Тема: Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».
Цель урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление.
Задачи: воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения;
развивать правильную речь, четкую дикцию, эмоциональное отношение к произведениям искусства.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Презентация: 44539
СЛАЙД № 1
II. Актуализация знаний.
– Начинаем урок литературного чтения. На уроке мы постараемся:
СЛАЙД № 2
1. Подвести итог работы над разделом.
2. Вспомнить пройденные произведения и их авторов.
3. Продолжить практиковаться выразительно читать.
4. Проверить свои знания полученные при изучении темы
III. Читательская разминка:
СЛАЙД № 3
– Прочитать строчки сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
СЛАЙД № 4
Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
1. – Итак, сегодня на уроке мы обобщаем раздел, в котором будем говорить… А о чем – вы догадаетесь сами.
Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко красном
Шагает по земле … весна (хором).
СЛАЙД № 5
– Это тема нашего сегодняшнего урока.
– Наш урок мы посвятим Весне.
2. Учитель читает стихотворение:
СЛАЙД № 6
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
– Это стихотворение А.С. Пушкина.
– Какую картину вы представили себе, слушая стихотворение?
– Здесь нет слова «Весна». Каким образным выражением заменил Пушкин это слово? (Утро года.)
3. – Какие изменения происходят в природе весной?
СЛАЙД № 7 – 11
– Посмотрите на иллюстрации. Как вы узнали весну?
(дети говорят о приметах).
. Физкультминутка
Бежал ручей по камешкам, бежал, бежал, бежал.
Потом в глубокой лужице лежал, лежал, лежал.
То снова он пустился вскачь, то будто бы уснул,
Увидел речку – прыг туда и сразу утонул.
ТЕСТ.
– Поднять карточку с нужной цифрой 1, 2, 3, 4.
А. Найди лишнее слово.
1) снег
2) солнце
3) сосулька
4) листопад
Б. Кто написал стихотворение «В бурю»?
1) С. Маршак
2) Ф. Тютчев
3) А. Плещеев
4) Е. Благинина
В. О чём говорится в стихотворении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»?
1) о борьбе зимы с весной
2) о борьбе весны с летом
3) о борьбе зимы с осенью
4) о борьбе весны с осенью
Г. О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка»?
1) об отлёте птиц
2) о прилёте птиц
3) о разливе рек
4) о таянии снега
Д. Закончи четверостишие А. Блока.
…Чу, слышен голос звонкий.
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье…
1) блестит луна
2) журчит вода
3) журчит волна
4) блестит звезда
Е. Вставь пропущенное слово в четверостишие.
Всё чернее с каждым днем
Стёжки и дорожки.
И на вербах …
Светятся серёжки.
1) ярко
2) огоньками
3) золотом
4) серебром
3. Раздели эти произведения на 2 группы и дай общее название каждой группе.
СЛАЙД № 40 -41
Лиса и тетерев. Весенние воды. Сельская песенка. Лиса и журавль. На лугу. Каша из топора.
4. – Выберите слова, которые могут быть связаны с темой «Весна»?
СЛАЙД № 42 – 43
Дождь Солнце Гроза Ручей Сосулька
Верба Метель Тучи Листопад Цветы
Правильный ответ.
Дождь
Солнце
Гроза
Ручей
Сосулька
Верба
Тучи
Цветы
– Составьте по этим опорным словам рассказ о весне.