«Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр »
Краткая аннотация проекта
Проектная деятельность проводилась на базе структурного подразделения «Детский сад «Солнышко» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы села Старое Ермаково муниципального района Камышлинский Самарской области.
Работа над проектом опиралась на важнейшие компоненты программы дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: «Мозаика синтез». – 2015г
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта: январь 2016- декабрь 2016г.
Возраст детей: 4-7 лет.
Проблема:
Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Цель проекта: Поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей дошкольного возраста. Задачи: • внедрить в познавательно – игровую деятельность детей дошкольного возраста ИКТ; • использовать ИКТ в воспитательно -образовательном процессе; • создать медиатеку электронных дидактических игр для дошкольников.
Противоречия, препятствующие достижению и пути их решения.
В современном мире ребенок фактически не обходится без мультимедийных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Вместе с тем, в настоящее время существует множество противоречий по поводу включения компьютера в жизнь ребенка.
Противоречия, препятствующие достижению цели | Пути решения противоречий |
Нарушение осанки детей |
• Применение здоровье сберегающих технологий (физминутки, гимнастики для осанки, соблюдение максимальной работы по СанПину) |
Как видно, у мультимедийных технологий есть и положительные и отрицательные стороны. Таким образом, ИКТ вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровью дошкольника. Необходимо умелое составление здоровье сберегающих технологий и применение ИКТ.
Актуальность.
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать на замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будут использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. Разработка и внедрение ФГОС ДО предъявляет определенные требования к выполнению ОП ДОУ. Новизна. В соответствии с внедрением ФГОС в ДОУ дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Новизна заключается в разработке дидактических компьютерных игр для дошкольников, что позволит совершенствовать формы, методы, приёмов работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников. Объектом является познавательно – развивающий процесс посредством использования электронных дидактических игр. Предмет исследования: механизм развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. Гипотеза: Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду–это проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
Использование электронных дидактических игр в ДОУ позволит активизировать познавательную деятельность воспитанников, реализации творческого потенциала ребенка, формированию духовного мира, повышению на неизмеримо более высокий уровень интереса детей к получению знаний.
Планируемый продукт:
Пакет методических и дидактических материалов к НОД в детском саду с использованием ИКТ.
Основные направления работы участников проекта: Руководитель – знакомство с проектом, обучение воспитателей и специалистов методике работы, составление проекта по детскому саду, контроль и консультирование педагогов в ходе проектной деятельности.
Воспитатели и специалисты – главные действующие лица в проектной деятельности, т.к. именно они постоянно взаимодействуют с детьми.
Родители – помощники и непосредственные участники проектной деятельности
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно – методическая обеспеченность
План реализации проекта
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки | |
I этап – подготовительный: | ||||
Подготовительные мероприятия |
1.Изучение теоретической части развития вопроса. 2.Повышение квалификации педагога. 3. Выявление уровня развития познавательных способностей детей 4-7 лет. 4.Разработка дидактических компьютерных игр . 5.Оценка особенностей познавательных способностей детей |
|
В течение всего периода
|
|
II этап – рабочий (внедренческий) | ||||
1 блок – работа с детьми | ||||
Электронные дидактические игры: – «Учимся считать», «Что лишнее?», «Фигурки в домиках», «Угадай-ка» и т.д. |
Задачи: Формировать у детей представления о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, мире животных, развить стойкий интерес к изменениям природы, сформировать опыт творческой познавательной деятельности . |
Способы реализации Чтение, беседы, экскурсии, наблюдения, работа с компьютером и т.д.
|
Сроки:
В течение всего периода
|
|
2 блок – работа с родителями | ||||
Предварительная работа.
Повышение педагогической культуры родителей
«Успехи детей» |
Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
Обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей.
Показ достижений детей.
|
Анкетирование беседы
Консультации и беседы
«День открытых дверей»
|
В течение всего периода
2 раза в год |
|
3 блок – работа с педагогами | ||||
1.Выступления на педагогическом совете.
2 Создание собственных электронных дидактических пособий |
Повышение общей культуры педагогического коллектива
Обобщение опыта работы |
Доклады, Презентации, «Мастер-класс» |
В течение всего периода
В течение всего периода
|
|
III этап – обобщающий: | ||||
1.Разработка ЭОР для всех возрастных групп; 2. Анализ использования ЭОР в практике работы ДО |
Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития познавательных способностей детей.
|
Конкурсы, публикации, взаимопосещения,
|
В конце учебного года | |
Теоретическая база проекта
В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
Перед началом работы по теме проекта были изучены исследования ведущих ученых и специалистов в области дошкольного образования ( Веракса Н.Е., Комарова Т. С., Комарова И. И., Белая К. Ю. и др.). Они высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей.
Периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса, компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Технология проекта
Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников. Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point, выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяют множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности , но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы, сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.
Подробные мультимедийные презентации позволяют сделать НОД более яркой красочной и запоминающейся. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей. Это для них забавно и интересно. Наша задача дать понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время НОД с использованием компьютера, они убеждаются в этом.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
В работе над проектом руководствовались следующими дидактическими принципами:
Принцип доступности.
Реализуя принцип доступности, отбирается наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации создаются и подбираются в соответствии с тематическим планом
Принцип научности.
Цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность.
ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому нужно быть особо внимательным при отборе материала
Принцип творческой активности.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, важно стимулировать познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Принцип наглядности.
Принцип наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать или оценить действие объекта. В связи с этим важно использовать мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.
Направления работы:
– Работа с детьми;
– Работа с педагогами;
– Работа с родителями.
Обучение детей строится на основе программы «От рождения до школы». Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
- Интеллектуальное развитие;
- Развитие внимания;
- Развитие восприятия и памяти;
- Развитие речи.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронно – дидактическим играм, которые эффективно повышают интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.
Игры на развитие интеллектуальных способностей «Что лишнее?» и т.д.
(Приложение 1)
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.
На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного (то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений) до произвольного (управляемого сознательным усилием воли).
Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого. Игры на развитие внимания: «Фигурки в домиках» и т. д.
(Приложение 2)
Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствуют дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставляя в открытие дидактическую позицию.
Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.
Игры на развитие памяти и восприятия :«Угадай -ка» и т.д.
(Приложение 3)
По развитию речи: С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В работе с детьми мы используем различные игры, но особое внимание уделяем словесным, электронным дидактическим играм. В процессе электронно – дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. «Подарочек мамочке , «Кому, что нужно для работы». и т. д
(Приложение 4)
Работа с педагогами. В каждом образовательном моменте детской жизни воспитатель использует все возможности для успешного овладения детьми новых образовательных результатов. В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса.
Кадровые:
С целью повышения педагогического мастерства в ИКТ реализовались специальные мероприятия:
- изучение педагогическим коллективом литературы об ЭОР;
- осуществление консультативной работы для педагогов ДО («Компьютер и телевизор – друзья или враги» и т. д.);
- просмотр педагогами НОД («Жители планеты Земля», «Зимние узоры» и т. д.);
- проведение педсоветов («Применение ИКТ в образовательном процессе» и т. д.).
Научно-методические:
- создание в методическом кабинете ДО картотеки методических и дидактических материалов к НОД в детском саду с использованием ИКТ;
- накопление диагностического материала по проблеме и приведение его в систему с использованием компьютерных технологий.
Материально-технические:
- проектор;
- компьютер;
- музыкальный центр.
Информационные:
- наличие выхода в интернет;
- изучение литературы по теме проекта;
- мультимедийные презентации для детей;
- использование компьютерных игр в образовательной деятельности;
- изготовление печатной продукции: выпуск буклетов, , стенгазет;
- подборка информационно-методической литературы для родителей.
Нормативно-правовые:
- изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДО:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 4. Охрана здоровья обучающихся) ;
- Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 7. Приоритет охраны здоровья детей; ст. 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: «Мозаика синтез». – 2015г.
Организационная. Работа с родителями:
- Родительское собрание «Чем играют наши дети?»;
- Организация семинаров-практикумов для родителей: «Играем вместе с ребенком», «Как сохранить зрение?»;
- Выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, с целью ознакомления родителей с новыми играми, а так же, проигрывание их с детьми, обсуждение игры;
- Проведение наглядной агитации родителей – оформление информационных стендов для родителей в соответствии с темой проекта;
- Организация открытых дней с целью ознакомления родителей с работой педагогического коллектива в данном направлении;
- Осуществление консультативной работы с родителями;
- Анкетирование родителей «Мой ребенок и компьютер».
Результативность
Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Исходя из результатов оценки уровня познавательных способностей детей за 2014-15 учебный год, можно проследить динамику развития детей, и сделать следующие выводы:
Уровень развития зрительной памяти – увеличился объем запоминающего материала.
Уровень речевого развития – увеличился словарный запас.
Уровень развития внимания – увеличилась концентрация внимания.
Уровень развития мышления – увеличилась скорость мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация.
Для отслеживания динамики познавательного развития детей использованы игры по следующим разделам:
- «Все обо всем» (Познавательные беседы, рассказы).
- «Природа».
- «Животный мир».
Все обо всем | Природа | Животный мир | Итого | ||
Высокий |
Начало года Конец года |
22%
28% |
22%
25% |
28%
30% |
24%
28% |
Средний |
Начало года Конец года |
75%
71% |
72%
70% |
72%
70% |
73%
70% |
Низкий |
Начало года Конец года |
3%
1% |
6%
5% |
0%
0% |
3%
2% |
Трудоемкость
Трудоемкость работы заключается в разработке электронных дидактических игр, создание мультимедийных презентаций, видеороликов, музыкальных физминуток, конспектов НОД для познавательного развития, в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач. Это самый трудоемкий процесс, где проявляется умение, навык, талант и художественное восприятие воспитателя. К каждому занятию требуется использование ИКТ. При подготовке к занятиям нужно создавать мультимедийные презентации или музыкальные физминутки, для этого надо хорошо знать программу Microsoft Power Point, Windows Movie Maker.
Выводы:
- Использование электронных дидактических игр в ДОУ позволило активизировать познавательную деятельность воспитанников, реализации творческого потенциала ребенка, формированию духовного мира, повышению на неизмеримо более высокий уровень интереса детей к получению знаний.
- Реализация проекта способствует созданию условий по выполнению ФГОС ДО.