, соотнести их с требованиями современных профессий; 3)ознакомление учащихся с содержанием современных профессий.

Обучение и профессиональная ориентация учащихся, повышение уровня практической и морально-психологической подготовки является одним из наиболее актуальных вопросов сегодняшней жизни.

В определении обучающимися своего места в жизни при выборе будущей профессии важную роль играет их профессиональная ориентация в процессе обучения на самые различные специальности.

Многим школьникам в ближайшем будущем предстоит трудиться по специальностям квалифицированных рабочих, поэтому большинство из них должны быть ориентированы на массовые рабочие профессии. Общеизвестно, что школьные годы – основной этап формирования интереса к осознанному выбору профессии. Поэтому мы занимаемся проблемой профориентации школьников, используя при этом всевозможные приемы и методы.

Материал уроков истории и обществознания помогает разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности, создаёт условия для утверждения ученика в правильности выбора, является важнейшим средством индивидуализации обучения; открывает возможность для определения индивидуальной образовательной траектории, помогает применить на себя различные роли: исследователя, аналитика, эксперта, освоить навыки коммуникативного общения.

Существую различные методы и приемы обучения:

 Групповые методы обучения: Технология педагогических мастерских; Исторический баскетбол; Технология развития критического мышления:: Сундучок идей; Толстые и тонкие вопросы; Кластер; Двойной дневник; Синквейн; Разорванная логическая цепочка;

 

 Фронтальные методы и приёмы обучения: Деловая игра; Уpок-конференция; Игра Умный редактор; Игра Ученик – учитель; Письмо из архива;  Игра Справочное бюро

 

Очень часто на уроках  истории в 5 классе изучая историю Древнего мира для  развития профориентационной направленности, мы используем   метод погружения.

Используя этот метод мы ставим перед собой следующие задачи:

– предоставить реальную возможность самовоспитания через «примеривания на себя» исторических костюмов, масок, ситуаций;

– предоставить определенные знания о профессиях прошлого и соотнести их с современными;

– раскрыть социальные, экологические, технологические и психологические стороны данных профессий;

– сформировать позитивное отношение к труду;

– сформировать стойкие профессиональные интересы и правильно мотивированных профессиональных намерений.

– создать такие психологически комфортные условия, при которых ученик имеет возможность через исторические знания (погружение), связанные с тематикой профессий прошлого, примерить их на себя и путем сравнения соотнести с современными.

Метод, используемый на уроках – тематическое «погружение» или «погружение в образ». Достаточно известный и используется на уроках иностранного языка и может быть применен на уроках истории.

Данный метод позволяет в полном объеме с высокой мотивационной составляющей передать тот учебный материал на уроках истории, и пропуская через себя, дает возможность более качественно усвоить материал. При этом сохраняя особый психологический климат на уроке.

Хочется заметить и активную работу учащихся, повышение их творческого потенциала в разы, а групповая работа, при использовании метода погружения дает возможность коллективно употреблять интеллектуальный потенциал всей группы.

Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности .

Поэтому очень важно подбирать методы и технологии работы на уроках с возрастом детей 5-6 классов. И метод погружения подходит для применения его на уроках истории, не нарушая восприятия изучения исторического материала, при этом сохраняет высокую мотивацию работы учащихся и психологическую комфортность на уроке.

Вот некоторые  темы:

1.Тема урока: “Архитекторы, скульпторы, актеры Греции”

Мы с вами погрузились в атмосферу и события Древних Афин, и давайте же теперь представим, что мы с вами все – Это жители древних Афин, но не просто жители, а те люди, которые создают город: архитекторы, скульпторы, актеры.

2.Тема урока: “Финикийские мореплаватели”

Представьте, что вы попали в город финикийских мастеров – Библ. Перед вами шедевры, которые вы создаете: корабли, украшения, благовония и ткани. Поделитесь тем мастерством, которым вы обладаете. Перед вашими группами лежат древние таблички: впишите в них те качества и мастерство, которыми вы обладаете строя корабли (1я группа), создавая украшения (2я группа) и изготовляя красивые ткани и благовония

3.Тема урока: “Письменность и знания древних египтян”

Представьте что вы ученики писцов в Древнем Египте, вы как студенты-первокурсники. Какими качествами должны обладать ученики, и какими правилами должны руководствоваться в своей профессии, чтобы стать настоящими профессионалами.

4.Тема урока: “В афинских школах и гимназиях”

Представьте себя учителем или педагогом палестры. Как вы думаете, какими качествами вы должны обладать?

Изучая историю, не только знакомим с историческими фактами и событиями, но и формируем положительное и познавательное отношение к профессиям, к пониманию, что есть профессионализм и мастерство, и возможно учащиеся «примерят» те профессии, те занятия, которые предложены для изучения на уроках истории.

Профориентационная работа с учащимися является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и призвана формировать у учащихся умение делать правильный профессиональный выбор.

Благодаря профориентационным мероприятиям, формированию  профориентационной компетенции на уроках истории и обществознания многие ученики начинают серьёзнее относиться к собственному профессиональному самоопределению, отказываются от первоначального, часто случайного выбора.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.