Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации.
Инструменты компьютерных технологий не отменяют и не заменяют творческих способностей человека, в том числе и в области принятия решений, а лишь позволяют более продуктивно их использовать.
Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» я применяю при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование ИКТ высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.
Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:
- Для более глубокого восприятия учебного материала;
- В проектной деятельности;
- В презентационной деятельности;
- При создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
- При работе в локальной и глобальной сети.
На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты. Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся. Наиболее интересные презентационные проекты преподаватели включают в свои уроки. Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных учащимися, способствует:
- Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;
- Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;
- Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
- Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.
В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point. Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы.
Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения.
Использование презентаций открывает широкие возможности для творческого преподавания технологии, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении. Изменяется структура урока, позволяющая формировать свободолюбивую творческую личность, создается положительная мотивация для самообразования.
За урок учителю нужно сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, провести практические занятия, объяснить новый материал, закрепить его. Вот именно здесь и приходит на помощь учителю его электронный помощник – компьютер. Он может взять на себя значительную часть этой работы.
Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании компьютера на уроках ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия учащихся.
Каждый ученик имеет возможность работать в своем темпе, не зависев от более слабых или, наоборот, сильных одноклассников. Компьютер способствует формированию у детей рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе. Они могут использоваться на всех типах уроков.
При изложении нового материала, презентация становится моим помощником, т.к. излагаемый материал частично показан на слайдах, и мне остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.
С помощью мультимедийной презентации я провожу тестирования учащихся.
Использование компьютера экономит время написания тематических планов, конспектов уроков, составления и оформления различных тестов, дидактического материала: технологических и инструкционных карт – темы: «Технология обработки древесины с элементами машиноведения», «Технология ручной и машинной обработки металла », «Творческий проект», «Информационные технологии» и т.д. Появилась возможность дифференцированного подхода в обучении: каждому учащемуся есть возможность дать задание по силам.
Составление индивидуальных заданий, которые не повторяются, полностью удалило элементы «списывания», ребята работают в спокойной обстановке, никто никого не отвлекает.
Вообще, при изучении различных видов декоративно-прикладного творчества Интернет просто незаменим. Такое количество виртуальных выставок не заменишь ни одним альбомом. Сайты, посвященные выпиливанию лобзиком, обработке металла, обработке древесины, позволяют не только увидеть лучшие образцы, но и быстро подготовить раздаточный материал, распечатав нужные схемы, рисунки, эскизы.
Подводя итоги, можно сказать, что использование информационных технологий:
- повышает интерес учащихся к предмету,
- формирует положительную мотивацию учебной деятельности,
- осуществляет дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика
- оптимизирует и индивидуализирует процесс обучения,
- создаёт надежную систему мониторинга усвоения знаний,
- осуществляет процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика,
- повышает педагогическую квалификацию,
- позволяет использовать учителю современные педагогические технологии.
- учитель освобождается от массы рутинной работы, предоставляется возможность творческой деятельности на основании полученных результатов.