Русяева Н.А.
ГБОУ лицей (экономический) с. Исаклы,
м.р. Исаклинский
Организация работы по профессиональной ориентации лицеистов.
Аннотация. В данной статье описываются опыт работы образовательной организации ГБОУ лицей (экономический) с. Исаклы и существующие проблемы по профессиональному самоопределению обучающихся.
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни [1].
Профессиональное самоопределение школьников в настоящее время приобрело особую актуальность в связи с реформой системы образования, ядром которой является профильное обучение [2]. Поэтому данным вопросом необходимо заниматься с раннего возраста, так как обучение в старшей школе нацелено на углубленное изучение предметов, необходимых для поступления в ВУЗ на определенные специальности.
В практике профориентационной работы, проводимой в ГБОУ лицей (экономический) с. Исаклы используется структура профессионального самоопределения, которая состоит из трех компонентов «хочу», «могу», «надо», предложенная С.Л. Рубинштейном и разработанная Е.А. Климовым.
Компонент «хочу» включает в себя интересы, склонности, потребности, ценности, идеалы и цели [3].
С целью активизации стремления обучающегося к самопознанию, самосовершенствованию, чтобы при построении своих профессиональных планов он учитывал свои собственные психические ресурсы, ежегодно в общеобразовательном учреждении проводятся диагностические исследования – тестирование среднего и старшего звена (8-11 классы) на современных облачных сервисах – платформах «Профконтур» или Центра тестирования и развития “Гуманитарные технологии”, существующем на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (всероссийская профдиагностика «Zасобой»). По итогам профдиагностики проводится консультирование.
Чтобы привлечь внимание молодежи к выбору рабочих специальностей и
подчеркнуть их необходимость и уникальность лицеисты ежегодно не только принимают участие, но становятся призерами областного конкурса творческих работ обучающихся, педагогов общеобразовательных организаций и студентов профессиональных образовательных организаций «Есть такая профессия».
В целях популяризации профессий и специальностей актуальных в регионе лицеисты участвуют в региональных профориентационных творческих конкурсах «Улыбка трудового дня», «Безопасный труд в моем представлении», «Профессия региона. Взгляд в будущее»» и т.д.
Ребята встречаются с представителями ВУЗов: ФГБОУ ВО «Самарский государственный аграрный университет», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» и других высших профессиональных организаций, которые приезжают на территорию муниципального района Исаклинский.
Компонент «могу» представлен в виде нескольких компонентов: знаний, умений, навыков; черт характера и поведения; способностями, одаренностью обучающихся.
Так, традиционно перед Днем учителя в лицее организуется «День дублера», который является профессиональной пробой для тех, кто намерен поступать в педагогический ВУЗ, а для других ребят дает возможность оценить труд учителя на практике.
Чтобы помочь талантливым школьникам сориентироваться в возможностях карьерного развития и сделать осознанный выбор своей профессиональной траектории в последние два года лицеисты участвуют во Всероссийских открытых уроках – профориентационных онлайн-мероприятиях, организованных Министерством просвещения РФ совместно с порталом “ПроеКТОриЯ”. (Данный Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ» с 13 ноября 2019 года включен в национальный проект «Образование»).
В реализации составной части формулы выбора успешной профессии «могу» существует ряд проблем, связанных с условиями и средствами ее реализации. Промышленное производство в муниципальном районе Исаклинский развито слабо. Экономика района базируется на агропромышленном комплексе и в большей части представлена малым бизнесом. Выпускники лицея поступают в высшие профессиональные организации инженерно-технической, финансово – экономической, информационно-технологической, естественно -научной направленностей и др. И свою профессиональную траекторию развития они строят «виртуально», так как профессиональную пробу им проходить нет возможностей. А профессиональная проба является завершенным технологическим циклом учебно-трудовой, познавательной деятельностью учащихся, выполняемых в условиях, максимально приближенных к производственным, а также средством развития интереса и способностей обучающегося к конкретной профессиональной деятельности, проверкой осознанного и обоснованного выбора профессии [4].
Обучающимся очень нравятся экскурсии, проводимые профессиональными организациями, промышленными предприятиями, где демонстрируются новейшие технологии. Но, к большому сожалению, выезжать классом на дни открытых дверей и различные мероприятия ВУЗов или СПО, предприятий, мы не можем, по причине отсутствия транспорта. Транспорт, который имеется в ГБОУ лицей (экономический) с. Исаклы рассчитан на ежедневный подвоз детей, к тому же, в нем всего 11 мест, два из которых – места для сопровождающих.
Отсутствие транспорта в дальнейшем станет большой проблемой для участия в проекте практических мероприятий проекта по профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее».
Последний элемент триады формулы профессии– «надо» включает в себя ряд аспектов: «осознание значимости общественно полезного труда, умение наполнять личностным смыслом выполняемую работу; умение ориентироваться на рынке труда и профессий; умение анализировать социально-экономическую сторону профессии, содержание и условия труда, организацию отдельных действий во времени и пространстве» [3].
Ежегодно обучающиеся лицея участвуют в областной акции «Апрельские встречи». Особенно им нравятся онлайн- конференции «IT- сфера Самарской области», где они имеют прямую возможность задать вопросы, касающиеся специфики актуальной на сегодняшний день сферы представителям ВУЗов. Эффект таких встреч очевидный – каждый год выпускники 11 класса поступают на информационно-технологические специальности.
Регулярно лицеисты принимают участие в видеоконференциях Открытый урок, организованных Центром профессионального образования Самарской области.
Для формирования у обучающихся и их родителей умения ориентироваться в мире профессий и специальностей регулярно обновляется стенд по профориентации, в котором отражается информация по вопросам подготовки к будущему профессиональному выбору.
Систематически в каждом классе проводятся классные часы и родительские собрания, которые затрагивают все три составляющие формулы успешного выбора профессии.
Особый интерес у ребят вызывает ежегодная областная Неделя труда и профориентации «Семь шагов к профессии», проводимая в начале каждого учебного года. В рамках данного мероприятия обучающиеся и родители получают информацию о современных технологиях и современном содержании профессий, о технологиях эффективного поведения на рынке труда, а также престиже профессий и специальностей, востребованных экономикой региона.
Неделя труда проходит при содействии и обязательном участии представителей работодателей, органов местного самоуправления и службы занятости населения. Проводятся «Генеральные встречи», «Урок от профессионала», «Большой профориентационный день», «Родительский день», «Урок труда». Особой популярностью пользуются мероприятия «День экскурсий» и «Папа, мама-гид», где учащихся воочию знакомятся с содержанием определенной профессии в совокупности с информацией о путях и условиях ее получения.
Все мероприятия по профессиональному самоопределению фиксируются на платформе «ПрофВыбор. Самарская область», о ходе проводимых мероприятий освещается на сайтах, в местной общественно-политической газете «Исаклинские вести».
Обучающиеся лицея ведут портфолио достижений, в которых отражаются результаты в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности, что помогает им увидеть и наглядно зафиксировать ситуацию своего успеха, способствует формированию адекватной самооценки и уверенности в собственных возможностях, а также закладывает дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации. Но вопрос разработки показателей оценки готовности обучающихся к осознанному самостоятельному выбору сферы будущей профессиональной деятельности и индивидуальной траектории развития в портфолио достижений остается открытым. Хотелось бы, чтобы эти критерии были разработаны и нашли свое применение.
Литература:
1.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. -М.: ТЦ Сфера, 2005, с.3
Электронный ресурс:
2.Копылова А. И. Использование потенциала средств инфографики в проведении профориентационных классных часов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – . – URL: http://e-koncept.ru/2018/0.htm.
3.Кобышева Л. И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях
вуза // Концепт. – 2014. – № 10 (октябрь). – ART 14276. – 0,7 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14276.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77– 49965. – ISSN 2304–120X.
4.С.Н.Чистякова Профессиональные пробы и выбор профессии// https://viro