Кузнецова М.А. ГБОУ СОШ с.Большой Толкай,
м.р. Похвистневский
Организация профориентационной работы в ГБОУ СОШ с.Большой Толкай
Аннотация. Данная статья раскрывает особенности профориентационной работы в сельской школе. Знакомит с формами работы по приобщению к сельскохозяйственным профессиям
|
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим, в школе больше внимания уделяется проведению профориентационной работы среди обучающихся и их родителей. Планируя работу в этом направлении, необходимо учитывать возрастные особенности категорий учащихся, а все мероприятия подчинять формированию у школьников ценностного отношения к труду, смысла подготовки к приобретению профессии, исходя из персональных возможностей и способностей, а также с учетом требований рынка труда.
Очень часто возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся. Это противоречия между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениями о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе; несоответствием здоровья, характера, привычек, способностей к требованиям, предъявляемым профессией.
Планируя профориентационную работу в школе, мы ставим перед собой цель: помочь школьнику выбрать именно ту профессию, в которой требования предъявляемые к работающему, совпали с его личностными качествами и возможностями.
Профориентационная работа в ГБОУ СОШ с.Большой Толкай строится на взаимодействии администрации школы, классных руководителей, родителей и социальных партнеров:
Задачи профориентационной работы:
- Формировать у школьников положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
3.Информировать об учебных заведениях Самарской области и о специальностях, которые там можно получить.
Так как наша школа находится в сельской местности и имеет большой учебно-опытный участок, все ученики с начальных классов приобщаются к сельско-хозяйственному труду: сажают и выращивают овощи, ухаживают за яблоневым садом и цветниками. Когда в школе был трактор, ученики старших классов на уроках технологии изучали устройство трактора и обучались его вождению. Выпускники школы вместе с аттестатом зрелости получали права тракториста. К сожалению эта практика осталась в прошлом. Но на современном этапе работа по приобщению к сельскохозяйственным профессиям продолжается. На базе нашей школы реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Азбука Земли» объединения «Юный биолог» ЦВР «Эврика». На занятиях объединения юные биологи изучают сельско-хозяйственные культуры, агротехнику их возделывания, выращивают рассаду, ставят опыты, выступают на научно-практических конференциях.
Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в областной агропромышленной выставке, которая проходит в посёлке Усть-Кинельский. Ребята представляют экспонаты для экспозиции района и с удовольствием знакомятся с сельскохозяйственными достижениями труженников области. Особенно привлекает ребят выставка современной с/х техники. Им предоставляется возможность побывать в кабине трактора или комбайна, они видят комфортабельность рабочего места, оснащённость сложной аппаратурой – всё это повышает интерес молодёжи к сельскохозяйственным профессиям.
Большое значение для профессиональной ориентации учащихся имеют встречи с представителями профессий и экскурсии на с/х предприятия.
В рамках районного проекта «Хочу стать хозяином Земли – пусть меня научат», старшеклассники нашей школы побывали на экскурсиях в с/х предприятиях «Биотон», «Исхакова», «Орловка». Общались с механизаторами, агрономами, зоотехниками, животноводами. Получили много интересной информации.
При выборе профессии учащимся необходимо знать о том, в каком учебном заведении можно получить ту или иную специальность, есть ли востребованность этой профессии на рынке труда. Всю эту информацию учащиеся получают на встречах с представителями профессиональных учебных заведений Самарской области. Наша школа сотрудничает с Губернским колледжем г.Похвистнево, с Самарским государственным аграрным университетом, с Самарским государственным экономическим университетом. В эти учебные заведения наши ребята приезжают на Дни открытых дверей, участвуют в научно-практических конференциях, организованных для студентов и старшеклассников «Через науку в профессию» (Губернский колледж), «Первые шаги в науку» (СГЭУ), встречаются с преподавателями и студентами, получают ответы на интересующие их вопросы.
За последние 10 лет выпускники ГБОУ СОШ с.Большой Толкай поступают только в учебные заведения Самарской области и по окончании трудоустраиваются также в родном регионе.
Литература
- Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое
пособие. – Москва: Просвещение, 2012.
- Климов Е. А.Психология профессионального самоопределения. Москва: Педагогика., 2014.
3. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию. – Москва: 2017.