Внеклассное мероприятие по истории России в 7 классе.
Тема: Восемнадцатый век в истории России.
Цели:
- Обобщить знания детей, полученные при изучении деятельности Петра Первого и его последователей;
- развивать умения анализировать и сопоставлять исторические явления;
- воспитывать гордость за прошлое своей страны.
Оборудование: репродукция картины В. Серова «Петр I»,карточки, карта, репродукции архитектурных ансамблей.
Ход урока:
- Сообщение целей и задач.
- Разминка.
– Для чего мы изучаем историю? Как она пригодится вам в жизни?
3.Словесная дуэль:
Повторение истории России мы начнем с правления Петра Первого. Выясним какими качествами обладал Петр. Перед вами картина назвать все достоинства Петра показанные здесь.
Продолжим вспоминать деятельность Петра Первого.
- «Найди ошибку».
А) Петр Первый никогда не увлекался военными играми, не проявлял большого интереса к наукам и ремеслам.
Б) Россия при Петре не воевала с Турцией за выход к Черному морю, оно и так было русским.
В) После окончания Северной войны Россия была экономически развитым государством и в восстановлении экономики не нуждалась.
Г) В годы царствования Петра Первого не произошло не одного восстания.(Астраханское восстание, восстание Булавина).
Д) Петербург был построен на равнине и при его строительстве не погиб ни один человек.
Е) При Петре не было проведено не одной реформы.
Ж0 Реформы Петра Первого не продвинули Россию вперед она так и осталась на своем прежнем уровне развития.
З) После смерти Петра Первого сразу начинает править его дочь Елизавета Петровна. (1741- 1761г)
5.Диктант по датам:
1773-1775гг. – восстание Пугачева
1223 г. – битва на реке Калка
1709г.- Полтавская битва.
988г. – Крещение Руси.
1703г.- строительство Петербурга.
1242г.-
1700-1721гг.- Северная война.
1714г.-
1649г.- Соборное уложение
1147г.- первое упоминание о Москве.
1240г.-
1380г.- Куликовская битва.
1682- 1725гг.- годы царствования Петра Первого.
- Продолжите рассказ: учитель начинает рассказ, один из учеников должен его продолжить:
А) «И грянул бой, Полтавский бой….»
Б) Очутившись на Яике, самозванец привлек на свою сторону группу яицких казаков. Кто был этим самозванцем? Опишите дальнейший ход событий используя карту.
7.Индивидуальная работа: пока все отвечают.
Дайте определение:
Барщина-
Оброк-
Реформа-
Наемные работники-
Регулярная армия-
- «Продолжите предложение»
Учитель читает предложение, а ученики записывают его окончание в тетрадь. Один учащийся выполняет это задание с обратной стороны доски.
А) Екатерина 2 по происхождению была ………..немкой.
Б) Произведение описывающее осаду Оренбурга Пугачевым называется ……«Капитанская дочка».
В) В результате русско-турецких войн 1768-1791гг. Россия получает право держать свой флот на …….Черном море.
Г) Фамилия знаменитого русского полководца совершившего переход через Альпы в 1799г. ………А.В. Суворов.
Д0 Человек, которого А.С.Пушкин называл «Первым нашим университетом»………М.В. Ломоносов.
– После правления Петра Первого началась эпоха дворцовых переворотов. Почему она так называлась?
- Восстановить цепочку эпохи дворцовых переворотов:
Алексей – Петр 2 – Анна Иоановна – Елизавета Петровна – Петр 3 – Екатерина 2 (Великая).
-Что вы помните о деятельности Екатерины? – Чем прославилась Россия в эпоху Екатерины?.
- Узнать по описанию архитектора:
А) – Родом он итальянец, но с юных лет жил в России. Под его руководством на набережной Невы был построен шедевр русской архитектуры – Зимний дворец. В окрестностях Петербурга построил впечатляющие ансамбли (Большой дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском селе). Он придавал зданиям торжественный, величавый вид, что подчеркивалось богатым декоративным убранством. – О ком идет речь? (В. Растрелли).
Б) – Он сын небогатого церковнослужителя. Необыкновенные способности к рисованию, проявились еще в детстве, поэтому он окончил Академию художеств, посетил Францию и Италию, где продолжил свое образование. Его творения связанные с Москвой. Здесь он построил горделивый и изящный дом Пашкова, богатого заводовладельца.
Он всю жизнь посвятил возвеличиванию и украшению родной земли средствами своего могучего искусства.
– О ком идет речь? (В.И. Баженов).
- Закрепление:
– Чем был ознаменован 18 век?
- Рефлексия:
Самооценка собственной работы на уроке.
– Что нового я узнал сегодня?