План – конспект урока.
Предмет: математика
Класс: 3
Тема: “Компас решения текстовых задач”.
Цели урока (для учителя):
учебные:
- систематизировать простые текстовые задачи, обозначить пути их решения;
- закрепить умение решать простые и составные задачи изученных типов;
- совершенствовать вычислительные навыки;
развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, внимания;
- формирование коммуникативной и информационной видов компетентности;
воспитательные:
- воспитывать у детей любознательность и интерес к математике.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- уметь использовать в речи математические термины;
- уметь решать задачи на умножение и деление;
- уметь составлять и решать простые и составные задачи;
Цели урока (для учащихся):
- уметь классифицировать и решать задачи разного вида;
- уметь высказывать свое мнение;
- уметь выслушивать мнение товарищей.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Методы урока:
- Частично-поисковый метод;
- Метод практических действий;
- Работа с доской;
- Рефлексия.
Оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, презентация (мультимедийное сопровождение). Раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Садитесь поудобней. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке.
Но прежде, давайте вспомним основные правила, которые мы должны помнить на уроке.
– Слушать учителя.
– Слышать друг друга.
– Дополнять.
– Исправлять, помогать.
Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый узнает что-то новое, познавательное.
- Устный счёт.
Перед нами такая работа-
Задания для устного счёта.
Сейчас вы будете работать в группах. Каждый ряд – это одна группа. Итого 3 группы.
Задание: соедини по порядку точки, соответствующие ответам примеров. Что получится?
1 группа:
8*2:4 20:4*10 49:7*9 |
72*1:8 64:8:2 9*9:1 |
30:5*3 20*5:10 10*5:1 |
2 группа:
8*3:4 30:5*10 81:9*4 |
63*1:7 100:20*3 99:1*0 |
49:7*11 100:5*2 4*9:6 |
3 группа:
5*4:2 60:10*4 72:8*10 |
7*1:7 40:20*9 49:7*8 |
100:5:2 0:88*13 5*20:10 |
- Постановка проблемы.
Урок посвящаем решению задач,
Неинтересен урок без задач!
Задачи учат нас рассуждать, анализировать, наблюдать.
Так какая тема нашего урока?
– Как решить текстовую задачу?
Нам поможет “Компас решения текстовых задач”. (Тема урока)
– Сегодня на уроке мы будем искать пути решения различных задач.
Как вы думаете, а ваша какая сейчас цель?
Цели:
- Различать виды задач и уметь их решать;
- Уметь высказывать свое мнение;
- Уметь выслушивать мнение товарищей.
- Систематизация имеющихся знаний
– Какую задачу решить проще: в 1 действие или в несколько действий?
– Как называются задачи в 1 действие?
“Простые задачи”
– Какие виды простых задач существуют?
а) на сложение и вычитание части и целого
б) на умножение и деление (на взаимосвязь величин по формулам)
в) на разностное сравнение
г) на кратное сравнение
Вывод: простые задачи делятся на 4 типа:(схема)
- Фронтальное закрепление на практике полученных выводов.
– Определите тип задачи и решите ее (устно)
1) В 1-й день машина проходит 30 км, во 2-й – 10. Сколько км проехала машина за 2 дня?
Ответ: 40 км.
2) Во дворе стоят 12 автомобилей. Сколько легковых машин, если грузовых 4?
Ответ: 8.
3) Книга стоит 27 руб., блокнот – 9 руб. На сколько рублей блокнот дешевле книги?
Ответ: на 18 руб.
4) У собаки 42 зуба, а у кошки 30 зубов. На сколько больше зубов у собаки, чем у кошки?
Ответ: на 12.
5) Длина прямоугольника 8 см, ширина 7 см. Найдите площадь прямоугольника.
Ответ: 56.
6) Мама купила 3 кг муки по цене 15 руб. за 1 кг. Сколько денег мама потратила?
Ответ: 45 руб.
7) Отцу 32 года, а сыну 8 лет. Во сколько раз отец старше сына?
Ответ: в 4 раза.
8) Конфета стоит 5 руб., а шоколадка 40 руб. Во сколько раз шоколадка дороже, чем конфета?
Ответ: в 8 раз.
– Всем понятно как решить простую задачу?
А кто считает, что ему ещё нужна помощь?
Постановка проблемы
– Как решить составную задачу? Вслушайтесь в название: составная, значит ее из чего-то составили. Как вы думаете, из чего?
- Выход из проблемы
Составная задача – это цепочка простых задач.
на доске: Составная задача →простая задача→простая задача→простая задача
Нужно разбить составную задачу на несколько простых и по очереди их решить. Решение последней простой задачи и будет ответом составной задачи.
Закрепление на практике полученных выводов.
Прочитайте задачу.
Туристы проплыли 2 ч на плоту, проплывая каждый час 4 км, а затем прошли пешком 3 ч, проходя каждый час 6 км. Найди длину всего маршрута туристов.
Данная задача – составная или простая? Сколько простых задач содержится в данной задаче?(3) Прочитайте их.
Физминутка
Быстро встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок!
- Практическое закрепление в самостоятельной работе полученных выводов.
Детям предлагаются на выбор карточки разных уровней сложности, по две задачи в каждой. Самостоятельно на месте выполняют решение. Первые три ученика, справившиеся с работой, отвечают у доски по одной задаче (по выбору) и становятся консультантами для других детей.
Дифференцированные разноуровневые задачи для самостоятельной работы. (На жёлтых листах – задание труднее, чем на зелёных, но легче, чем на красных.)
Уровень А. (красный)
- Два мальчика купили 5 коробок пластилина по одинаковой цене. Один заплатил за коробки16 руб., а другой 24 руб. Сколько коробок пластилина купил каждый мальчик?
- Рыбаки поймали 64 форели, а сазанов на 48 меньше. Во сколько раз меньше поймали сазанов, чем форели?
Уровень Б (жёлтый)
- Купили 7 красных рыбок по 3 руб. и еще 4 желтых рыбки. За всю покупку заплатили 29 руб. Сколько стоит одна желтая рыбка?
- Хозяйка засолила несколько банок помидоров, по 3кг в каждой банке. После того, как съели 12 кг помидоров, осталось 18 кг. Сколько банок помидоров засолила хозяйка?
Уровень В(зелёный)
- Для ремонта купили 2 куска голубых обоев по 7 руб. и столько же сиреневых по 8 руб. Сколько денег заплатили?
- 5 ящиков с апельсинами весят 40 кг, а ящик с хурмой 4 кг. На сколько легче ящик с хурмой, чем ящик с апельсинами?
Итог урока:
- Я испытывал затруднения, когда…
- Я обращусь за помощью к ….
- Я работал с…настроением.
- Я…доволен собой.
Справились мы с проблемой “Как решить задачу”?
Кому помог в этом составленный “компас решения задач”?
Кто из вас почувствовал себя увереннее после сегодняшнего урока?
Многие верят, что у каждого человека на небе есть своя звезда, которая сопровождает его всю жизнь. Зажжем созвездие нашего класса.
- Работал в полную силу: красная звёздочка
- Умеешь работать лучше: синяя звёздочка
- Не получилось, недоволен своей работой: жёлтая звёздочка
Домашнее задание: составьте и решите составную задачу на разностное сравнение с использованием формулы стоимости.
– Сегодняшний урок я закончу словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.):
“Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…”
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития школьников, глубины усвоения ими учебного материала. Поэтому развитие самостоятельности учащихся при решении текстовых задач остается важнейшей проблемой. На данном учебном занятии используются разнообразные формы работы и задания для решения данной проблемы. Интересный урок!
Решение задач – сложный вид работы для учащихся начальной школы, но если его преподносить в интересном, игровом и доступном виде, то детям становится легче разобраться. На данном уроке работа была построена так, что дети работали и группах, и фронтально, и индивидуально, что помогает лучше усвоить материал. Спасибо за хороший урок!
Урок интересный, с использованием различных форм работы, разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Используется дифференцированный подход в обучении учащихся на уроке.
Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Я считаю, что все цели, которые педагог поставил в начале урока, были успешно достигнуты.