(По материалам региональной научно-практической конференции “Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в практику образовательных организаций”)
На сегодняшний день в нашей стране, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Характерной является проблема обучения детей с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.
Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.
Одной из проблем процесса воспитания и образования является проблема социализации детей с нарушением интеллекта. Умственная отсталость – выраженная недостаточность интеллекта – является состоянием, затрудняющим адекватное социальное функционирование индивидуума.
Л. С. Выготский теоретически обосновал, что у умственно отсталых детей существуют процессы, способствующие их развитию. Разрабатывая проблему взаимоотношения обучения и воспитания, Л.С.Выготский исходил из того, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его, вести за собой.
В настоящее время перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углубленного изучения, особенностей психического развития каждого ребенка для определения адекватных индивидуализированных мероприятий коррекционно-воспитательного, развивающего и лечебно-профилактического воздействия.
Важным условием в процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в России является коррекция. Развитие коррекционной педагогики и специальной психологии неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии. Для детей – инвалидов предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия обучения и развития, оздоровление, реабилитацию и социальную адаптацию.
На данный момент наш колледж – ГБПОУ «ГКП» – среда равных возможностей – адаптивная, со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные учащиеся, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии осуществляет бесплатно следующие виды деятельности:
– обучение и воспитание граждан – инвалидов и с ОВЗ по образовательным программам, разработанными на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников;
– профессионально-трудовое обучение, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки студентов;
– профессиональная ориентация и профессиональная подготовка, направленные на овладение доступными для обучающихся, воспитанников профессиями и специальностями;
– углубленная трудовая подготовка при имеющейся необходимой для этих целей материальной базе, проведение производственной практики. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством РФ о труде. Руководство производственной практикой осуществляет мастер п/о;
– социальная адаптация обучающихся, воспитанников к жизни в обществе;
– обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
– воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– приобщение обучающихся, воспитанников к общечеловеческим ценностям.
Воспитательная работа с детьми с нарушением интеллекта Губернского колледжа города Похвистнево ведется с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии осуществляется подготовка разным видам труда: девушки осваивают профессии маляра, штукатура, юноши – профессии маляра, штукатура, столярное дело.
Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в общежитии выполняют мелкий ремонт мебели, ремонт помещений (покраска, побелка и т.д.)
Разнообразный и посильный труд детей, а также различные наблюдения и опыты с природным материалом обеспечивают значительные возможности для расширения, углубления и систематизирования знаний детей о ближайшем окружении, формирования общего представления и простейших житейских понятий о мире. Таких детей я стараюсь вовлекать в творческие конкурсы поделок из природного материала. Конкурсы проводятся, например, на осеннюю тематику.
Дети – инвалиды и дети с ОВЗ, также включаются и в культурно-массовые мероприятия: День знакомств; Осенний бал; День именинника; Новый год; День студента; День влюбленных; День защитника Отечества; вечер, посвященный 8 Марта; День смеха и т.д., где дети проводят досуговую деятельность и включаются в процесс мероприятия, читают стихи, пусть не совсем «на отлично» у них получается, но они очень стараются и получают поддержку со стороны своих сверстников. Дети участвуют в различных сценках, конкурсах, танцуют и поют хором, а также охотно участвуют в спортивных мероприятиях, таких как, теннисный турнир, футбол, посещают тренажерный зал, который имеется в здании общежития и занимаются на тренажерах, выполняя силовые упражнения и другие виды физических нагрузок. Кроме этого студенты в сопровождении воспитателя посещают Общественный Краеведческий музей, концерты, проводимые в нашем городе Похвистнево – в школе искусств, во Дворце Культуры.
Воспитание детей с нарушением интеллекта иногда сопряжено с трудностями, главными отличительными чертами которых являются «стресс нового образа жизни», социально-психологическая отчужденность, ухудшение атмосферы отношений со сверстниками и взрослыми. Для их предупреждения и преодоления воспитатель организует развивающую среду, персонифицированное жизненное пространство, отвечающие таким потребностям детей, как потребности в любви, безопасности, защищенности, впечатлениях, общении, социальных контактах, двигательной активности, комфортности, динамичности, открытости. В качестве средств такого воспитания выступает: общение, общественный труд, определенные традиции, социальное обучение, игра, совместная деятельность. К закономерностям воспитания относится зависимость целей и характера воспитания ребенка от его жизненного опыта, уровня развития, подготовленности к проживанию к новым условиям.
Предполагается ряд направлений по работе с детьми с нарушением интеллекта:
Лечебно-профилактическое направление (охрана здоровья на основе строжайшего соблюдения объема предельной нагрузки ребенка; укрепление здоровья посредством нормированной нагрузки в соответствии с группой здоровья; изучение динамики состояния здоровья на основе учета работоспособности и заболеваемости учащихся).
Социально-трудовое направление – систематическая работа с родителями, предупреждающая эмоциональные срывы, психологические перегрузки, обеспечивающую охранительный режим выполнения домашних, заданий в соответствии с СанПин.
Необходимо понимать, что каждому ребенку нужно создавать благоприятные условия для его развития, которые будут учитывать его индивидуальные особенности и потребности.
В колледже обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения, осуществляется социальным педагогом, логопедами, психологами, воспитателями и педагогами.
Задачи психолого-педагогического сопровождения: оказание помощи детям, которые нуждаются в особых обучающихся программах; создание эмоционально благоприятного климата в педагогическом составе и детском коллективе; своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии; повышение психологической и педагогической компетентности родителей и преподавателей по вопросам касающихся обучения и воспитания ребенка; изучение индивидуальных особенностей детей [3, с.22].
Для включения ребенка в образовательный процесс, необходим индивидуальный подход, а обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка.
Для эффективности организации процесса обучения и воспитания необходимо чтобы студенты, получающие образование в режиме воспитательного процесса, стали подлинными субъектами обучения, чувствовали, что учатся для себя, своего развития и совершенствования, а также осуществляли функции целеполагания, планирования и оценки учебно-воспитательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. – №5 – с.30-35.
Блинова Л.Н. «Роль образовательной среды в развитии и коррекции личности». //Человеческое измерение в региональном развитии. // Тезисы IV международного симпозиума. Ч. 2. – г. Биробиджан. – С. 12.
Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1967.
Всеобщая декларация прав человека [Текст]: офиц. текст [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.].
Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.
Конвенция о правах ребенка [Текст]: офиц. текст [Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.: вступила в силу для СССР 15.09.1990] / Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст]:учеб. пособие / А.Р.Маллер. – М., 2002.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
https://mosi.ru/ru/conf/articles/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-soprovozhdeniya-detey-s-ogranichennymi
httpss://cribs.me/spetsialnaya-korrektsionnaya-pedagogika/obuchenie-i-vospitanie-detei-s-narusheniem-intellekta-umstvenno-otstalykh_
https://studopedia.org/1-108881.html