В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человека неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.
Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его.
В начальной школе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д.
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
Начиная с 5 класса на внеурочных занятиях мы с ребятами проводим классные часы, внеклассные мероприятия, анкеты.
В 5 классе: Игра «Аукцион», в котором все по очереди называют профессии, Выигрывает тот, кто последним назовет профессию.
Анкетирование «Найди свой путь. Выбор профессии»
Цель: помочь учащимся выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности. Каждому ученику раздается бланк ответов. Ребята должны ответить на 30 вопросов или положений. В результате анкетирования выявляется сфера профессиональных интересов ученика: сфера искусства, технических интересов, работа с людьми, умственного труда, физического труда, материальных интересов. Интересно, когда данное анкетирование проводится сначала н-р, в 5 классе, 7 классе и 9 классе. Если в 5 классе ребята еще не понимали некоторых вопросов, то в 9 классе они уже осознано отвечают на предложенные вопросы.
Считаю данную статью очень важной, так как выбор профессии должен даваться рано, чтобы дети имели какое-то представление о профессиях. На ранних стадиях развития у детей появляется склонность или даже талант, к какой -то деятельности. И в последствии в саду потом в школе делается выбор. Ведь в наше время, многие в будущем работают не по специальности.
Действительно статья очень актуально, но хотелось бы добавить, что и мы (педагоги дошкольного образования) готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети: понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью ка-ких орудий и машин, и что получается в результате;были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Я предполагаю, что данная статья актуальна, так как задатки к тому, чем хочет и будет заниматься уже взрослый человек даются еще в дошкольном возрасте и если дети дошкольного возраста будут больше знать о разнообразии профессий и том, чем занимается человек в той или иной профессии поможет выбрать наиболее интересную и любимую работу в будущем.