Организация работы по профессиональной ориентации лицеистов.

Русяева Н.А.

ГБОУ лицей (экономический) с. Исаклы,

м.р. Исаклинский

 

Организация работы   по профессиональной ориентации  лицеистов.

 

Аннотация.  В данной  статье описываются опыт работы образовательной организации  ГБОУ лицей (экономический) с. Исаклы  и существующие проблемы по профессиональному самоопределению обучающихся.

 

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком  в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни [1].

Профессиональное самоопределение школьников в настоящее время приобрело особую актуальность в связи с реформой системы образования, ядром которой является профильное обучение [2]. Поэтому  данным вопросом необходимо заниматься с раннего возраста, так как обучение в старшей школе нацелено на углубленное изучение предметов, необходимых для поступления в ВУЗ на определенные специальности.

В практике профориентационной работы, проводимой в ГБОУ лицей (экономический) с. Исаклы  используется структура профессионального самоопределения, которая состоит из трех компонентов «хочу», «могу», «надо», предложенная С.Л. Рубинштейном и разработанная Е.А. Климовым.

Компонент «хочу» включает в себя интересы, склонности, потребности, ценности, идеалы и цели [3].

С целью активизации стремления обучающегося к самопознанию, самосовершенствованию, чтобы при построении своих  профессиональных планов  он учитывал свои собственные психические ресурсы, ежегодно в общеобразовательном учреждении проводятся диагностические исследования – тестирование среднего и старшего звена (8-11 классы) на современных облачных сервисах – платформах «Профконтур» или  Центра тестирования и развития “Гуманитарные технологии”, существующем на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (всероссийская профдиагностика «Zасобой»). По итогам профдиагностики проводится консультирование.

Чтобы привлечь  внимание молодежи к выбору рабочих специальностей и

подчеркнуть их необходимость и уникальность лицеисты ежегодно не только  принимают участие, но становятся призерами  областного конкурса творческих работ обучающихся, педагогов общеобразовательных организаций и студентов профессиональных образовательных организаций «Есть такая профессия».

В целях популяризации профессий и специальностей актуальных в регионе лицеисты участвуют в  региональных профориентационных творческих конкурсах «Улыбка трудового дня», «Безопасный труд в моем представлении», «Профессия региона. Взгляд в будущее»» и т.д.

Ребята встречаются с представителями ВУЗов: ФГБОУ  ВО «Самарский государственный аграрный университет», ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» и других высших профессиональных организаций, которые приезжают  на территорию муниципального района Исаклинский.

Компонент «могу» представлен в виде нескольких компонентов: знаний, умений, навыков; черт характера и поведения; способностями, одаренностью обучающихся.

Так, традиционно перед Днем учителя в лицее организуется «День дублера», который является профессиональной пробой для тех, кто намерен поступать в педагогический ВУЗ, а для других ребят дает возможность оценить труд учителя на практике.

Чтобы помочь талантливым школьникам сориентироваться в возможностях карьерного развития и сделать осознанный выбор своей профессиональной траектории в последние два года  лицеисты участвуют во  Всероссийских открытых уроках – профориентационных онлайн-мероприятиях, организованных Министерством просвещения РФ совместно с порталом “ПроеКТОриЯ”. (Данный  Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ» с 13 ноября 2019 года включен в национальный проект «Образование»).

В реализации составной части формулы выбора успешной профессии «могу» существует ряд проблем, связанных с условиями и средствами ее реализации. Промышленное производство в муниципальном районе Исаклинский развито слабо. Экономика  района базируется на агропромышленном комплексе и в большей части  представлена малым бизнесом. Выпускники лицея поступают в высшие профессиональные организации инженерно-технической, финансово – экономической, информационно-технологической, естественно -научной направленностей и др. И свою профессиональную траекторию развития они  строят «виртуально», так как профессиональную пробу им проходить нет возможностей. А  профессиональная проба  является завершенным технологическим циклом учебно-трудовой, познавательной деятельностью учащихся, выполняемых в условиях, максимально приближенных к производственным, а также средством развития интереса и способностей обучающегося к конкретной профессиональной деятельности, проверкой осознанного и обоснованного выбора профессии [4].

Обучающимся очень нравятся экскурсии, проводимые профессиональными организациями, промышленными предприятиями, где демонстрируются новейшие технологии.  Но,  к большому сожалению, выезжать  классом  на дни открытых дверей и различные мероприятия  ВУЗов или СПО,  предприятий, мы не можем, по причине отсутствия транспорта. Транспорт, который имеется в ГБОУ лицей (экономический) с. Исаклы рассчитан на ежедневный подвоз детей, к тому же,  в нем  всего 11 мест,  два из которых – места для сопровождающих.

Отсутствие транспорта  в дальнейшем  станет  большой проблемой для участия в проекте практических мероприятий проекта по профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее».

Последний элемент триады формулы профессии– «надо» включает в себя ряд аспектов: «осознание значимости общественно полезного труда, умение наполнять личностным смыслом выполняемую работу; умение ориентироваться на рынке труда и профессий; умение анализировать социально-экономическую сторону профессии, содержание и условия труда, организацию отдельных действий во времени и пространстве» [3].

Ежегодно обучающиеся лицея участвуют в областной акции «Апрельские встречи». Особенно им нравятся онлайн- конференции «IT- сфера Самарской области», где  они имеют прямую возможность задать вопросы, касающиеся специфики актуальной на сегодняшний день сферы представителям ВУЗов.  Эффект таких встреч очевидный – каждый год  выпускники 11 класса  поступают на  информационно-технологические  специальности.

Регулярно лицеисты принимают участие в видеоконференциях Открытый урок, организованных Центром профессионального образования Самарской области.

Для формирования у обучающихся и их родителей умения ориентироваться в мире профессий и специальностей  регулярно обновляется стенд по профориентации, в котором отражается информация по вопросам подготовки к будущему профессиональному выбору.

Систематически в каждом классе проводятся классные часы и родительские собрания, которые затрагивают все три составляющие формулы успешного выбора профессии.

Особый интерес у ребят вызывает  ежегодная областная Неделя труда  и профориентации «Семь шагов к профессии», проводимая в начале каждого учебного года.          В  рамках данного мероприятия обучающиеся и родители получают информацию о современных технологиях и современном содержании профессий, о технологиях эффективного поведения на рынке труда, а также престиже профессий и специальностей, востребованных экономикой региона.

Неделя труда проходит при содействии и обязательном участии представителей работодателей, органов местного самоуправления и службы занятости населения. Проводятся  «Генеральные встречи», «Урок от профессионала», «Большой профориентационный день», «Родительский день», «Урок труда».  Особой популярностью   пользуются мероприятия  «День экскурсий» и «Папа, мама-гид», где учащихся воочию знакомятся с содержанием определенной профессии  в совокупности с информацией о путях и условиях ее получения.

Все мероприятия по профессиональному самоопределению фиксируются на платформе «ПрофВыбор. Самарская область», о ходе проводимых мероприятий освещается на сайтах, в местной  общественно-политической газете «Исаклинские вести».

Обучающиеся лицея ведут портфолио достижений, в которых отражаются результаты в  ходе учебной, творческой, социальной и других видов  деятельности, что помогает им увидеть и наглядно зафиксировать ситуацию своего успеха, способствует формированию адекватной самооценки и уверенности в собственных возможностях, а также закладывает дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.  Но вопрос  разработки показателей оценки готовности обучающихся к осознанному самостоятельному выбору сферы будущей профессиональной деятельности и индивидуальной траектории развития  в портфолио достижений остается открытым. Хотелось бы, чтобы эти критерии были разработаны и нашли свое применение.

 

Литература:

1.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. -М.: ТЦ Сфера, 2005, с.3

Электронный ресурс:

2.Копылова А. И. Использование потенциала средств инфографики в проведении профориентационных классных часов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – . – URL: http://e-koncept.ru/2018/0.htm.

3.Кобышева Л. И. Теория и практика самоопределения студентов в условиях

вуза // Концепт. – 2014. – № 10 (октябрь). – ART 14276. – 0,7 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14276.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77– 49965. – ISSN 2304–120X.

4.С.Н.Чистякова Профессиональные пробы и выбор профессии// https://viro

profportal.edu.ru/index.php/metodicheskie-razrabotki

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.