Автор: Гнедова Наталья Анатольевна руководитель СП ” Детский сад Журавушка” ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево
В настоящее время одной из приоритетных задач развития системы дошкольного образования является совершенствование системы педагогической поддержки семейного воспитания и развитие сети консультативных центров.
Общепринятым фактом является то, что ребенка необходимо развивать комплексно, с участием различных специалистов. К сожалению, в практике часто забывают о том, что необходимым звеном всей системы работы является активное участие в ней семьи. В течение многий лет акценты в сотрудничестве дошкольной образовательной организации с семьей были расставлены таким образом, что в результате родителям отводилась пассивная роль в педагогическом процессе. Взаимодействие в основном строилось на монополии педагогов на знании о том, как нужно воспитывать, обучать, развивать ребенка. Поэтому очень важно, что среди множества вопросов модернизации дошкольного образования одним из важных является: поддержка дошкольного семейного образования и создание сервисов для родителей, чьи дети не посещают детские сады.
С 2004 года на базе СП «Детский сад Журавушка» ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево функционирует консультативный пункт для работы с неорганизованными детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольной организации накоплен опыт работы с детьми, имеющими разные категории нарушений.
Однако, за консультацией по вопросам в развития ребенка может обратиться любая семья. Консультационный пункт работает один день в неделю. Занятия проводятся с детьми в присутствии родителей, где они являются непосредственными участниками игровых сеансов. Родители получают рекомендации, знакомятся с необходимым развивающим материалом, литературой, пособиями, играми и т.д. Имеют возможность временно взять развивающий материал для занятий с ребенком в домашних условиях.
Родители могут бесплатно получить психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, медсестры. Основные виды деятельности консультативного пункта: проведение комплексного обследования детей по запросам родителей (законных представителей); поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих дошкольные образовательные организации; оказание консультативной помощи родителям детей, не посещающим детский сад; обеспечение равных стартовых возможностей дошкольникам; оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
Совместная деятельность педагогов с детьми на консультативном пункте проходит очень интересно и плодотворно. Занятия проводятся как индивидуально, так и подгруппами. Каждое занятие для детей – это не обучение, а веселая игра, увлекательное путешествие. Заинтересованно дети выполняют задания в сенсорной комнате с использованием «пузырьковой колонны», пучка фиброоптических волокон «Звездный дождь», «сухого бассейна» и т.д. Яркость, привлекательность, красочность, необычность оборудования обеспечивает быстрое установление эмоционального положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу игры.
Одним из важных преимуществ использования оборудования сенсорной комнаты в работе с неорганизованными детьми на консультативном пункте заключается в том, что она позволяет раскрыть ребенка, обогатить его положительными эмоциями, значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребенком. Детям очень нравятся игровые сеансы в сенсорной комнате. После игр в волшебной комнате дети «заряжаются» положительными эмоциями и с нетерпением ждут новых встреч в этой комнате.
Увлекательно, под руководством педагога-психолога, проходят игры с использованием психотерапевтического комплекса «песок – вода» где дети совместно с родителями экспериментируют, создают картины из песка, рисуют цветным песком на световых столах. Семьи с удовольствием участвуют в играх «Что спрятано в песке?», «Норки – холмики», «Волшебные дюны», «Отпечатки», «Узоры на песке» и т.д.
На своем опыте мы убедились, что для получения позитивной динамики в развитии детей, необходимо разнообразить, совершенствовать и находить новые формы, технологии развития воспитательного потенциала семьи, вовлекать их в совместный образовательный процесс.
Главная проблема, с которой мы столкнулись – недостаток образовательного уровня и психологической грамотности родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные организации. Перед нами встала задача: увеличить процент родителей разбирающихся в вопросах воспитания и развития детей. Каким образом можно решить эту проблему? Родителей за парту не посадишь, а образовывать их необходимо. В сложившейся ситуации пришли к выводу, что наиболее реальный и рациональный способ решения возникшей проблемы – создание родительского клуба.
Идея создания родительского клуба, на основе консультативного пункта, возникла в противовес сугубо вербальным формам работы, традиционно используемым в работе с родителями. Одним из важных преимуществ работы клуба является использование в работе с родителями тренингов конструктивного взаимодействия с ребенком, компонентов игрового моделирования, практические действия, психологические игры и упражнения.
Психологические знания, полученные в родительском клубе «Формула успеха», помогают родителям понять психологические особенности своего ребенка, эффективнее взаимодействовать с ним, осознать проблемы своих детей и почувствовать уверенность в своих собственных силах .
Еще одной из эффективных форм взаимодействия, которую в последнее время мы активно используем в работе с родителями детей, не посещающих дошкольную образовательную организацию, является сайт, где кроме странички «Консультативный пункт», с целью внедрения элементов дистанционного обучения, создан электронный журнал «Поиграй-ка». Здесь вниманию родителей предложены флеш-игры для занятий и развития ребенка в домашних условиях. Игры просты, доступны по содержанию: «Расположи животных», «Раскрась картинку» и т.д. В других играх предлагается с ребенком выучить стихотворение с помощью приема «Текст цепной организации». Игры красочные, привлекают внимание детей, требуют минимум усилий со стороны родителей. Особым спросом у родителей пользуются электронные газеты, выпускаемые в дошкольной организации: «Шпаргалки для родителей», «Обучение с пеленок». Здесь они могут найти ответы на интересующие их вопросы развития детей .
Литература:
- Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. – 2011. – №12. – С.88 – 94
- Жевнеров В.Л. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно-методическое пособие. – СПб., 2007.
- Грабенко Т.М. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб., 1998.
- Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.
Очень интересная статья. Ваш опыт создания родительского клуба, на мой взгляд, должен быть распространён шире. Действительно, дети, не посещающие дошкольные учреждения, нуждаются в социализации. Так как большинство из них потом поступят в школы, с ними нужно работать, а родители не имеют специального образования по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, и их обязательно надо консультировать. Спасибо.