Сулейманова Зульфия Минахметовна
ГБОУ СОШ №2 им.В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский, Самарской области
Профориентация учащихся на уроках истории и обществознания.
«Если учитель имеет только любовь к ученику- он будет лучше того учителя, который прочел все книги. Но не имеет любви ни к делу, ни к ученику. Если учитель соединяет любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
Л.Н.Толстой
Уроки истории и обществознания помогают разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности.
Применяемые на уроках методы позволяют формировать у учащихся умение делать правильный профессиональный выбор.
Цель:
повышение уровня развития профориентационной компетентности учащихся и их готовности к обоснованному и осознанному принятию карьерных решений.
Задачи:
1) анализ и систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;
2) предоставление возможности учащимся изучить свои индивидуальные способности, соотнести их с требованиями современных профессий; 3)ознакомление учащихся с содержанием современных профессий.
Обучение и профессиональная ориентация учащихся, повышение уровня практической и морально-психологической подготовки является одним из наиболее актуальных вопросов сегодняшней жизни.
В определении обучающимися своего места в жизни при выборе будущей профессии важную роль играет их профессиональная ориентация в процессе обучения на самые различные специальности.
Многим школьникам в ближайшем будущем предстоит трудиться по специальностям квалифицированных рабочих, поэтому большинство из них должны быть ориентированы на массовые рабочие профессии. Общеизвестно, что школьные годы – основной этап формирования интереса к осознанному выбору профессии. Поэтому мы занимаемся проблемой профориентации школьников, используя при этом всевозможные приемы и методы.
Материал уроков истории и обществознания помогает разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности, создаёт условия для утверждения ученика в правильности выбора, является важнейшим средством индивидуализации обучения; открывает возможность для определения индивидуальной образовательной траектории, помогает применить на себя различные роли: исследователя, аналитика, эксперта, освоить навыки коммуникативного общения.
Существую различные методы и приемы обучения:
Групповые методы обучения: Технология педагогических мастерских; Исторический баскетбол; Технология развития критического мышления:: Сундучок идей; Толстые и тонкие вопросы; Кластер; Двойной дневник; Синквейн; Разорванная логическая цепочка;
Фронтальные методы и приёмы обучения: Деловая игра; Уpок-конференция; Игра Умный редактор; Игра Ученик – учитель; Письмо из архива; Игра Справочное бюро
Очень часто на уроках истории в 5 классе изучая историю Древнего мира для развития профориентационной направленности, мы используем метод погружения.
Используя этот метод мы ставим перед собой следующие задачи:
– предоставить реальную возможность самовоспитания через «примеривания на себя» исторических костюмов, масок, ситуаций;
– предоставить определенные знания о профессиях прошлого и соотнести их с современными;
– раскрыть социальные, экологические, технологические и психологические стороны данных профессий;
– сформировать позитивное отношение к труду;
– сформировать стойкие профессиональные интересы и правильно мотивированных профессиональных намерений.
– создать такие психологически комфортные условия, при которых ученик имеет возможность через исторические знания (погружение), связанные с тематикой профессий прошлого, примерить их на себя и путем сравнения соотнести с современными.
Метод, используемый на уроках – тематическое «погружение» или «погружение в образ». Достаточно известный и используется на уроках иностранного языка и может быть применен на уроках истории.
Данный метод позволяет в полном объеме с высокой мотивационной составляющей передать тот учебный материал на уроках истории, и пропуская через себя, дает возможность более качественно усвоить материал. При этом сохраняя особый психологический климат на уроке.
Хочется заметить и активную работу учащихся, повышение их творческого потенциала в разы, а групповая работа, при использовании метода погружения дает возможность коллективно употреблять интеллектуальный потенциал всей группы.
Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности .
Поэтому очень важно подбирать методы и технологии работы на уроках с возрастом детей 5-6 классов. И метод погружения подходит для применения его на уроках истории, не нарушая восприятия изучения исторического материала, при этом сохраняет высокую мотивацию работы учащихся и психологическую комфортность на уроке.
Вот некоторые темы:
1.Тема урока: “Архитекторы, скульпторы, актеры Греции”
Мы с вами погрузились в атмосферу и события Древних Афин, и давайте же теперь представим, что мы с вами все – Это жители древних Афин, но не просто жители, а те люди, которые создают город: архитекторы, скульпторы, актеры.
2.Тема урока: “Финикийские мореплаватели”
Представьте, что вы попали в город финикийских мастеров – Библ. Перед вами шедевры, которые вы создаете: корабли, украшения, благовония и ткани. Поделитесь тем мастерством, которым вы обладаете. Перед вашими группами лежат древние таблички: впишите в них те качества и мастерство, которыми вы обладаете строя корабли (1я группа), создавая украшения (2я группа) и изготовляя красивые ткани и благовония
3.Тема урока: “Письменность и знания древних египтян”
Представьте что вы ученики писцов в Древнем Египте, вы как студенты-первокурсники. Какими качествами должны обладать ученики, и какими правилами должны руководствоваться в своей профессии, чтобы стать настоящими профессионалами.
4.Тема урока: “В афинских школах и гимназиях”
Представьте себя учителем или педагогом палестры. Как вы думаете, какими качествами вы должны обладать?
Изучая историю, не только знакомим с историческими фактами и событиями, но и формируем положительное и познавательное отношение к профессиям, к пониманию, что есть профессионализм и мастерство, и возможно учащиеся «примерят» те профессии, те занятия, которые предложены для изучения на уроках истории.
Профориентационная работа с учащимися является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и призвана формировать у учащихся умение делать правильный профессиональный выбор.
Благодаря профориентационным мероприятиям, формированию профориентационной компетенции на уроках истории и обществознания многие ученики начинают серьёзнее относиться к собственному профессиональному самоопределению, отказываются от первоначального, часто случайного выбора.