Роль сказки в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.

Мир сказки полон «живых предметов», необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и «душой ». Самые удивительные события, необычайные превращения – обычны в сказке.

Восприятия окружающего мира у детей  раннего возраста разнообразно. Дети, к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю,  как ввести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это лег -ко и просто.

Иными словами сказка – это особый способ освоения мира, способ, позволяющий   ребенку в специфической  форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний,  который  обрушивается на него со всех сторон и который  не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным».

А такая, пусть не научная, пусть временная систематизация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который  хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей  раннего возраста?

Речевое развитие детей с помощью сказки.

Общение с фольклором активно развивает речь ребенка.

Пальчиковые игры с проигрыванием текстов, потешек – это средство и массажа рук, и развития мелкой моторики, что напрямую связано с развитием речи.

Конечно, в год или в два ребенок не может понять всего смысла, заложенного в содержании   потешек, но несколько раз прозвучавший  текст закладывается в кладовую его памяти.

В работе используется основной  принцип дидактики: от простого к сложному.

Подборка упражнений, их интенсивность, количество и степень сложности варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Можно использовать следующие потешки:

– «Водичка, водичка…»                                                                                                 – «Ладушки, ладушки!..»                                                                                               – «Сорока – сорока…»

– «Пальчик-мальчик…»                                                                                                  – «А, баиньки-баиньки…»                                                                                               – «Идет коза рогатая…»

У малышей  уже есть свои любимые сказки, которые они просят рассказать снова и снова. Они быстро запоминают текст и все больше интересуются картинками. Когда дети запоминают сказку достаточно хорошо, можно попросить их самих ее рассказать. Это и будет началом их умения рассказывать сказки.

Чтение сказок помогает детям расширять представление о мире.

Слушая их, дети:

– учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «в тридевятом государстве» и т.д.;

-знакомятся с новыми для них персонажами, предмета ми быта, обычаями и др.;

-овладевают новыми словами, учатся употреблять их в речи.

Постепенно, по мере развития речи, дети становятся все более вовлеченными в мир выдуманных историй, они любят рассматривать и перелистывать страницы книг, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов и повторяя некоторые знакомые фразы. Они осваиваются с книгами и постепенно становятся уверенными «читателями».

Взрослые могут помочь детям, побуждая их показать картинки, ответить на поставленный вопрос, повторить фразу, имитируя звуки животных и т.д.

Позволяя ребенку самостоятельно выбрать книгу, вы поможете ему сохранить чувство независимости.

Детям раннего возраста доступны пониманию сказки:

Народные:

-«Курочка Ряба» (обр. К.Ушинского);

-«Репка» (обр. К.Ушинского);

-«Колобок» (обр. К.Ушинского);

-«Теремок» (обр. М.Булатова);

-«Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого).

Авторские:

-«Курочка» Е..Чарушина;

-«Петушок с семьей » К.Ушинского.

Сказка и ОБЖ.

Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети раннего возраста легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказочных героев.

Сказка не дает прямых наставлений  детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который  они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Какой   урок могут извлечь из сказок дети? «Волк и семеро козлят»- нельзя открывать дверь чужим людям. «Колобок»- нельзя уходить из дома без разрешения, и т.д.

Сказка в системе экологического воспитания.

Ранний  возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений  об окружающем   мире.   Начинать   экологическое   образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые  представления и ориентиры о мире природы.    Дать понятие о том, что и  растения, и животные-живые существа, они дышат, пьют воду, рас тут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.

Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, а воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.

Примерные сказки для детей:

«Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилось с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давай те позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку…»

«Жило-было Солнышко. Оно было желтое-прежелтое и любило все желтое. Поэтому солнышко подружилось с желтым одуванчиком…

Формированию     бережного     отношения     к     природе, умению     замечать     и     называть     явления     природы, эмоционально их воспринимать способствуют заклички и другой литературный  материал.

Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко-ведрышко, взойди поскорее», «Дождик – дождик, пуще», «Радуга-дуга, не давай дождя!», «Иди, весна, иди, красна» и др.

Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.