«Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников»

Лукьянова М.А., воспитатель,
С/П «Детский сад Солнышко» с. Подбельск
Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности. Для создании творческих ситуаций в игровой деятельности нами в подготовительной к школе группе создана предметно- игровая среда в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом. В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, используют атрибуты, которые изготавливают самостоятельно, конструкторы, строительные материалы и предметы-заместители. Например, в ходе сюжетно – ролевой игры “Мы пожарные” в совместной деятельности воспитателя и детей были изготовлены огнетушители, рации, инструменты, а в качестве предметов-заместителей дети использовали канаты в качестве пожарного рукава.

В игре “Строитель” дети отображали знания о профессии строитель, использовали атрибуты, в соответствии с сюжетом, конструкторы строительные материалы, действовали в соответствии с планом игры, который разработали сами в ходе предварительной беседы: распределение ролей; выбор объекта строительства; выбор строительного материала; само строительство; сдача объекта. Дети самостоятельно подготовили предметно-игровую среду (различные виды конструктора, инструменты, предметы-заместители). Роль педагога в сюжетно-ролевой игре – регулирование положительных взаимоотношений, направленное на социализацию детей в коллективе.
С целью организации самостоятельных игр детей в нашей группе оборудована игротека, в которой сосредоточены игры: “Блоки Дьенеша”, “Палочки Кьюизенера”, “Кубики Зайцева”, “Найди ошибки”, геометрические головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др. В этой игротеке дети самостоятельно выбирают игру по желанию и по возможностям. Данный центр способствует развитию логических действий – сравнения, логических операций – классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий.

На прогулке дети также проявляют инициативу в подвижных играх с правилами, объединяются в микро-группы по интересам, выбирают водящего с помощью считалки или жребия, что способствует развитию дружеских взаимоотношений.
Для развития театрализованной деятельности в группе создана предметно-игровая среда: уголок ряжения, театр масок, различные виды театров (настольный театр, кукольный театр). Дети отдают предпочтение уголку ряжения, объединяются в группы, придумывают сказки, распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты, репетируют содержание инсценировки. Результатом этой игры становится коллективное представление для сверстников группы.

Продуктивная и творческая деятельность старших дошкольников реализуется в режимные моменты. Оборудован “Уголок творчества”, который создан по принципу доступности и мобильности. В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, манка, песок, трубочки для раздувания, цветная бумага, тонированная бумага, бумага для граттажа, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). Педагоги стараются в режимные моменты предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Например, по теме “Космос” в совместной деятельности были изготовлены листы для граттажа, на которых затем процарапывались сюжеты о космосе. По теме “Осень” дети рисовали осенний пейзаж, используя нетрадиционную технику “монотипия”, дети рисовали рисунок на одной стороне поверхности и отпечатывали на другую, после этого они дополняли рисунок различными элементами. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.
Одной из ведущих форм работы в старшем дошкольном возрасте является познавательно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность проводится по методике А.И. Савенкова, которая направлена на создание условий для самостоятельного поиска путей решения проблемной ситуации. В группе организован «Уголок экспериментирования» с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Созданы “Папки исследователя” на каждого ребенка, которые пополняются планами и схемами по результатам совместных проведенных исследований педагога и детей.
Для реализации проекта “Животные жарких и холодных стран”, в соответствии с темой недели, был создан журнал “Удивительные животные”. В ходе создания журнала дети самостоятельно собирали информацию о понравившемся животном, опираясь на план (карточки-символы, обозначающие действия: ” подумать”, “спросить у другого человека”, “провести эксперимент”, “понаблюдать”, посмотреть в книгах”, “посмотреть в компьютере”). В ходе предварительной работы дети посетили библиотеку , где рассматривали книги о животных. Для сбора информации была создана предметно-развивающая среда: центр “Почемучка”, в котором находились энциклопедии, книги о животных, “Компьютерный центр”, где были предоставлены презентации и интересные факты, о животных найденные в интернете, а так же редакционный центр, где собраны предметные картинки, с помощью которых дети могут оформить свою страничку журнала. Дети самостоятельно распределяют работу, которую будут выполнять, и расходятся по центрам для сбора информации. Педагог выступал в роли партнера, помогал тем, кто нуждался в помощи в данную минуту.

Собранная детьми информация, была представлена в виде сюжета программы “В мире животных”, перед началом которой, был поставлен проблемный вопрос о создании студии для съемки передачи в группе. Дети самостоятельно создавали из подручных средств, студию.

В группе проводятся не только групповые проекты, но и индивидуальные детские проекты. Изучение темы ” Транспорт” вызвал большой интерес у Пижамова Егора. Особенно заинтересовали его трактора, так как папа работает на тракторе и дома он собирает коллекцию игрушечных тракторов. Ему стало интересно, как же называются его игрушечные трактора и каково их назначение. Поэтому был создан проект “Все о тракторе”. Был составлен план исследования (“подумать”, “спросить у взрослого”, “прочитать в книге”). В ходе реализации проекта была осуществлена экскурсия на работу к папе и беседа с ним о тракторе, на котором он работает, совместно с педагогом он посетил библиотеку, где рассматривали книги о тракторах, и собрал информацию о своей коллекции. После сбора информации, был оформлен “доклад” и Егор рассказал о своем тракторе ребятам группы. После выступления, слушатели задавали вопросы. Данный проект был предоставлен на окружном конкурсе детских проектов “Мои первые открытия”.

Такая работа развивает у детей умения и навыки проведения самостоятельных исследований, позволяет развивать важные познавательные функции: память, внимание, восприятия; воспитывает навыки сотрудничества, взаимопомощи, дружеские взаимоотношения.

2 комментария к “«Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников»”

  1. Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение как собственных, так и общественных целей. Вывод: самостоятельности не может быть без инициативности, а инициативности без самостоятельности.

  2. Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы….
    Согласна с автором статьи, что высшей формой самостоятельности детей является творчество.

Оставьте комментарий

Согласие на обработку персональных данных

Согласие на обработку персональных данных

участников сайта «Сетевое сообщество учителей Северо-Восточного образовательного округа Самарской области»

Настоящим я, (далее – Пользователь), регистрируюсь на сайте //sssvu.minobr63.ru (Сайт) свободно, своей волей и в своем интересе, подтверждая свою дееспособность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных», даю согласие ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено по адресу: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а, (далее – Учреждение), на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие даётся на обработку моих персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования средств автоматизации.
  2. Согласие даётся на обработку следующих моих персональных данных:

фамилия, имя, отчество, контактный адрес электронной почты, место работы и занимаемая должность.

  1. Персональные данные не являются общедоступными.
  2. Цель обработки персональных данных:

– идентификация Пользователя в рамках Сайта;

– предоставление Пользователю доступа к специальным разделам/сервисам Сайта;

– организации обратной связи с Пользователем;

– приём и обработка заявок и обращений Пользователя;

– формирования групп слушателей;

– аналитика действий лица на Сайте и функционирования Сайта;

– рассылка новостной информации.

  1. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, изменение), извлечение, использование, передача (предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение.
  2. Передача моих персональных данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.
  3. Подтверждаю, что я ознакомлен(а) с Положением об обработке и защите персональных данных и Политикой об обработке и защите персональных данных, действующим в ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» , в том числе с моими правами и обязанностями в области защиты персональных данных, которые размещены на официальном сайте ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ» https://rcpohv.minobr63.ru в разделе «Документы»
  4. Согласие может быть отозвано мной в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» путем направления письменного заявления в адрес ГБУ ДПО «Похвистневский РЦ», которое расположено: 446452, Россия, Самарская область, город Похвистнево, ул. Малиновского 1а

9.Срок действия настоящего согласия на обработку персональных данных: с момента регистрации на сайте и до достижения целей обработки.

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.