В стандартах нового поколения выделен раздел экспериментальной химии, где написано: «На изучение этого раздела не выделяется конкретное время, поскольку химический эксперимент является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Разделение лабораторного эксперимента на практические занятия и лабораторные опыты, и уточнение их содержания проводятся авторами рабочих программ по химии для основной школы. Вариант конкретизации химического эксперимента и распределение его по учебным темам приведен в примерном тематическом планировании. Конечно каждый учитель – химик с теплотой в душе вспоминает третий урок в основной школе, но все – это в прошлом. А в настоящем наша школа работает по программе автора Н.Н. Гара, на основе которой учителями составлена рабочая программа по химии для основной школы».
Учащиеся 8 класса в начале учебного года имеют сильный познавательный интерес, обусловленный новизной предмета. Главная задача учителя на первых уроках школьного курса химии не растерять этот интерес, что очень часто бывает при большом объеме теоретического материала.
Программа вышеназванного автора для 8 класса предусматривает 6 практических работ и 19 лабораторных опытов. Две из 6 практических работ проводятся в начале учебного года, на которых учащиеся изучают правила безопасности с оборудованием и веществами, строение пламени. Вторая работа «Очистка поваренной соли». Но в дальнейшем следует довольно большой блок теоретического материала, который не включает демонстрационные эксперименты. Ученикам становится неинтересно, так как теоретическое мышление у восьмиклассников развито слабо. Верно, говорят: «Познание начинается с удивления». Какое удивление вызывают неожиданные сюрпризы, химические «чудеса» на уроке! То сойдет огонь с неба, то начнется извержение вулкана, то фейерверк появится на столе.
Необычные и интересные химические опыты, сопровождающиеся ярким внешним эффектом (вспышкой, изменением окраски, сильным звуком и т.д.) просты в исполнении, доступны для понимания и наглядны, способствуют углублению и расширению знаний о свойствах веществ, их строении. Но лабораторные опыты демонстрируются не на каждом уроке. Поэтому на данном этапе изучения целесообразно предложить учащимся провести химические эксперименты дома. В условиях небольшого числа часов, отводимых на изучение химии, этот приём даёт хорошие результаты.
Инструкции для выполнения работы, таблицы для отчётов и вопросы для анализа приводятся в «Журнале домашнего эксперимента». Эксперименты довольно простые. Например: Эксперимент 1. «Выращивание кристаллов соли». Эксперимент 2. «Получение свечи из мыла». Эксперимент 3. «Исследование воды». Эксперимент 4. «Волшебный пейзаж» на дне банки.
Итоговой проверкой знаний для восьмиклассников является устный переводной экзамен, который требует обязательного проведения эксперимента. Что является хорошей базой для сдачи экзамена после 9 класса. Выпускники основной школы в этом году сдали экзамен по модели №2, который предполагает обязательный эксперимент. Две выпускницы выбрали предмет и успешно справились на «хорошо» и «отлично».
Химия – наука экспериментальная, поэтому занимательный химический эксперимент должен органично вплетаться в «ткань» всего курса, в учебную и внеклассную работу. В рамках предметной недели естественнонаучного цикла проводиться химический вечер с демонстрацией опытов «несгораемый платок», «черный хлеб из белого», «самовоспламеняющаяся жидкость», «обугливание сахара» и другие. На этом мероприятии учащиеся 8 класса в основном являются зрителями и помощниками.
Занимательный химический эксперимент помогает развивать познавательные интересы, побуждает учащихся к творческому поиску, к внеклассной и научно-исследовательской работе.
Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.
Химический эксперимент служит доказательством правильности предположений, а так же помогает выработать у учащихся исследовательские умения, которые обеспечивают самоконтроль рассуждений. Например, на уроке по теме «Оксиды», в 8 классе предлагаю учащимся задание, которое они выполняют экспериментально.
Задание.
Определите опытным путем химический характер предложенного оксида.
Учащиеся строят рассуждения примерно так:
провести реакцию с водой;
исследовать полученный продукт индикатором;
продукт реакции оксида с водой нерастворим, значит необходимо провести общую реакцию для основных оксидов с кислотой, для кислотных оксидом с щелочами.
При обсуждении предположений необходимо обратить внимание учащихся на умение выбирать рациональный путь проведения опыта. Только после этого можно выполнять опыт.
Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Ее составляющими являются: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно-практических занятий исследовательским и проектным методом, система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования.
Научно-исследовательская деятельность.
Восьмиклассники ежегодно участвуют в работе научного общества учащихся и занимают призовые места на уровне школы и района.
Проектная деятельность. Так же учащиеся самостоятельно выполняют работы по определенной тематике. Особенно удачно получаются по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
Учащиеся, проводящие занимательные опыты и наблюдающие за химическими превращениями в различных условиях, убеждаются, что химических «чудес» не бывает, в явлениях нет ничего таинственного, все они объяснимы, так как подчиняются естественным законам, познание которых обеспечивает возможность широкого использования химических превращений в практической деятельности человека.
Особенность занимательного химического эксперимента, как средства познания состоит в том, что в процессе наблюдений и самостоятельном его выполнении учащиеся не только быстрее усваивают знания о свойствах веществ и химических процессах, но и учатся подтверждать знания химическими опытами, а также приобретают умение работать самостоятельно.
Через наблюдения и опыты познается многообразие природы веществ, накапливаются факты для сравнений, обобщений, выводов.
Литература
1.Ефремов В.В., Дегтярев П.А. Пирофорные свойства металлов // Химия в школе. 2003. № 5. С. 65 – 66.
2.Ефремов В.В., Дегтярев П.А. Занимательные опыты с кристаллическим перманганатом калия // Химия в школе. 2004. № 2. С. 62 – 63.
3.Маршанова Г.Л. И людям стал огонь любезным братом // Химия в школе. 2004. № 5. С. 72 – 80.
4.Радецкий А.М. Вечер-конкурс «Кислородосодержащие органические вещества» // Химия в школе. 2003. № 1. С. 57 – 62.
5.Радецкий А.М. Вечер «Знакомьтесь: химия» // Химия в школе. 2004. № 6. С. 73 – 77.
6. Интернет-ресурсы.