Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Цель: закрепить с детьми старшей подгруппы использование нетрадиционных техник рисования (рисование ватной палочкой, клеем ПВА и манной крупой).
Задачи:
- Закрепить умение изображать сезонные изменения в рисунке, используя различные художественные техники(стебель и листья ватными гигиеническими палочками, цветок – клеем ПВА и манной крупой) .
- Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений, закрепить знания о сезонных изменениях в живой природе (закрепить и обобщить приметы ранней весны, знания о первоцветах).
- Формировать правильную осанку, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с целью снятия статического напряжения.
- Развиватьу детей чувство музыкального ритма, свободно ориентироваться в пространстве.
Методы и приемы:
Словесные: художественное слово, беседа, загадки, ситуации общения, повторение, просьба) .
Наглядные: показ иллюстрационного материала.
Практические: нетрадиционное рисование ватной палочкой, клеем ПВА и манной крупой.
Детская деятельность: двигательная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстрации, альбомов о весне. Беседа о весенних изменениях в живой природе заучивание стихотворения Е. Серовой «Подснежник», С. Маршака «Март», «Апрель». Чтение славянской сказки в обработки I С. Маршака «Двенадцать месяцев». Изготовление открытки из нетрадиционного материала «Подснежники расцвели». Рисование с использованием нетрадиционных художественных техник (пальцами, ладошками, пенопластом, паралоном, смятой бумагой, печатками из картофеля, пеной для бритья) .
Материал: 1/4 альбомного листа голубого цвета в форме проталины,шаблоны цветка, простые карандаши, гигиенические ватные палочки, клей ПВА, манная крупа, зеленая и белая гуашь, салфетки, тарелки, музыкальные произведения Чайковского «Подснежник», Рахманинова «Мечта».
Планируемый результат:
– сформированы навыки и умения располагать изображение на листе с учетом его пропорций
– дети овладели приемами техники рисования ватными палочками, клеем ПВА и манной крупой.
– расширился и пополнился словарный запас детей.
– закреплен навык заучивания, правильного произношения.
-развито чувство ритма, закреплен навык танцевальных движений, хоровод.
Содержание организованной деятельности детей:
Дети врассыпную входят в зал под музыку Чайковского «Подснежник».
Дети: – По деревне мы шагаем
И друзей своих встречаем
На товарища глядим
Другу здравствуй, говорим.
– Здравствуй, здравствуй, милый мой дружок.
Воспитатель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. День у нас сегодня необычный. К нам пришло много гостей. Посмотрите, повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им.
Под деревом сидит девочка, плачет. Воспитатель обращает внимание детей на девочку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сюда. Кто ты и как ты сюда попала? Что тебе нужно в лесу?
Девочка: Меня зовут Настенька. Мне нужно набрать в эту корзину цветов. А прислала меня сюда за цветками моя мачеха и не велела без цветов домой возвращаться.
Воспитатель: А как же эти цветы называются?
Девочка: Я совсем забыла, как эти цветы называются, но я знаю о них загадку.
Воспитатель: Ну, что же загадывай свою загадку, а мы с ребятами попробуем отгадать.
Девочка загадывает загадку:
Приказала их принцесса
Принести зимой из леса,
Принести зимой цветы,
А какие? Помните вы?
Ответы детей.
Воспитатель: Я знаю, как помочь Настеньке. Ребята, нам нужно позвать сюда весенний месяц, а вот какой вы должны отгадать:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд,
В домик свой скворец вернулся
А в лесу медведь проснулся
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришел? (Апрель). (звуки птиц)
Входит Апрель.
Апрель: Звали меня?
Воспитатель: Да, Апрель, нужно Настеньке помочь. Мачеха ей приказала принести подснежники, но ведь подснежники распустятся только в апреле.
Апрель: Ну, что же, я вам конечно, помогу
«Что ни сутки, по минутке
День длинней, короче ночь
Потихоньку, полегоньку,
Мы прогнали зиму, прочь!»
Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним, какие приметы весны вы знаете?
Ответы детей: (ярче светит солнышко, тает снег, бегут ручьи, появляются первые весенние цветы, травка появляется, день становится длиннее, на деревьях набухают почки, появятся проталины, весной часто идут дожди, мокрый снег, птицы прилетают с теплых стран).
Ребята, а вы о весне стихотворения знаете?
Ребята:
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки
И на вербах серебром
Светятся дорожки.
Вылезайте муравьи
После зимней стужи!
Ребята:
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
(Воспитатель показывает цветок – подснежник)
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, какой красивый подснежник расцвел.
Девочка: Но он всего один, а мне нужно собрать целую корзину подснежников.
Апрель: И эта беда поправима. Я сейчас превращу всех ребят в маленьких волшебников, и они нарисуют для тебя много подснежников. Ведь ребята подснежники занесены в Красную книгу, их рвать нельзя. И постараемся сделать их так, чтобы нельзя было отличить от настоящих. А теперь, подойдите ко мне, я поделюсь с вами своим элементом волшебства и вы становитесь волшебниками.
Апрель прикрепляет каждому ребенку по цветочку.
Воспитатель: Ну, что же, маленькие волшебники, проходите на свои места.
(Дети садятся за столы.)
Воспитатель:
– Ребята, прежде чем мы приступим к рисованию, давайте вспомним какой он?
Дети:
-Весенний, первый, нежный, голубой, солнечный, красивый, тонкий, смелый, легкий.
-Давайте вспомним, из каких частей состоит цветок- подснежник.
(Дети называют части цветка.)
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, заметили, что на столе нет кисточек? Мы с вами будем рисовать необычным способом, недаром вас превратили в волшебников. Стебли и листья вы будете рисовать гигиеническими ватными палочками, а цветы – с клеем пва и манной крупой.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним последовательность рисования подснежника. Что мы рисуем сначала, каким цветом будем рисовать стебель и листья.
Воспитатель: Давайте, приготовим наши пальчики:
Игровой массаж «Ладошка».
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут (Медленно водить согнутым указательным пальцем по ладони)
Твоя ладошка как лужок,
А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки)
Твоя ладошка – как тетрадь,
В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать», например «солнышко»)
Твоя ладошка – как окно.
Его помыть пора давно. (потереть ладошку пальцами, сжатыми а кулак)
Твоя дорожка – как дорожка, а по дорожке ходят кошки. (осторожно переступать пальцами другой руки).
Воспитатель: Возьмите шаблоны, аккуратненько обводите по контуру.
Работа детей.
Воспитатель: А давайте, ребята, вместе вспомним, как пробуждается подснежник.
Звучит музыка «Мечта».
Ребята:
Подснежник проснулся
И потянулся
Солнышку улыбнулся
К земле Матушке прикоснулся
Солнышку поклонился
Счастью своему удивился
Капли росинки его умывали
Звери и птицы сразу узнали
«Подснежник проснулся-
Весну обещает»
Подснежник, подснежник
В лесу расцветает.
Продолжаем работать. Включить музыку «Мечта» .
(В конце занятия все рисунки выложить на полянку.
Отметить, что все дети старались, и получилась очень красивая поляна.)
Девочка: Ой, сколько подснежников расцвело, и какие они все красивые. Ребята, вы настоящие волшебники!
Воспитатель: Ребята, а мы давайте поблагодарим месяц – Апрель за помощь. И я предлагаю вокруг нашей поляны завести весенний хоровод, который так и называется «Веснянка».
(Дети приглашают в хоровод Настеньку и месяц Апрель.)
Апрель: Ребята, мне у вас очень понравилось, но мне пора уходить, ведь моё время ещё не настало, и я опять уступаю место законному весеннему месяцу марту. До свидания. Я скоро приду к вам.
Воспитатель: Вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук.
Ребята, давайте попрощаемся с гостями, а нам пора возвращаться в группу. Там нас ждут наши любимые игрушки.
Конспект разработан в соответствии с ФГОС, присутствует интеграция всех образовательных областей. С самого начала занятия вводится сюрпризный момент, что очень нравится детишкам. Использовано много интересных приемов, дети постоянно заняты – они как бы отдыхают, и в то же время открывают что-то новое для себя. Поэтому, наверно, подснежники получились очень красивые.
Занятие очень интересное, насыщенное. Педагог учитывала возрастные особенности детей, подобран богатый наглядный материал.
Педагог выбрала самый интересный для детей способ, а именно нетрадиционные техники рисования, занятие понравилось.