Конспект конкурсного урока по русскому языку в 10 классе “Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка”

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство  языка

Урок комплексного применения знаний.

Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Цели урока:

Образовательный аспект: знать понятие фразеологизмов как устойчивых словосочетаний, употребляемых в переносном значении;

рассматривать фразеологизмы как средства языковой выразительности, позволяющие усиливать наглядность и образность текста, создавать нужную стилистическую тональность.

Развивающий аспект: уметь отличать фразеологические сочетания от свободных словосочетаний;

производить лингвистический анализ текста;

сравнивать и сопоставлять тексты с разной стилистической окраской;

характеризовать изобразительные средства, используемые в текстах;

давать толкование фразеологическим оборотам;

«расшифровывать» фразеологизм с картинки;

использовать фразеологические словосочетания при составлении собственного высказывания;

определять роль фразеологизмов в речи

Воспитательный аспект:  формирование устойчивого  интереса  к образной системе русского языка, мотивирование на серьёзную подготовку к экзаменам и

выбор будущей профессии, способность ставить цели и строить жизненные планы

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Используемые технологии: проблемный метод, анализ, сравнительная характеристика текста, создание собственного речевого высказывания

Оборудование:  мультимедиа проектор, мультимедиа доска, ноутбук, презентация к уроку

prezentaciya-k-uroku-frazeologizmy

 

Ход урока

1.Огранизационный момент(слайд 1) Приветствие Текст №1:

Здравствуйте, ребята! Я рада  приветствовать вас на нашем уроке. Сейчас вы ученики 10 класса, а скоро станете выпускниками. Вам предстоит сдать ЕГЭ, поступить в какое-либо учебное заведение, получить профессию и начать трудовую жизнь. Дальнейшее развитие и процветание России во многом будет зависеть от вашего профессионализма и мастерства. Помните: вы очень нужны своей стране!

Я могу обратиться к вам так, а могу немного по-другому:

Приветствие(слайд 2) Текст №2:

«Здравствуй, племя, младое, незнакомое!»

От всей души приветствую я вас!

Гранит науки мы грызём сейчас в десятом,

Не за горами и одиннадцатый класс!

Но оглянуться даже не успеем,

Как промелькнёт горячая пора,

И вы покинете родную альма-матер,

Что вам счастливую путёвку в жизнь дала:

Откроются пред вами все дороги,

Вам предстоят великие дела,

Ведь ждёт вас с распростёртыми объятьями

Огромная, великая страна!!!

Какое из моих приветствий вам понравилось больше? В чём сходство и в чём различие этих 2-х текстов?

(информация та же, но передана по-другому)

Текст №1 Текст №2

Форма: прозаическое приветствие

Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране.

Форма:  стихотворное приветствие

Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране.

Стиль речи: публицистический Стиль речи: художественный
Средства выразительности: обращение, торжественный тон. Образные средства выразительности речи отсутствуют. Предложения строятся на основе свободных словосочетаний. Средства выразительности: образное, шутливо-ироническое обращение-цитата (афоризм А.С.Пушкина), фразеологизмы: («Грызть гранит науки» – из речи Троцкого), другие фразеологизмы. Предложения строятся на основе несвободных, фразеологических словосочетаний.

Вывод: в зависимости от речевой ситуации  мы либо употребляем изобразительно- выразительные средства, либо нет, но с их помощью мы делаем нашу речь образной, интересной, запоминающейся. В данном случае в качестве изобразительного средства использовались фразеологизмы.

 

Слайд 3: Тема урока. Попробуем сформулировать тему нашего урока.

Слайд 4: Формулировка проблемного вопроса:

Без них, конечно, можно обойтись,

Но сможем ли от них мы отказаться? (метапредмет «Проблема»)

Ответить на этот вопрос нам поможет анализ выразительных средств (фразеологизмов), использованных во 2-м тексте. Найдите в нём все фразеологические сочетания и подчеркните. А теперь проверим себя.

Слайд 5. Выяснение происхождения и значений данных фразеологизмов.

 

Слайды:6,7.8,9,10

Позволяет ли нам проведённая работа перечислить основные  источники попадания фразеологизмов в наш язык и нашу речь? Это:

-художественная литература (афоризмы)

-история (афоризмы)

-кино

-иностранные языки

-реалии русского быта

-народные обычаи

Вопрос: Так сможем ли от них мы отказаться? Нет, так как это накопленное веками богатство языка, его украшение. Многие из них настолько прочно вошли в нашу речь, что мы даже не замечаем, как автоматически, непроизвольно употребляем их. Но иногда мы делаем это не совсем уместно или неграмотно. Часто ошибки в употреблении фразеологических оборотов связаны с тем, что мы  путаем их с омонимичными свободными словосочетаниями.

  1. Работа с таблицей (метапредмет «Знак») Выявить неизвестное, дополнить таблицу.

 Предлагаю вам поработать с фрагментом таблицы, где представлены примеры свободных словосочетаний и фразеологического. Слайд 11,12

Опираясь на приведённые примеры, давайте попробуем дополнить таблицу необходимыми компонентами.

Какой из признаков фразеологизмов является убедительным доказательством их принадлежности к изобразительно-выразительным средствам языка?

(2. Переносное значение, основаны на переносе значения)

А какой не позволяет  отказываться от их употребления? (3. Готовые фразы, их не надо придумывать, подбирать слова, главное – употреблять в правильном значении).

Вывод: мы не можем отказаться от использования фразеологизмов в речи, так как они прочно вошли в наш словарный запас, они не требуют запоминания, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные украсить высказывание. Но вот научиться их отличать от свободных словосочетаний необходимо.

Внимание на экран: Слайд 13:

Без пяти минут  Откуда ветер дует Красной нитью Правая рука На разных языках  На глаз

Намылить голову

Вопрос: в каком значении употреблены данные словосочетания? Это свободные словосочетания или это фразеологизмы? Нельзя ответить однозначно. Что нужно сделать, чтобы понять значение? Нужен контекст.

 Работа в парах. Используя  таблицу,  составить предложения с указанными словосочетаниями так, чтобы в первом случае оно употреблялось в прямом значении, а во втором- в переносном. Готовые предложения комментируем.

Ожидаемый результат:

1.Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.

2.На моих  часах  – без пяти минут одиннадцать.

3.Дымом пахнет оттуда, откуда ветер дует.

4.Он догадывался, откуда ветер дует.

5.Ребёнку намылили голову, но мыло попало и в глаза.

6.За то, что я не погулял с собакой, мне намылили голову.

7.Размер одежды я определяю на глаз.

8.Пострадавшему  наложили повязку на глаз.

 

Слайд 14. Ребята, фразеологизмы, как средство выразительности речи, интересны ещё и тем, что в их образной основе лежат многие  художественные приёмы: метафора, сравнение, литота, гипербола.

 

 Перед вами картинки, в которых  «зашифрованы» фразеологизмы. Попробуем расшифровать их и определить значение.  (слева-прямое значение, справа – переносное)

Ожидаемый результат:

1.Золотые руки – метафора

2.Как две капли воды – сравнение

3.Кот наплакал – литота

4.Довести до белого каления – гипербола.

Расшифровка рисунков: слева- прямое значение, справа-переносное (метапредмет «Знак»)

7.Создание собственного речевого высказывания на тему «Подготовка к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов.

Задание: напишите миниатюру на тему «Как я готовлюсь к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов (раздаточный материал):

Задание даётся дифференцированно: для тех, кто затрудняется составить собственное высказывание на указанную тему, предлагается «текст-подсказка», в который следует только внести коррективы, творчески переделать, используя предложенный языковой материал.

Выбор профессии – это самое главное, над чем думает любой старшеклассник.

Ведь именно сейчас мы приобретаем  знания и умения, которые так пригодятся нам в трудовой деятельности.

Подготовку к ней не стоит переносить на длительное время, поэтому я принял решение, что не буду бесцельно тратить время, а решительно приступлю к изучению всех школьных предметов, буду много читать.

Это мне поможет успешно сдать экзамены, поступить в ВУЗ, получить хорошее образование. Мне очень хочется многого добиться, стать успешным, перспективным работником, чтобы приносить пользу своей стране!

Чтение и анализ сочинений с акцентом на характеристику использованного изобразительного приёма, выраженного фразеологизмом.

8.Подведение итогов, выводы, возвращение к проблемному вопросу

Без них, конечно, можно обойтись,

Но сможем ли от них мы отказаться?

ВЫВОД: нет, отказываться не стоит, так как:

 Использование фразеологизмов делает речь яркой, образной, эмоциональной!

 

 

 

4 комментария к “Конспект конкурсного урока по русскому языку в 10 классе “Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка””

  1. Интересный конспект урока. Тщательно продумана методика проведения урока. Учитель использует разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. Умело подобран речевой материал.

  2. Учителем продуман каждый этап урока и форма организации учебной деятельности. Учащийся будет правильно использовать фразеологизмы в своей речи.

  3. Учителем выбрана интересная тема для проведения конкурсного урока, умело продуманы все этапы урока, виды деятельности, подобраны интересные и разнообразные задания. Урок заслуживает высокой оценки.

  4. План-конспект составлен с учетом современных требований. Все этапы урока тщательно разработаны, выделены виды деятельности учащихся, продуманы очень интересные примеры для анализа. Отличный урок, даже не специалисту все понятно.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.