Урок русского языка в 10 классе
Тема: Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка
Урок комплексного применения знаний.
Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Цели урока:
Образовательный аспект: знать понятие фразеологизмов как устойчивых словосочетаний, употребляемых в переносном значении;
рассматривать фразеологизмы как средства языковой выразительности, позволяющие усиливать наглядность и образность текста, создавать нужную стилистическую тональность.
Развивающий аспект: уметь отличать фразеологические сочетания от свободных словосочетаний;
производить лингвистический анализ текста;
сравнивать и сопоставлять тексты с разной стилистической окраской;
характеризовать изобразительные средства, используемые в текстах;
давать толкование фразеологическим оборотам;
«расшифровывать» фразеологизм с картинки;
использовать фразеологические словосочетания при составлении собственного высказывания;
определять роль фразеологизмов в речи
Воспитательный аспект: формирование устойчивого интереса к образной системе русского языка, мотивирование на серьёзную подготовку к экзаменам и
выбор будущей профессии, способность ставить цели и строить жизненные планы
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Используемые технологии: проблемный метод, анализ, сравнительная характеристика текста, создание собственного речевого высказывания
Оборудование: мультимедиа проектор, мультимедиа доска, ноутбук, презентация к уроку
prezentaciya-k-uroku-frazeologizmy
Ход урока
1.Огранизационный момент(слайд 1) Приветствие Текст №1:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сейчас вы ученики 10 класса, а скоро станете выпускниками. Вам предстоит сдать ЕГЭ, поступить в какое-либо учебное заведение, получить профессию и начать трудовую жизнь. Дальнейшее развитие и процветание России во многом будет зависеть от вашего профессионализма и мастерства. Помните: вы очень нужны своей стране!
Я могу обратиться к вам так, а могу немного по-другому:
Приветствие(слайд 2) Текст №2:
«Здравствуй, племя, младое, незнакомое!»
От всей души приветствую я вас!
Гранит науки мы грызём сейчас в десятом,
Не за горами и одиннадцатый класс!
Но оглянуться даже не успеем,
Как промелькнёт горячая пора,
И вы покинете родную альма-матер,
Что вам счастливую путёвку в жизнь дала:
Откроются пред вами все дороги,
Вам предстоят великие дела,
Ведь ждёт вас с распростёртыми объятьями
Огромная, великая страна!!!
Какое из моих приветствий вам понравилось больше? В чём сходство и в чём различие этих 2-х текстов?
(информация та же, но передана по-другому)
Текст №1 | Текст №2 |
Форма: прозаическое приветствие Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране. |
Форма: стихотворное приветствие Тема и основная мысль: подготовка к будущей жизни. Сейчас мы учимся для того, чтобы приносить пользу своей стране. |
Стиль речи: публицистический | Стиль речи: художественный |
Средства выразительности: обращение, торжественный тон. Образные средства выразительности речи отсутствуют. Предложения строятся на основе свободных словосочетаний. | Средства выразительности: образное, шутливо-ироническое обращение-цитата (афоризм А.С.Пушкина), фразеологизмы: («Грызть гранит науки» – из речи Троцкого), другие фразеологизмы. Предложения строятся на основе несвободных, фразеологических словосочетаний. |
Вывод: в зависимости от речевой ситуации мы либо употребляем изобразительно- выразительные средства, либо нет, но с их помощью мы делаем нашу речь образной, интересной, запоминающейся. В данном случае в качестве изобразительного средства использовались фразеологизмы.
Слайд 3: Тема урока. Попробуем сформулировать тему нашего урока.
Слайд 4: Формулировка проблемного вопроса:
Без них, конечно, можно обойтись,
Но сможем ли от них мы отказаться? (метапредмет «Проблема»)
Ответить на этот вопрос нам поможет анализ выразительных средств (фразеологизмов), использованных во 2-м тексте. Найдите в нём все фразеологические сочетания и подчеркните. А теперь проверим себя.
Слайд 5. Выяснение происхождения и значений данных фразеологизмов.
Слайды:6,7.8,9,10
Позволяет ли нам проведённая работа перечислить основные источники попадания фразеологизмов в наш язык и нашу речь? Это:
-художественная литература (афоризмы)
-история (афоризмы)
-кино
-иностранные языки
-реалии русского быта
-народные обычаи
Вопрос: Так сможем ли от них мы отказаться? Нет, так как это накопленное веками богатство языка, его украшение. Многие из них настолько прочно вошли в нашу речь, что мы даже не замечаем, как автоматически, непроизвольно употребляем их. Но иногда мы делаем это не совсем уместно или неграмотно. Часто ошибки в употреблении фразеологических оборотов связаны с тем, что мы путаем их с омонимичными свободными словосочетаниями.
- Работа с таблицей (метапредмет «Знак») Выявить неизвестное, дополнить таблицу.
Предлагаю вам поработать с фрагментом таблицы, где представлены примеры свободных словосочетаний и фразеологического. Слайд 11,12
Опираясь на приведённые примеры, давайте попробуем дополнить таблицу необходимыми компонентами.
Какой из признаков фразеологизмов является убедительным доказательством их принадлежности к изобразительно-выразительным средствам языка?
(2. Переносное значение, основаны на переносе значения)
А какой не позволяет отказываться от их употребления? (3. Готовые фразы, их не надо придумывать, подбирать слова, главное – употреблять в правильном значении).
Вывод: мы не можем отказаться от использования фразеологизмов в речи, так как они прочно вошли в наш словарный запас, они не требуют запоминания, их очень удобно использовать в речи, так как это уже готовые фразы, способные украсить высказывание. Но вот научиться их отличать от свободных словосочетаний необходимо.
Внимание на экран: Слайд 13:
Без пяти минут Откуда ветер дует Красной нитью Правая рука На разных языках На глаз
Намылить голову
Вопрос: в каком значении употреблены данные словосочетания? Это свободные словосочетания или это фразеологизмы? Нельзя ответить однозначно. Что нужно сделать, чтобы понять значение? Нужен контекст.
Работа в парах. Используя таблицу, составить предложения с указанными словосочетаниями так, чтобы в первом случае оно употреблялось в прямом значении, а во втором- в переносном. Готовые предложения комментируем.
Ожидаемый результат:
1.Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.
2.На моих часах – без пяти минут одиннадцать.
3.Дымом пахнет оттуда, откуда ветер дует.
4.Он догадывался, откуда ветер дует.
5.Ребёнку намылили голову, но мыло попало и в глаза.
6.За то, что я не погулял с собакой, мне намылили голову.
7.Размер одежды я определяю на глаз.
8.Пострадавшему наложили повязку на глаз.
Слайд 14. Ребята, фразеологизмы, как средство выразительности речи, интересны ещё и тем, что в их образной основе лежат многие художественные приёмы: метафора, сравнение, литота, гипербола.
Перед вами картинки, в которых «зашифрованы» фразеологизмы. Попробуем расшифровать их и определить значение. (слева-прямое значение, справа – переносное)
Ожидаемый результат:
1.Золотые руки – метафора
2.Как две капли воды – сравнение
3.Кот наплакал – литота
4.Довести до белого каления – гипербола.
Расшифровка рисунков: слева- прямое значение, справа-переносное (метапредмет «Знак»)
7.Создание собственного речевого высказывания на тему «Подготовка к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов.
Задание: напишите миниатюру на тему «Как я готовлюсь к будущей профессии» с использованием предложенных фразеологизмов (раздаточный материал):
Задание даётся дифференцированно: для тех, кто затрудняется составить собственное высказывание на указанную тему, предлагается «текст-подсказка», в который следует только внести коррективы, творчески переделать, используя предложенный языковой материал.
Выбор профессии – это самое главное, над чем думает любой старшеклассник.
Ведь именно сейчас мы приобретаем знания и умения, которые так пригодятся нам в трудовой деятельности.
Подготовку к ней не стоит переносить на длительное время, поэтому я принял решение, что не буду бесцельно тратить время, а решительно приступлю к изучению всех школьных предметов, буду много читать.
Это мне поможет успешно сдать экзамены, поступить в ВУЗ, получить хорошее образование. Мне очень хочется многого добиться, стать успешным, перспективным работником, чтобы приносить пользу своей стране!
Чтение и анализ сочинений с акцентом на характеристику использованного изобразительного приёма, выраженного фразеологизмом.
8.Подведение итогов, выводы, возвращение к проблемному вопросу
Без них, конечно, можно обойтись,
Но сможем ли от них мы отказаться?
ВЫВОД: нет, отказываться не стоит, так как:
Использование фразеологизмов делает речь яркой, образной, эмоциональной!
Интересный конспект урока. Тщательно продумана методика проведения урока. Учитель использует разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. Умело подобран речевой материал.
Учителем продуман каждый этап урока и форма организации учебной деятельности. Учащийся будет правильно использовать фразеологизмы в своей речи.
Учителем выбрана интересная тема для проведения конкурсного урока, умело продуманы все этапы урока, виды деятельности, подобраны интересные и разнообразные задания. Урок заслуживает высокой оценки.
План-конспект составлен с учетом современных требований. Все этапы урока тщательно разработаны, выделены виды деятельности учащихся, продуманы очень интересные примеры для анализа. Отличный урок, даже не специалисту все понятно.